Публикации Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»
Автор: Кошелева Лариса Юрьевна

На современном этапе российская система образования ставит основную цель - корректировку образовательной школы, решая при этом задачи в области формирования универсальных учебных действий. В этой связи в ФГОС выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные . ФГОС НОО особое внимание уделяет метапредметным результатам, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, в числе которых находятся коммуникативные действия, которые способны обеспечить ребенку «социальную компетентность в процессе обучения».Важным является уровень качественного обучения в школе, особенно младших школьников, их социализация в социуме и формирование умения контактировать с окружающими людьми. Коммуникация обеспечивает не только совместную деятельность детей в школе, но и «предполагает обмен информацией и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра».Ю. В. Жуковина отмечает: «на современном этапе в образовательной практике применим переход от усвоения готовых знаний к взаимодействию ребенка с одноклассниками и учителем, что требует развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, способствующих формированию умения слушать и вступать в диалог, участвуя в обсуждении проблем».О.А. Карабанова дает следующую характеристику коммуникативным учебным действиям: «они «обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя». В. А. Тищенко дает следующее определение данному феномену: «коммуникативные умения – это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности». Современные исследователи А. Г. Асмолов , И. А. Гришанова, О. Г. Мишанова в зависимости от коммуникативных умений, необходимых ученикам для сотрудничества, выделяют следующие виды коммуникативных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.А. Г. Асмолов рассматривает коммуникативные действия на уровне базиса, разделяя их на три основных группы: коммуникация как взаимодействие; коммуникация как сотрудничество; коммуникация как условие интериоризации.По мнению А. Г. Асмолова, «умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно–смысловых оснований личностного морального выбора».На современном этапе важнейшим показателем является наличие у ребенка внутренней мотивации, которое оказывает наибольшее влияние на его образование, поэтому в образовательном процессе необходимо формировать у него потребность учиться и вести коммуникацию. В этой связи коммуникативные учебные действия более благоприятны в среде обучения школьников начальных классов, поскольку младший возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости детского общения.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Такие действия связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Для усвоения коммуникативных универсальных учебных действий необходимы процедуры, отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные универсальные учебные действия через включенность в необходимую рефлексию своих действий. На основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Значительной вехой в развитии коммуникативной деятельности является формирование у детей «способности к согласованным действиям с учетом позиции другого», которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества. Важной направленностью является «коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения».