Публикации Педагогический опыт: проблемы индивидуализации обучения при изучении дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический опыт: проблемы индивидуализации обучения при изучении дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием.
Автор: Тетерева Татьяна Николаевна


Педагогический опыт: проблемы индивидуализации обучения при
изучении дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием.
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы в области индивидуализации обучения дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием на основе своего педагогического опыта, а также возможные пути их решения.
Ключевые слова: индивидуализация, профессионально-ориентированное содержание, разноуровневость, дифференциация обучения, профессиональный интерес, мотивация.
Педагогический опыт в области индивидуализации обучения дисциплины "Иностранный язык" с профессионально-ориентированным содержанием представляет собой сложную задачу, требующую особых подходов и учёта ряда недостатков. Хочу поделиться своим мнением и опытом по поводу данного вопроса.
В процессе работы с обучающимися возникает ряд проблем, которые затрудняют индивидуализацию обучения и требуют особых подходов.
Первая проблема, с которой я сталкиваюсь, - это разноуровневость студентов. В моей группе часто присутствуют студенты с разным уровнем знаний и навыков в изучении иностранного языка. Это создает сложности в индивидуализации обучения, так как необходимо учитывать потребности каждого студента. Разрешение этой проблемы способствует индивидуализация и дифференциация обучения, в частности разноуровневое обучение.
Достаточно распространенным является подход к пониманию индивидуализации обучения как такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучаемых, уровень развития их индивидуальных способностей к учению. Значительные индивидуальные различия среди студентов одной группы оказывают воздействие на неравномерность усвоения знаний, умений и навыков, проявляющимися на любом материале, при любом составе группы, у любого преподавателя. Перспективы развития образования как целостной системы индивидуализации обучения, включающей все его подсистемы от профессиональной подготовки до высшего и последипломного образования, необходимо исследовать в единстве всех его основных аспектов: содержательных, организационных, методических, управленческих и т.д.[1].
Для сохранения единства разноуровневой группы начинать и заканчивать занятие рекомендуется во фронтальном формате, а основную часть занятия – в формате групповой работы, разделяя обучаемых на разные подгруппы для выполнения индивидуализированных заданий.
Примерный план типового занятия может выглядеть следующим образом: 1. Вводная часть занятия (сообщение темы и целей урока, разминка) – общая для всей группы. Для повышения мотивации студентов на вводном этапе следует выявить, что они уже знают по данной теме и чему хотели бы еще научиться. Изучавшие эту тему ранее могут, например, написать на доске тематический базовый вокабуляр, после чего начинающие получают задание составить с ним предложения или связный текст. В это время преподаватель может заняться расширением словарного запаса продолжающих студентов, знакомя их с новыми словами, фразеологическими оборотами и пословицами.
2. Основная часть занятия – это индивидуальные задания для разных групп обучающихся. А. Разделение на один тип групп (например, пары) с самостоятельным заданием и одновременная работа преподавателя с другой частью группы. Б. Разделение на другой тип групп (например, по 3-4 человека) и самостоятельная работа студентов с приготовленными преподавателем материалами. Например, во время основной части занятия по теме Семья начинающим можно предложить нарисовать свое семейное древо и подготовить простой рассказ о своей семье по образцу из учебника начального уровня, а затем потренироваться рассказывать и расспрашивать о семьях в парах, меняя партнеров. Продолжающим, между тем, можно дать статью о видах семей, семейных проблемах и пр., предложив обсудить ее или высказать свое мнение письменно.
3. Окончание занятия – общее задание или игра, совместное подведение итогов, домашнее задание. Хорошо подобранная игра обеспечивает повторение изучаемого материала, снимает напряжение после урока, вовлекая начинающих и давая им возможность победить случайным образом или участвуя в смешанной команде. В ролевой игре каждый может использовать язык на своем уровне [2]. Другим окончанием урока может быть просмотр видео, в качестве домашнего задания к которому начинающие могут написать общее содержание просмотренного, а продолжающие – эссе о затронутых проблемах или рецензию.
Стоит отметить, что индивидуальный подход, а точнее разноуровневое обучение, в учебном процессе направлен, в первую очередь, на получение всеми студентами заданий, отвечающих учебным возможностям, что обеспечивает их работу в полную силу, создает оптимальные условия для обучения каждого студента. Доказано, что реализация разноуровневого обучения кроется не в приспособлении целей и основного содержания обучения к отдельным обучаемым, а приспособление организационных форм и методов к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность.
Вторая проблема заключается в различных профессиональных интересах студентов. Они могут изучать иностранный язык с различными целями - для работы в туризме, в международных компаниях, в области медицины и т.д. Это требует индивидуализации учебного материала и методик обучения. Создание дополнительных учебных материалов, которые будут учитывать разнообразные профессиональные интересы у студентов; использование различных технологий в образовании, таких как онлайн-ресурсы, вебинары, виртуальные путешествия и т. д.; организация обмена опытом между студентами с разными профессиональными интересами. Например, проведение дискуссий, мастер-классов, профессиональных форумах и т. д., где студенты могут делиться знаниями и опытом в своей области; проведение индивидуальных консультаций – эти подходы, по моему мнению, могут помочь обучающимся получить более полное и разностороннее образование и решить проблему различия профессиональных интересов.
Третья проблема, с которой я сталкиваюсь, - ограниченное количество времени на занятия. В рамках учебного плана может быть ограниченное количество часов на изучение иностранного языка, что делает сложным индивидуализацию обучения для каждого студента. Решением этой проблемы является грамотная разработка плана урока с учетом предоставляемого времени, выделяя на этапы урока определенный промежуток времени.
Четвертая проблема связана с недостатком учебных материалов. Не всегда есть достаточное количество учебных материалов, которые бы учитывали профессионально-ориентированный контекст изучения иностранного языка. Для решения проблемы недостатка учебных материалов на уроках, можно предложить следующие пути:
1. Разработка новых учебников: авторы учебников могут обновлять свои материалы, чтобы они соответствовали современным требованиям и стандартам образования. Это позволит студентам получать актуальную информацию и учиться по качественным учебным
2. Использование онлайн-ресурсов: с развитием интернета и цифровых технологий, учебные материалы могут быть доступны студентам онлайн. Это позволит им получать информацию в любое время и из любой точки мира.
3. Инновационные подходы к обеспечению учебными материалами: можно использовать новые технологии, такие как интерактивные доски, компьютерные программы, мультимедийные материалы и другие современные средства обучения.
Наконец, пятая проблема - необходимость адаптации методик обучения. Для индивидуализации обучения при изучении иностранного языка с профессионально-ориентированным содержанием необходимо адаптировать методики обучения под конкретные потребности студентов.
Таким образом, я считаю, поднимаемые проблемы в процессе обучения иностранному языку, послужат, безусловно, двигателем инновационной работы, позитивных изменений в учебном процессе, будут способствовать созданию новых образовательных возможностей в процессе индивидуализации обучения дисциплины с профессионально-ориентированным содержанием, а также значительно повысят качество подачи материала и эффективность его усвоения. И, следовательно, повысят мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучаемых.
Литература:
Забкова Т.А. Проблемы разноуровнего обучения студентов (2009) /
Tara Benwell (2008).Teaching Multi-Level Classes / TEFL.net