Публикации Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Автор: Евгения Сергеевна Митрофанова

Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостьюАктуальность технологии Использование технологии нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью особенно актуально. Так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью является важным шагом на пути их интеграции в общество. Эти методики создают возможность для эффективного обучения и развития детей, помогают им преодолевать трудности, связанные с умственными ограничениями, и делают обучение более интересным и эффективным процессом.Разработанная технология использования нетрадиционных техник рисования показала эффективность в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.Теоретическое обоснование технологииУ учащихся с умственной отсталостью отмечается специфичность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, в связи с чем дети данной категории испытывают значительные трудности в учебном процессе, в отношениях с учителями и сверстниками. В задачи обучения и воспитания детей данной категории входят: развитие их потенциальных познавательных возможностей, корригирование поведения, прививание учащимся трудовых, а также других не менее жизненно важных социальных навыков и умений. С помощью изобразительной деятельности ребёнок начинает усваивать и получать социальный опыт. У обучающихся, таким образом, развивается наблюдательность, самостоятельность, смекалка, и в целом формируется творческая личность [1, С. 472].Среди различных видов деятельности учащиеся с нарушением интеллекта особенная роль принадлежит рисованию. Рисование является наиболее интересным и занимательным уроком для умственно отсталых детей, и больше напоминает игру по своей доступности, наглядности и простоте выражения. Осваивая как можно большее количество разнообразных изобразительных техник, ребёнок обогащает и развивает свой внутренний мир.Изобразительная деятельность изучена многими исследователями и была рассмотрена такими специалистами как Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова с различных сторон. В одном случае она выступает как средство педагогического воздействия, в другом - как способ психолого-педагогического изучения ребёнка, а иногда и как средство определения глубины нарушения интеллекта. Другие авторы (Е.В. Гурье, В.П. Кащенко, А.Н. Граборов) также подчёркивали психологическую и коррекционно-развивающую нацеленность изобразительной деятельности и ручного труда для полноценного развития ребёнка, как в целом, так и его познавательной деятельности, придавали особое значение эмоционально-волевой сфере личности и развитию мелкой моторики посредством включения в кор-рекционно-развивающую работу различных видов изобразительной деятельности [5, С 157].На современном этапе в области специальной психологии и педагогики идут активные поиски наиболее эффективных средств коррекции, в том числе использования необычных методов рисования в процессе обучения и воспитания детей с недоразвитием интеллекта разного возраста.Необходимо разделять традиционные и нетрадиционные техники рисования. К традиционным техникам рисования относится рисование с помощью цветных и простых карандашей, восковыми мелками, фломастерами, а также рисование кистью (акварель или гуашь). Нетрадиционные техники рисования несколько отличаются и более разнообразны по своему содержанию. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкие возможности для развития умственно отсталых детей, способствуют проявлению самостоятельности и инициативы, также происходит знакомство учащихся с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в интересной форме, выражение чувств и эмоций при помощи цвета. К таким техникам относят рисование пальцами (точечное и линейное), ладонью (раскрытая, закрытая), каплей (прямых линий, в геометрической фигуре), нитками, кляксография (закрашивание фона, рисование предметов симметричного строения); приёмы трафаретной печати -тампон (ватные палочки или диски, накручивание), трубочка, мятая бумага, карандаш с резинкой, продукты питания (яблоко, картошка, морковь и пр.); рисование мыльными пузырями, солью, отпечатками листьев и др. Такое рисование - возможность создать собственный маленький шедевр, не похожий на другие [3, С. 196].Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности у обучающихся с недоразвитием интеллекта отличается своеобразием и имеет некоторые особенности, связанные с неточностью зрительного и слухового восприятия, с нарушением внимания и запоминания, с трудностями планирования последовательности действий, с некритичностью к собственному результату. Данные особенности проявляются в «графических штампах» изображений (отражение заученных изображений - дом, дерево, солнце, самолёт), «графических пережёвываниях» одной и той же формы, примитивности, схематичности, стереотипности изображения, наличии разного рода нелепостей, трудностей в расположении предметов в пространстве листа и др. [3, С 92].Специфика работы педагога очень важна ещё и потому, что у детей с умственной отсталостью имеются нарушения мелкой моторики, координации движений, недостаточно сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Но несмотря на это, опыт работы специальных (коррекционных) школ показывает, что дети с нарушением интеллекта проявляют наибольшую активность именно в рисовании, часто отдают предпочтение данному виду деятельности, чем другим, поэтому при систематическом обучении учащиеся данной категории могут в достаточной мере овладеть техникой рисования. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и желанием, взрослые, как педагоги, так и родители, должны своевременно помогать ему, поддерживать, рисовать вместе.Цель и задачи внедрения технологии:Способствовать развитию мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью посредством технологии нетрадиционных техник рисования.Задачи реализации технологии:1. Изучение и анализ существующих нетрадиционных техник рисования, которые могут быть применимы для развития мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью.2. Разработка методических рекомендаций и учебных материалов, основанных на выбранных техниках рисования, которые помогут педагогам работать с данным контингентом учащихся.3. Организация и проведение практических занятий с использованием выбранных техник рисования для детей с умственной отсталостью с целью развития их мелкой моторики.4. Мониторинг и оценка эффективности применения нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью.5. Адаптация программы для применения в других специализированных учреждениях, работающих с детьми с умственной отсталостью.Результатом выполнения данной технологии явилось создание и внедрение инновационной программы, основанной на применении нетрадиционных техник рисования, которая способствует развитию мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью.План работы с учащимися с родителямиВ ходе реализации программы был осуществлен индивидуальный подход к ребёнку, который реализовывался на всех этапах обучения умственно отсталых детей. Выполнение данного принципа требовала от педагога и родителей знаний об особенностях развития каждого учащегося, о его желаниях и интересах.На начальном этапе работы важно научить детей пользоваться кистью, красками, различать цвета и формы предметов и др. Однако только технических навыков недостаточно, нужно передать через рисунок свои эмоции и чувства, личные переживания и жизненный опыт, как верно подчёркивают психологи. Нетрадиционные техники рисования позволяют не слепо следовать предложенному образцу, а создать нечто новое доступным и простым для детей способом. Вместо привычного прямоугольного листа подойдут вырезанное сердце, круг, большой цветочек, квадрат и т. д., а рисовать можно руками (пальчиками, раскрытой и закрытой ладонью, кулаком), отпечатком половинки яблока или других продуктов, изобразить красивые листья на дереве помогут ватные палочки, а чтобы ещё и укрепить дыхательную систему и силу лёгких -выдувание трубочкой различных клякс. Данные техники рисования активизируют познавательный интерес, способствуют творческому воображению, стимулируют положительную мотивацию к обучению, снимают эмоциональное перенапряжение, что позволяет учесть возрастные и образовательные возможности детей с разной степенью умственной отсталости [4, С 103].Замечено, что нетрадиционные техники рисования очень удобны и просты в применении, дают положительные результаты в развитии мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью. Нетрадиционные техники рисования являются действенным и доступным инструментом для развития мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью. Эти методы продемонстрировали положительные результаты в проведенных исследованиях.Одна из наиболее эффективных техник включает использование необычных материалов для рисования, таких как песок, соль или мел. Такой подход помогает учащимся развивать тактильные ощущения и улучшать координацию движений рук. В процессе работы с этими материалами они приобретают навыки контроля над кистью и зрительной координации.Кроме того, использование специальных инструментов, таких как кисти-массажи или кисти с необычной формой, дополняет эффектность нетрадиционной техники рисования. Эти инструменты обеспечивают дополнительные стимулы для развития мелкой моторики, а также могут содействовать улучшению сенсорных навыков.Результаты проведенной работы подтверждают положительное влияние нетрадиционных техник рисования на развитие учащихся с умственной отсталостью. Отмечается улучшение психомоторной активности, усиление концентрации внимания и улучшение взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, учащиеся проявляют большую мотивацию и интерес к участию в творческом процессе.     Уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста мы определяли с помощью следующих заданий:Диагностика № 1.Выполнение по зрительному образцу:
  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY";
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»;  2 и 3 пальцы – «коза-дереза», То же левой рукой.
  • Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:  с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»;  открыть глаза – повтор движений.
  • Перенос позы с выключением зрительного анализатора:  Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).
  • Оценка результатов.. Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.. Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.. Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.Оценка: односторонняя пространственная агнозия.). С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.Оценка: инертность движений (лобные доли).5). Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие).  Оценка: нарушение кинестетической основы движения.Диагностика № 2.1.  Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая).2.  Графические пробы:  зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу;  заборчик;  дом – башня (зубчик-заборчик).3. Реципрокная (координация).Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).Оценка результатов.1. Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы:• нарушение динамической координации двигательного навыка.2. С трудом переключается с одного движения на другое:• инертность движений.3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения:• нарушение пространственного координации двигательного навыка.4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:• нарушение реципрокной координации.5.  Отстает одна рука.6.  Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.• игнорирование левой руки (правое полушарие).Динамика развития мелкой моторики у учащихся:Высокий уровень увеличился с 29% до 43%Средний уровень составил 57%Низкий уровень на конец года не выявленТаким образом, нетрадиционные техники рисования являются эффективным инструментом для развития мелкой моторики у учащихся с умственной отсталостью. В результате проведенной работы были получены положительные результаты, подтверждающие значимость и преимущества использования таких методик.В семье родители могут успешно организовать рисование дома в форме игры, и, таким образом, это поможет лучше понять ребёнка, узнать его сильные и слабые стороны, актуальный уровень развития, преодолеть его недостатки. Для повышения познавательного интереса на занятиях можно использовать несложные загадки, пальчиковые игры, чтение коротких сказок или стихов, можно включить музыку, звуки животных или проговаривать их, имеющих непосредственную связь с изображаемым рисунком.Таким образом, неоднократное использование нетрадиционных техник рисования под чутким руководством родителей и педагога позволяет создать доброжелательную атмосферу на занятиях, повышает возможности ребёнка успешной адаптации в общество, учит детей с нарушением интеллекта выражать свои эмоции и чувства, стать более внимательными и сосредоточенными. Можно сделать вывод о том, что применение различных приёмов и материалов в процессе рисования формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности учащихся, способствует развитию умственных, речевых и двигательных способностей ребёнка.Список литературы1. Богданова, Ю.Е. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / Ю.Е. Богданова. - Текст: электронный // Молодой учёный. - 2020. - № 47 (337). - С. 472-474. - URL: (дата обращения: 19.03.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.2. Великова, С.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития детей с умственной отсталостью / С.А. Великова. - Текст: электронный // Семья как фактор социальной мобильности людей с инвалидностью. 2018 : материалы межрегион. науч.-практ. конф., Владимир, 27-28 сент. 2018 г. - URL: —btbdvaadvxujm6n.xn--p1ai/netcat_files/43/42/V elikova_S_A.pdf (дата обращения: 15.03.2021).3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. пособие для учителей / И.А. Грошенков. - 2-е изд., перераб. - Москва : Ин-т общегуманит. исследований ; В. Секачев, 2001. - 223 с. - Текст : непосредственный.4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - Москва : Academia, 2001. - 246 c. -URL: (дата обращения: 14.03.2021). - Текст : электронный.5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -Москва : Академия, 2002. - 160 с. - URL: (дата обращения: 10.03.2021). - Текст: электронный.