Публикации Проект по трудовому воспитанию

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по трудовому воспитанию
Автор: Муханова Екатерина Ивановна

СОДЕРЖАНИЕПаспорт проекта1. ВведениеПроект «Трудиться - всегда пригодится!» направлен на развитие у дошкольников элементарных трудовых навыков, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, ознакомление детей с трудом взрослых, а так же непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. 1.1. Актуальность проектаТруд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов (А. С. Макаренко).Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.Поэтому особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает работа по развитию у детей элементарных трудовых навыков, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Реализация проекта «Трудиться всегда пригодится» позволяет организовать трудовую деятельность так, чтобы дети активизировали свои физические силы и умственную деятельность, получали радость, ощущали себя значимыми и компетентными.Проблема.В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого.Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Поэтому назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.Гипотеза - мы предположили, что, если в группе создать специальные условия и предметно-пространственную развивающую среду, то у детей будут сформированы трудовые умения и навыки.1.2. Цель и задачиЦель: формирование устойчивого положительного отношения дошкольников к труду и накопление знаний о различных профессиях взрослых.Задачи: 1. Для детей:Образовательные задачи:- обогащать представления детей о профессиях взрослых посредством ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;- формировать трудовые навыки и их дальнейшее совершенствование, постепенно расширять содержание трудовой деятельности, а также овладеть умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе; - формировать умение планировать последовательность своей работы; - обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии.Развивающие задачи:- развивать познавательный интерес к окружающему миру;- развивать интерес к повседневному труду;- развивать логическое мышление, кругозор.Воспитательные задачи: - воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, умениепринимать помощь своих товарищей;- воспитывать у детей личностные качества: привычка к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, готовность принять участие в труде.2. Для педагогов:- создать предметно-развивающую среду по теме проекта;- обеспечить реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей;- создать атмосферу доброжелательности в группе;3. Для родителей:- способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ;- повышать компетентность родителей в вопросах трудового воспитания детей;- развивать интерес к проектной деятельности.1.3. ПринципыОбразовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий, и строиться с учетом следующих принципов:- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;- принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);- принцип развивающего образования (системности и последовательности);- принцип новизны (использование новейших информационных технологий);- принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий);- принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьей.Вид проекта: познавательно-информационный.Продолжительность проекта: долгосрочный. 1 год (сентябрь, 2023 г. – май, 2024 г.)Участники проекта:1. Воспитатели.2. Дети 6-7 лет.3. Родители и другие члены семьи.Продукт проектной деятельности:- Викторина «Все профессии нужны - все профессии важны!».- Оформление фотовыставки: «Я помощник в детском саду».- Изготовление стенда: «Панорама добрых дел».2. Программа реализации проекта 2023-2024 уч. г.2.1. Этапы и сроки реализации проектаI этап Организационный этап реализации проекта: Сентябрь, 2023.Цель: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Трудиться - всегда пригодится!». Задача: создать условия для реализации проекта.II этап Основной этап реализации проекта: (октябрь 2023 г. - май 2024 г.).Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.Задачи: - организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей;- создать у детей положительного эмоционального настроя на трудовую деятельность.Перспективный план на 2023-2024 уч. г.Занятия с детьми проводятся один раз в неделю, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность одного занятия в подготовительной группе не более 30 минут.III этап Заключительный этап реализации проекта: (май 2024 г.)Цель: анализ результатов проектной деятельности.Задачи:- выявить уровень усвоения знаний детей6-7лет по разделам проекта.- обобщить итоги работы с детьми и родителями. 2.2. Оценка эффективности работыДля того чтобы оценить эффективность реализации учебно-методического материла, представленного в проекте «Трудиться - всегда пригодится!», мы изучили сформированности  трудовых навыкову детей 6-7 лет с помощью метода наблюдений.  Трудовые навыки детей 6-7 лет(подготовительная группа)Критерии оценки  параметров и показателей3. Планирование ресурсного обеспечения проекта1. Кадровое обеспечение: воспитатели. 2. Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература.3. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, материалы для организации занятий.4. Ожидаемые результатыС детьми:- сформируется целостное отношение к труду, труду других людей и его результатам;- появится устойчивый интерес к трудовой деятельности;- научаться работать в коллективе, приходить на помощь;- сформируется умение планировать последовательность своей работы;- овладеют умением самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия;- выработаются такие качества, как аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.С педагогами:- продолжают осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников;- установится положительный микроклимат взаимодействия с родителями.- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов по теме проекта.С родителями: - важность трудового воспитания дошкольников;- расширят возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада;- приобретут и обогатят  знания по теме проекта.Практическая значимость проекта.Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и заинтересованных родителей детей 6-7 лет.Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;- участие в конкурсном движении различного уровня;- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории ЯНАО, а также на территории Российской Федерации.5. ЗаключениеТрудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.В результате реализации проекта «Трудиться - всегда пригодится!» мы добились того, что ожидали от проекта, то есть: создали необходимые условия по ознакомлению детей с различными профессиями взрослых и формирования положительного отношения дошкольников к труду.Данный проект имеет прогрессивный характер, и позволил не только расширить знания детей о труде, его полезности, его необходимости в повседневной жизни, но и дал толчок для детей в их стремлении трудиться, овладевать трудовыми навыками и умениями, быть самостоятельными и целеустремлёнными.Дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.Разнообразие форм взаимодействия ДОУ и семьи позволило заинтересовать родителей и активно включить их в воспитательно-образовательный процесс. В результате проделанной работы поставленная в начале проекта цель достигнута, реализованы все задачи. 6. Список литературы1. Буре Р.С., Година Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. 144с.2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 134с.3. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.4. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. 207с.5. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Подготовительная группа: Разработки занятий/Корифей, - М.: 2009. – 196 с.6. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 48с.7. Максимова И.В. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых// Воспитатель ДОУ. – 2010. - No1. – С. 8-138. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. – М.: Творческий центр «Сфера», 2013. – 132 с.9. Маркова Т.В. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2000. 302 с.10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.11. Федеральный закон от 29.12.12 №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2017.