Публикации "Система управления профессиональным развитием педагогов как ресурс повышения качества образования"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Система управления профессиональным развитием педагогов как ресурс повышения качества образования"
Автор: Булыгина Татьяна Петровна

Система управления профессиональным развитием педагогов
как ресурс повышения качества образования
(деловая игра с использованием метода World caf)
Т.П. Булыгина, методист
Работа по повышению квалификации кадров – это целостная система развития творческого потенциала педагога и коллектива в целом. Успех её зависит от заинтересованности педагогического коллектива в профессиональном развитии. Здесь может быть применено много способов мониторинговой диагностики. Но, прежде всего, сам педагог как специалист-профессионал должен быть способен в максимально полной мере оценить, насколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для обеспечения эффективности педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает педагог, тем сильнее у него потребность реализовать себя как профессионала, тем больше он заинтересован в своём профессиональном развитии.
В 2021-22 учебном году был проведен мониторинг системы профессионального развития педагогов в Центре для определения проблем в и задачи профессиональном развитии педагогов дополнительного образования и постановки задач.
Разработан перспективный план курсовой подготовки и аттестации до 2024 года, проводится регулярное информирование педагогов об условиях участия в конкурсах, семинарах, конференциях с целью повышения профессионального мастерства.
Таким образом, всем педагогам предоставляется возможность повышать профессиональный уровень.
В связи с существенным обновлением в 2019-20 гг. педагогического коллектива разработана Программа профессионального развития педагогов 7 шагов, нацеленная на проектирование алгоритма совершенствования системы управления профессиональным развитием и саморазвитием педагогов в Центре.
Мы поставили следующие задачи:
Выявить уровень потребностей педагогов к профессиональному развитию.
Провести анализ внешних и внутренних условий функционирования системы профессионального развития педагогов Центра.
Спроектировать мероприятия, улучшающие деятельность системы по профессиональному развитию педагогов Центра.
Для решения поставленных задач выполнена диагностика внутренних условий профессионального развития с целью определения доминирующих мотивов профессиональной деятельности, выявления способностей ПДО к самоанализу и самооценке своей деятельности: Оценка удовлетворенности работой; Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и профессиональном самообразовании и др.
Проведена дифференциация педагогического коллектива по потребности в профессиональном развитии:
1) педагоги, удовлетворенные работой и имеющие потребность в профессиональном развитии (доминирующие мотивы – личностная самореализация);
2) педагоги, удовлетворенные результатами своего труда, но не имеющие потребности в профессиональном развитии (доминирующие мотивы – профессиональные);
3) педагоги, неудовлетворенные своей работой и имеющие потребность в профессиональном развитии (доминирующие мотивы – потребность в профессиональной деятельности).
Разработаны планы работы с группами.
Для 1 группы актуальна реализация профессионального самосовершенствования через: наставничество; внедрение проектной деятельности; деятельность творческих групп (по определенным темам), организацию методических мероприятий (круглый стол, деловая игра, мастер-класс и т.д.). Это позволяет ориентировать педагогов на поиск и создание собственных концепций обучения и воспитания; совершенствование личностной компетентности, мастерства, самосовершенствование с проявлением высокого уровня креативности.
Для 2 группы формирование профессиональной потребности осуществляется через вовлечение в работу творческих групп по изучению новых педагогических идей и применению их в практической деятельности, участие в психологических тренингах по личностному росту, социальное партнерство с педагогами 1 группы. Такая работа помогает осмыслению собственной деятельности, реализации себя как личности и профессионала, формированию интереса к своему предмету, положительного отношения к новым педагогическим идеям, ориентации в современных концепциях обучения и воспитания и применению их в своей практической деятельности.
Основной состав 3 группы – начинающие педагоги. Создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами осуществляется через реализацию программы Школа начинающего педагога, в рамках которой проходит адаптация и совершенствование профессионального уровня молодых и вновь принятых педагогов и, как следствие повышение качества образовательной деятельности. Профессиональное развитие проходит через участие в работе стажерской площадки Центра (циклы лекций, семинаров и т.д.), повышение квалификации на уровне Центра, города, республики, участие в методической работе в команде с педагогами 1 и 2 группы (мероприятии, проекты и т.д.). Это помогает формировать внутреннюю устремленность для достижения профессиональной цели, эффективную включенность в творческую жизнь Центра.
Интерактив
Сегодня мы с Вами проведем деловую игру с использованием метода World caf (приложение 1) для того, чтобы, во-первых, познакомиться с методом и, во-вторых, оценить возможности профессионального развития педагогов.
В ходе деловой игры предлагаем Вам обменяться мнениями по вопросу совершенствования профессионального обучения:
- внутри ОУ;
- в рамках города;
- в рамках Республики;
- за пределами Республики (дистанционно).
(Работа в группах по методу World caf.)
Опыт Центра по профессиональному развитию педагогов
Совершенствование оценки качества труда педагогов, разработка системы профессиональных рейтингов, стимулирование педагогов к повышению результативности образовательной деятельности, совершенствованию профессиональных компетенций, конкурс педагогических идей Новация, номинирование педагогов на муниципальные, региональные конкурсы и премии дает хорошие результаты:
- стало меньше затруднений в анализе и корректировке программ в новых условиях и, как следствие увеличение количества авторских программ, педагогических инноваций и проектов;
- активное участие в методической деятельности Центра, экспериментальной площадки ФИРО, педагогических чтениях, научно-практических конференциях повышает престиж профессиональной деятельности, особенно у начинающих педагогов;
- разработка индивидуальных программ по саморазвитию педагогов способствует приведению в соответствие с муниципальным заданием уровня квалификации педагогических кадров.
Перспективами дальнейшего развития Программы являются:
- обеспечение вариативности форм внутрицентровского повышения квалификации: творческие мастерские, мастер-классы, методическое портфолио и т.д.;
- увеличение доли педагогов, готовых позиционировать себя в профессиональном сообществе как лидеров инновационного движения: публикации, открытые мероприятия, публичные выступления, конкурсы педагогического мастерства;
- обеспечение выхода на новый уровень организационной культуры учреждения, выражающийся в 100%-ной удовлетворенности педагогами условиями труда и стилем взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Таким образом, потребность в развитии профессионализма возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально-предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка педагога. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
Работа по совершенствованию профессиональной деятельности педагогов Центра систематизирована вокруг нескольких ведущих идей:
- знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, способами деятельности овладевать, мышление развивать;
- личностный рост педагога – рост творческий и нравственный, готовность к самообразованию является показателем профессиональной компетентности;
- совершенствуя собственное сознание через навыки профессиональной деятельности, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед детьми и обществом в целом.
- изучение и системный анализ постоянно меняющегося социального заказа на образовательные услуги дополнительного образования детей необходимы для повышения конкурентоспособности педагога и учреждения.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Приоритетный национальный проект Образование, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204.
Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 г., Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р.
Белова, Г. А. Перспективное планирование профессионального самообразования педагогов / Г. А. Белова // Методист. – 2009. № 3. – С. 25.
Бондаренко, Е. Н. Пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации развитых стран / Е. Н. Бондаренко // Акмеология. – 2009. №1. – С.1518.
Гинько, Н. В. Организация самообразовательной деятельности педколлектива / Н. В. Гинько // Образование Минщины. – 2009. № 3(20). – С. 8992.
Гужавина, Н. А. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения / Н. А. Гужавина // Управление современной школой. Завуч. – 2008. №3. – С.2432.
Ковалева, Т. А. План самообразования / Т. А. Ковалева // Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. – 2009. № 2. – С.5556.
Лазовская, Л. А. Педагог и самообразование / Л. А. Лазовская // Образование Минщины. – 2009. № 5 (22). – С. 7983.
М.М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - Москва, "Центр педагогического образования", 2009 г.
Приложение 1
Правила деловой игры с использованием метода World cafe
Метод World cafe применяется для:
решения комплексных проблем,
получения ответа на несколько вопросов,
принятия нестандартных решений,
объединения нескольких точек зрения,
планирования групповой работы,
подведения итогов проекта, конференции, обучения, года,
обмена опытом.
С помощью Мирового кафе можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания ипреодолеть нежелание работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению иоткрытости при генерации идей ипоследующем обсуждении, снимает возможную тревожность искованность. Вовремя проведения World cafe допускается идаже поощряется возможность свободно вести беседу зачашкой чая или кофе.
На проведение было определеносорок-сорок пять минут, для чего ведущим использовались песочные 5-ти минутные часы: его задача— соблюдать тайминг иинструктировать участников.
Работа проходила впять этапов:
Втечение 3-5 минут ведущая рассказала обособенностях работы, правилах иожидаемом результате. Участники объединяются втри группы по7-8человек. Вкаждой группе выбрали хозяина стола, которому была дана дополнительная инструкция: Выявляетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача— фиксировать информацию ипередавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие вобсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики.
Каждая группа получает полисту флип-чарта имаркеру для записи идей. Налистах написано:
- направления, формы и способы организации дополнительного образования в рамках творческого объединения;
- направления, формы и способы организации дополнительного образования в рамках Центра;
- направления, формы и способы организации дополнительного образования в рамках города.
Участники получают время наобдумывание всех вариантов ответа навопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи. Время наобсуждение – 10 минут.
Покоманде ведущего участники меняются столами (почасовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит втему ирассказывает отом, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности новые идеи записывались маркером другого цвета. Следующий переход опять происходит покоманде ведущего.
Команды возвращаются засвои столы (тестолы, закоторыми они начинали работать) иподводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы ипредставляют ихнаглядно налистах, выделивключевые идеи.
Хозяин каждого стола презентует результаты всей группе. Обсуждение.