Публикации Программа внеурочной деятельности. "Духовно- нравственное воспитание" для обучающихся 1-9 классов.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа внеурочной деятельности. "Духовно- нравственное воспитание" для обучающихся 1-9 классов.
Автор: Маринченко Светлана Александровна

Общеобразовательное частное учреждение «Школа-интернат «Абсолют» Программавнеурочной деятельностипо духовно - нравственному направлению «Духовно – нравственное воспитание»для обучающихся 1-9 классов Воспитатель Маринченко С.А. г.о. Серпухов2024г.1.Пояснительная записка. Программа «Духовно-нравственное воспитание» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности Она актуальна и своевременна, т.кчащиеся коррекционной школы не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и его моральных ценностях, о православных ценностях русского народа. 2. Общая характеристика программы «Духовно-нравственное воспитание» Данная программа  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Программа является частью системы воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и задачами воспитания детей с умеренной умственной отсталостью. Она ориентирована на успешную интеграцию каждого обучающегося в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает:- учет индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося; - выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство, что ведёт к развитию личности. 3. Описание места программы в учебном плане. Программа «Духовно – нравственное воспитание» по общекультурному направлению разработана для занятий внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю ( 34 часа в год).Цель программы: создание условий духовно- нравственного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе общечеловеческих ценностей и народных традиций Задачи:1. Воспитание уважения к нравственным нормам морали и формирование нравственной культуры у детей .2. Знакомство детей с историей своего края, России. Формирование чувства любви к Родине, к родному краю на основе изучения национальных культурных традиций.3. Расширение представлений детей о различных сторонах народной культуры: быте, традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.4. Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости.5. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким; освоение и сохранение семейных ценностей.Содержание программы. Программа включает 4 раздела: 1. Мое Отечество Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям. Задачи: •Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения. •Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу. •Дать представление о символах государства и субъекта Российской Федерации – Флаг, Герб, Гимн. •Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям. •Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Формы и виды деятельности 1 уровень: беседы «Россия-Родина моя» и «Символы Российского государства». 2 уровень: «Права и обязанности человека», выставка рисунков. 3 уровень: участие в праздниках «День народного единства», «День пожилого человека», музейные уроки «Герои войны», встречи с интересными людьми. 2.Мир человеческих отношений. Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье. Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье.Задачи: •Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах. •Учить взаимоотношениям в коллективе. •Формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, педагогам осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. •Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям. Формы и виды деятельности 1 уровень: беседа «Правила для учащихся», «Золотые правила этикета», чтение и обсуждение произведений В.Осеевой, Л.Пантелеева. 2 уровень: занятия – практикумы «Я - зритель», «Я - пассажир», «Идем в гости»; часы общения «Что такое хорошо!», «Давайте говорить друг другу комплименты». 3 уровень: «Акция добрых дел».3.Мир культурного наследия Воспитание духовно-нравственной культуры у обучающихся на традициях народной педагогики. Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история села, национальные герои и важнейшие события истории страны. Задачи: •Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями. •Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций. •Воспитывать чувство национальной гордости. Формы и виды деятельности 1 уровень: беседа «Традиции семьи», чтение сказок и былин. 2 уровень: игра – путешествие «О чем рассказывают сказки», конкурс пословиц и поговорок. 3 уровень: народные праздники: «Рождественские посиделки», «Масленица», «Русская березка». 4. Мир твоей души. Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание. Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности. Задачи: •Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше». •Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести. •Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. •Укрепление у младшего школьника нравственной позитивной самооценки и самоуважения. Формы и виды деятельности 1 уровень: беседа «Я и мое имя», «Спеши делать добро», чтение книг. 2уровень: игра-практикум «Подари другому радость», «Взаимоотношения»; час общения «От улыбки солнечной одной». 3 уровень: тренинг «Научись управлять собой», дискуссия «Легко ли быть настоящим другом», праздник добрых сердец. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: •общеобразовательных дисциплин;•произведений искусства;•периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;•духовной культуры и фольклора народов России;•истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;•жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;Методы и формы организации работы.
  • беседы и наблюдения
  • клубные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры, соревнования
  • 1-4 класс.Цель: развитие и становление личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношения к себе, к своей семье, обществу, государству на основе принятых моральных норм и нравственных идеаловЗадачи: - формировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях ;-прививать элементарные представления о роли традиционных религий в истории и культуре нашей страны;- формировать представления о правилах этики, культуре речи;1- формировать стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости и т.д Прогнозируемые результаты.
  • Воспитанник должен знать:
  • -имена своих одноклассников, родных, учителей;-правила поведения в школе;-простые правила дружбы;-начальные правила этикета;-знать и различать характеристику понятий добра и зла;- родственные связи; - знать правила детской игры
  • Воспитанник должен уметь:
  • -выражать приветствие и прощание;- приходить на помощь друг другу;-сострадать животным , не обижать их;- играть в ролевые игры, уступать в игре, уметь договариваться.Календарно- тематическое планирование 1-4 классы.Всего: 34 часа5-9 классыЦель: обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями, прививать культуру общения, коммуникационные умения;формирование гражданского отношения к Отечеству; Задачи: -первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;- элементарные представления о роли традиционных религий в развитии, истории и культуре нашей страны;-представления о правилах этики, культуре речи;- умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; отрицательное отношение к аморальным поступкам.
  • Воспитанники должны уметь:
  • -определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни;-приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям;-этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.Календарно-тематическое планирование 5 - 7 класс.Всего: 34часКалендарно- тематическое планирование 8-9 классы.Всего: 34часаПредполагаемые результаты:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • Воспитанники должны уметь:-определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни;-приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям;-этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.Материально-техническая базаНа базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер.Планируемые результатыПланируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.1. Изменения в модели поведения школьника:проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:- способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей,- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. Повысить интерес к проблеме осознанного выбора профессии через пропаганду наиболее востребованных профессий.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// 2. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: www.ikprao.ru3. Институт проблем инклюзивного образования 4. Материалы сайта Министерства образования и науки РФ 5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основная литература1. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Лопатина Л. В. Аппаратные методы диагностики в специальной педагогике: Учебное пособие / Под общ.ред. проф. Л. В. Лопатиной: Книга на CD-диске. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 20132. Афанасьева Ю.А., Ерёмина А.А., Моргачёва Е.Н. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. –М.:РУДН, 2008.3. Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС. М.: Просвещение, 2014. - 127 с.4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ // Альманах, 2010. - №146. Микляева Ю.В., Юганова И.В.. Психолого-педагогические основы интегрированного и инклюзивного образования. – М.: МГПИ, 2009. – 52с. 38. Митчелл Д., Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, М., РООИ «Перспектива», 20117. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012Диагностика духовно нравственного развития детей младшего школьного возраста.Ребенок и взрослые.
  • 1. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых. Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведет при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты еще хочешь его порадовать?
  • 2. Узнает и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе. Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.
  • 3. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чем это проявляется? И т. д.)
  • Ребенок и сверстники.
  • 1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчесываться? У кого кудрявые волосы и т. д.
  • 2. Узнает и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Рассматривает ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребенок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.
  • 3. Можем высказать свои предположения в разрешении проблемных ситуаций гуманистического характера. Проблемная ситуация текущего дня: Почему Саше сегодня стало грустно в саду? Почему Сережа вышел из игры?
  • 4. Проявляет интерес к играм сверстников, их делам, проступкам. Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.
  • Отношение ребенка к самому себе.
  • 1. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Беседа с ребенком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка? Сколько тебе лет?
  • 2. Проявляет активное стремление к самостоятельным действиям. Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.
  • 3. Выполняет общие правила, требования взрослого. Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.
  • Оценка результатов:
  • 5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;
  • 4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;
  • 3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым;
  • 2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;
  • 1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.
  • Диагностика эмоционального компонента нравственного развития.Методика «Сюжетные картинки» (по Р.Р.Калининой)
  • Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
  • Обработка результатов.
  • 5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;
  • 4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;
  • 3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым;
  • 2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;
  • 1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.