Публикации Оценка достижения планируемых результатов обучающихся с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оценка достижения планируемых результатов обучающихся с ОВЗ
Автор: Молчанова Лариса Васильевна

Молчанова Лариса Васильевна,МБОУ «СОШ №106», г.Трехгорный, РоссияОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Аннотация: В статье представлены особенности проведения промежуточной аттестации у обучающихся с ОВЗ с учетом требований адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», 2 класс. Ключевые слова: Контрольно-измерительные материалы, промежуточная аттестация, обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, планируемые результаты. В последние годы неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 5% всех обучающихся составляют дети-инвалиды, при этом более половины из них получают образование в классах с инклюзией. Создание благоприятных условий для социализации и социальной адаптации таких детей является одним из приоритетных направлений развития образования. В 2017 году педагоги нашей общеобразовательной школы впервые начали работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для нас это был своеобразный стресс. Теоретически мы были готовы. Но вот практически оказалось, что сложности возникают на каждом шагу работы. Наибольшую сложность в процессе обучения составляет объективное оценивание таких детей. При оценке достижения обучающимися планируемых результатов возникает необходимость выбора контрольно-измерительных материалов. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные письменные и устные работы, проекты, практические и творческие работы. Особое место среди них занимают итоговые работы, выносимые на промежуточную аттестацию. И здесь мы сталкиваемся с их отсутствием или тем, что они представлены практически единичными экземплярами. Педагог должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только, вникнув в суть алгоритма составления работы, можно понять, как ее содержание формирует и проверяет универсальные учебные действия. Практически все учителя начальных классов прошли обучение на курсах повышения квалификации и работают с данной категорией детей. И я не исключение. Я работаю в классе инклюзии, мне необходимо использование оценочных материалов для разного рода оценивания обучающихся, в том числе детей с ОВЗ. На примере своей работы «Оценочные материалы по предметным результатам, выносимые на промежуточную аттестацию обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по предмету «Окружающий мир» я хочу рассказать о том, что учитывается при их составлении. Спецификация контрольно-измерительных материалов по предмету «Окружающий мир» составлена для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Цель работы: осуществление объективной индивидуальной оценки учебных достижений обучающихся за курс окружающего мира 2 класса начальной школы в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования. При составлении спецификации работы я, прежде всего, ориентировалась на требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом, адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования к уровню освоения планируемых результатов обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Работа составлена в соответствии с принципами, формирующими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (вариант 6.1):-адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;-учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;коррекционная направленность образовательной деятельности;-принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормами поведением;-переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и успешной социализации в реальном мире.При составлении работы я учитывала, что требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 6.1), а так же система оценки достижения планируемых результатов обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Дети, относящиеся к этой категории, имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в формах, предусмотренных Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в образовательной организации в соответствии с особенностями здоровья. При достижении планируемых результатов важно учитывать особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые задаются двигательными нарушениями, нарушениями психического развития и определяют особенности построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании работы. Среди образовательных потребностей можно выделить те, которые свойственны всем обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:-специально организованная среда и рабочее место в соответствии с особенностями ограничений здоровья;-при необходимости сопровождение обучающегося или помощь такому ребенку в соответствии с особенностями ограничений здоровья;-увеличение времени на выполнение заданий;-возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. Контрольная работа для учеников без ограничений здоровья состоит из 12-14 заданий, из которых 2-3 задания с открытым ответом, при этом 2 задания повышенного уровня предполагают развернутый ответ. Оценочные материалы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены стандартизированной контрольной работой и предусматривает 70% заданий базового уровня, проверяющих сформированность предметных результатов и 30 % задания повышенного уровня сложности, проверяющие сформированность предметных и метапредметных результатов. В работу включены 3 задания (30%), содержащие национально-региональный и этнокультурный компоненты Челябинской области. В работе представлены задания с выбором ответа, задание с кратким ответом, задание с установлением последовательности. Такое соотношение заданий и их типы учитывает индивидуальные особенности категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, т.к. им с трудом дается написание больших по объему ответов, а также длительное нахождение в сидячем положении при письме. Максимальный балл за выполнение всей работы в целом составляет 13 баллов. При этом заданий базового уровня 7 (7 баллов), повышенного уровня -3 (6 баллов). Работа оценивается по пятибалльной шкале. Следующим структурным компонентом является план работы. Он включает в себя раздел программы, проверяемый планируемый результат, уровень сложности, тип задания, время выполнения, максимальный балл за каждое задание. Определены время и способы выполнения работы: на подготовительный этап, для проведения инструктажа отводится 3-5 минут, это время может быть увеличено, если требуются дополнительные разъяснения. Работа над заданиями составляет не более 30 минут и примерно 5 минут отводится на проверку работы учениками после ее выполнения. Инструкция по проверке и оценке работы отражает планируемый результат для каждого задания, правильный ответ и критерии оценивания с указанием максимального балла за задание. В таблице1 представлены особенности проведения работы в сравнении с работой для учеников без ограничений здоровья. Общим для всех является то, что перед началом работы учитель кратко напоминает обучающимся основные правила выполнения работы, записи ответов и взаимодействия с учителем, но для учеников с ограничениями здоровья учитель может дополнительно пояснить задания, формулировка которых вызывает затруднения. В дополнение к письменной инструкции к заданию, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами. Различие, как мы видим из таблицы, будет в продолжительности работы: 40 и 30 минут соответственно. Во время выполнения работы детьми без ограничения здоровья помощь учителя носит организующий характер, а детям с ОВЗ при необходимости учитель может индивидуально предоставлять дифференцированную помощь: стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющую (повторение и разъяснение инструкции к заданию). При выполнении работы учениками без ограничений здоровья учителю не рекомендуется подходить к учащимся, кроме исключительных случаев (стрессовое состояние, эмоциональная неустойчивость школьника). Для детей с ОВЗ не только возможна, но и необходима организация короткого перерыва (5-10 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. Специальные условия проведения промежуточной аттестации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата определяются в соответствии с их особыми образовательными потребностями и спецификой нарушения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, мониторинга уровня психофизического развития ребенка и в общем виде фиксируются в адаптированной основной общеобразовательной программе. Составленные мной оценочные материалы были апробированы при проведении промежуточной аттестации обучающейся 2 класса нашей школы с учетом особенностей ее здоровья, психофизического развития и с учетом формы обучения-этот ребенок обучается на дому. Таблица 1Литература1.Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс] (дата обращения: 29.01.2024)2. Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Контроль качества обучения в условиях инклюзии / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ИКП РАО, 2020. – 84 с.