Публикации Урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Части речи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Части речи"
Автор: Светлана Александровна Пилюшина

Урок русского языка в 3 классеучителя начальных классовГОУ ЛНР «Северодонецкая средняя школа № 12»Пилюшиной Светланы АлександровныТема урока: «Имя существительное» 3 класс Цели:Обучающие:систематизировать знаний обучающихся об имени существительном; повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.Развивающие:способствовать развитию связной речи, коммуникативных навыков через организацию групповой работы, давать самооценку учебной деятельности.Воспитательные:прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».Задачи урока  через планируемые результаты:Личностные:-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровьюПредметные:научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? с предметами.Регулятивные:определять и формулировать тему и цель урока; умение принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе группами, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.Познавательные:формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач; извлекать нужную информацию.Ход урока.I.Организационный момент. Эмоциональная мотивация.- Прозвенел уже звонок,Начинается урок.И на парте – все в порядке –Ручки, книжки и тетрадки.Ножки – вместе,Спинки – ровноИ к уроку все готово!Организация рабочего места учащихся.- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок. II.Мотивация учебной деятельности учащихся.- Отгадайте загадку: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».- О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?- Правильно, это имя существительное.- Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. Существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. И сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме «Имя существительное». III. Актуализация знанийИз чего состоит наша речь?– Из чего состоят предложения? (из слов)- Все слова русского языка делятся на большие группы – …(части речи).- Как называются жители этой страны? (Части речи)- Какие части речи вы уже знаете?- На какие вопросы отвечает имя существительное?- А сейчас внимательно Мы правило прочтем, И все, что мы узнали, Теперь мы назовем.(чтение правила по таблице) IV. Первичное усвоение новых знаний.Имя существительное, Очень удивительное, На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно.V. Первичная проверка понимания1.Игра. - Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.Кровать, учитель, лететь, собака, корова, телефон, зелёный, школа, волшебный, добрый, папа, подарок.- А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.VI. Первичное закрепление.1. Выполнение упражнений по учебнику2.Работа в командахБольшая  или  маленькая.  ( Класс -  3  команды).  Ведущий  читает предложения, в каждом из которых есть два слова,  сходных  по форме, но разных  по значению:  одно   обозначает  предмет, а другое  -  имя ли фамилию.
  •  УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
  •  ШАРИК ПОЙМАЛ ШАРИК.
  •  НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
  •  ХОРОШИ  ГРУШИ В КОРЗИНЕ У  ГРУШИ.
  •  НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ  С ПОЛЯ.
  •  ДОМИК  ДЛЯ СКВОРЦОВ  СДЕЛАЛ  АЛЁША СКВОРЦОВ.
  •  ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
  •   У  ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ  АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
  •  ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А   В РУКЕ У РОЗЫ РОЗЫ.
  •  ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
  •  КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ПЯТЬ  АРБУЗОВ.
  • Нужно    сказать,  какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое с большой  и почему.          Каждой команде предлагается по 3-4 предложения. Побеждает  команда, допустившая наименьшее число ошибок и давшая правильные объяснения.3. Задание с сигнальными карточками- Теперь мы должны с вами вспомнить о тех признаках имени существительного, которые вам известны.( число)Распределите существительные по числу.Автобус, ноутбук, люди, книги, олень, стулья, печь, ночь, сны, солнце, небо, земли, дочь, подруги, ручки, вода, сом, облако, ручей. Физкультминутка. «Любознашки» Гимнастика для мышц шеи включает упражнения, которые можно выполнять сидя за партой. Упражнения выполняют медленно, на каждый слог одно движение: Как мне нравится учиться (наклоны головы вверх-вниз), Изучать весь мир вокруг (повороты головы вправо-влево)! С каждой новою страницей (наклоны головы вправо-влево) Все понятней стало вдруг (круговые движения головой по одному разу в одну и в другую сторону). 4.Работа группами.- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. 5. Упражнение Мы будем превращать взрослых животных в маленьких и записывать это в тетради.Слон – слонёнок ёж ежоноккукушка – кукушонок волк волчоноклось – лосёнок медведь медвежоноклиса – лисёнок Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок) Какое явление вы увидели в 2-х последних парах слов? (Чередование согласных на конце корня) С помощью этой игры мы вспомнили, что в русском языке существует очень много суффиксов для образования имен существительных.6. Игра «Да – нет»- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.Имя существительное – это часть речи? (Да!)Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)Имена существительные обозначают предмет? (Да!)VII .Домашнее задание: Выставление оценок.VIII .Рефлексия.К концу урока мы подходим.Итоги общие подводим.Что по теме ты запомнил?Что ты понял? Что не понял?