Публикации Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
Автор: Людмила Анатольевна Синицына

Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»Педагог дополнительного образованияМБОУ ДО Межшкольный учебный центр глан-Удэ»Синицына Л.А.Цель: повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.Задачи:- рассказать о важности использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей с ОВЗ;- показать приемы и методы работы с детьми ОВЗ.        Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.           Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.                Применение в работе с детьми нетрадиционных техник рисования один из эффективных способов направленных на решение задач ФГОС.          Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, из-за этого нарушается их общее развитие, не позволяющее вести полноценную жизнь.  К особенностям развития относится: быстрая утомляемость, более медленный темп работы, затруднения в управлении своими движениями и другое.  А работа с нетрадиционным материалом в игровой форме увлекает и приносит массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с такими детьми. Необычные техники помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, непонятым, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями.      Дети зачастую копируют предоставленный образец рисунка, а в нетрадиционной технике педагог показывает только способ действия с материалом. Это способствует развитию воображения, фантазии, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.         Существует много техник нетрадиционного рисования - от простых до сложных. Для детей с ОВЗ больше всего подходят такие техники изобразительного искусства, как рисование песком, цветной солью, манкой, ватными палочками, монотипия, пальчиковое рисованиерисование ладошкойрисование с помощью валика и поролоновой губки, аппликация из крученых салфеток, пуговиц и другое.А в младшем школьном возрасте дети могу освоить более трудные методы и техники:
  • рисование песком;
  • рисование зубочисткой
  • рисование мыльными пузырями;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография и т.д.
  • Рисование расческойСредства выразительности: объемность, фактура, линия, цвет.Материалы: плотная бумага, акварель, расческа, вода в блюдечке.Способ получения изображения:Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам расческа позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Расческу нельзя сильно мочить, то есть полусухую окунаем в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.Рисование сольюСредства выразительности: объемность, фактура, цвет.Материалы: лист бумаги, клей пва, соль, краски, кисточки.Способ получения изображения:Рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть, и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку.ВитражСредства выразительности: объемность, фактура, линия, цвет.Материалы: лист бумаги, клей пва, краска гуашь, кисточка.Способ получения изображения:Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно рисунок можно нарисовать карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть.  Этот этап можно сделать заранее. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться, и краска ложится как бы внутрь рисунка. Далее берется чёрная краска и прорисовывается рисунок по всему контуру. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.Спасибо всем за внимание!