Публикации Использование цифровых ресурсов «Точки роста» в организации проектно - исследовательской деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование цифровых ресурсов «Точки роста» в организации проектно - исследовательской деятельности
Автор: Лариса Борисовна Дегтерева

Использование цифровых ресурсов «Точки роста» в организации проектно - исследовательской деятельностиФедеральный государственный образовательный стандарт обязывает современного учителя формировать у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования.Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Педагоги нашей школы продуктивно занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Ребята под руководством наставников добились высоких результатов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, представляя проекты и исследовательские работы по разным предметам.Учитывая специфику сельской школы, справедливо отметить, что охват детей данной работой был небольшим. В основном, она направлена на обучающихся с интеллектуальным или творческим типом одаренности. С открытием в нашей школе в 2020 г. «Точки роста» многое изменилось. «Точка роста» открыла возможности для разноплановой, массовой проектной деятельности детей с разными образовательными потребностями. В урочное время ребята решают проектные задачи обновленных по содержанию технологии, информатики и ОБЖ. Ребята, систематично занимающиеся исследовательской и проектной деятельностью, сразу оценили новые технические возможности центра. Например, ученик быстро сообразил, что к своему проекту по теме «Шумоизляция ВАЗ 2107» недостающие детали можно теперь сделать самому! Изучил нужную программу и распечатал детали на 3D-принтере. Учащиеся 10 класса, познавая основы проектной деятельности на уроках по теме «Индивидуальный проект», активно используют возможности «Точки роста». Ребята знакомятся с Интернет-ресурсами, программным обеспечением, облачными сервисами для работы с информацией. В распоряжении старшеклассников современные девайсы: ноутбуки, фотокамера, позволяющие сделать процесс обучения индивидуальным и групповым одновременно. На уроке по индивидуальному проекту, который проходит на базе «Точки роста», ребята монтируют свои видео и фото, готовят свои медиа-продукты, хранят их в общем облачном сервисе. В итоге, к концу года у десятиклассников появится готовый индивидуальный проект, который и будет презентован к оцениванию. На базе «Точки роста» ежегодно проходит защита индивидуальных проектов учеников по разным темам. Ученики 9-х классов также готовятся к защите индивидуального проекта со своими наставниками во внеурочное время. Говоря о школьном проектном творчестве, стоит отметить и те замечательные возможности центра для воспитательной работы с учащимися. Ребята создают тематические видеоролики о школьной жизни, лидеры школьного самоуправления - видеоотчеты о проведенных акциях. Даже в период дистанционного обучения дети продолжали монтировать трогательные клипы «Спасибо учителям», а педагогический коллектив - поздравление учеников, жителей села с праздником Великой Победы. Благодаря возможностям «Точки роста» ученики нашей школы принимают участие в НПК и конкурсах различного уровня, занимают призовые места. С использованием возможностей центра был проведен День учителя (школьный проект «Видеофильм – поздравление любимым учителям»).Планируется, что в результате работы центра «Точка роста» каждый год больше будет вовлечено учащихся в проектно - исследовательскую деятельность.Направления проектно - исследовательской деятельность в школе: • Индивидуальные итоговые проекты 9-х, 10-х классов; • индивидуальная работа с интеллектуально – одаренными детьми; • групповая работа по реализации творческих, социальных, волонтерских проектов; • проекты для детей с ОВЗ. Литература1. Кузнецова Т. В. Проектно‐исследовательская деятельность как личностно ориентированная технология обучения / Т. В. Кузнецова, С. И. Поздеева // Современные технологии образования: материалы всероссийской заочной научной конференции: в 2 частях, Барнаул, 18 февраля 2010 года / Министерство образования и науки РФ, Алтайская государственная педагогическая академия - Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2010. – С. 37–39. 2. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования /Педагогическое образование в России, 2018, №8, С. 107-113.3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации».4. Шорт П. Перспективы использования цифровых технологий в непрерывном образовании / П. Шорт, Е. В. Коробицына // Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы: материалы Международного форума, Санкт‐Петербург, 28-31 октября 2019 года. – Санкт‐Петербург, 2019. – С. 82–85.