Публикации И.А.Крылов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: И.А.Крылов
Автор: Харатян Лиана Масисовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 3 класс
Тема
И. А. Крылов Мартышка и Очки
Педагогические задачи
создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи
Планируемые результаты
Предметные:
научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
Метапредметные:
познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;
регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;
коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников
Личностные:
проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Основные понятия
Басня, мораль.
Образовательные ресурсы
портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен
Организация пространства.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Структура урока:
Этапы урока
Деятельность учителя.
Деятельность учеников.
УУД
I. Организация начала урока
Звенит звонок веселый
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Здравствуйте.
(самоконтроль готовности)
Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества.
II этап. Актуализация необходимых знаний
– Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют... (Писателем.)
-А если сочиняет поэтические произведения? (Поэтом.)
-А того, кто пишет басни, называют баснописцем.
-Вот об этом человеке – великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове – мы будем говорить сейчас на уроке (демонстрирует портрет И. А. Крылова)
-Рассмотрите на доске репродукцию портрета И. А. Крылова. -Каким он вам представляется по характеру?
-Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным ребенком. Он сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки.
Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке. Но самое главное он написал огромное количество великолепных басен. Его басни любят и взрослые, и дети.
Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглость, самоуверенность. Крылов замечательно читал свои басни. Он читал их просто и искренне, вернее даже не читал, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, обращаясь к ним. Поэт выставляет своих басенных героев в смешном виде и вносил этим долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.
Посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку книг И.А. Крылова. С некоторыми его баснями мы уже знакомились на уроках литературного чтения в 1 и 2 классах. А с некоторыми вы могли познакомиться самостоятельно, взяв книгу в школьной библиотеке.
Ребята, а кто знает, что такое басня?
Добрый, умный.
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
III этап Мотивация познавательной деятельности
Ребята, послушайте две загадки и попробуйте их отгадать, чтобы вы могли ответить о каком произведении Крылова мы с вами сегодня поговорим на уроке?
1.Ноги цепкие, как руки,
Ей, конечно, не до скуки:
Все хватает без разбора,
Ест бананы до упора,
Дом родной ее – лиана,
Что за зверь-то? (обезьяна или мартышка)
2.На носу они сидят,В два стеклА на всех глядят,Дужки спрятались за уши,Знаю, в них мы видим лучше.А за стёклами зрачки,На носу сидят... (Очки.)
А кто может сказать, в какой басне И.А. Крылова встречаются эти предметы?
Правильно. Ребята, а сейчас, давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного чтения.
Итак, ребята, вы прослушали произведение, какие ваши впечатления?
Ребята, в этой басне встретились трудные слова:
Мартышка,
Дюжина,
Полдюжины,
Темя,
Нанижет,
К худу клонит,
Познатней,
Невежа,
Невежда.
А теперь, вы почитайте басню, сначала жужжащим чтением.
Молодцы, а теперь мы с вами будем читать цепочкой, друг за другом. (чтение)
- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
- Какие действия совершала мартышка с очками?
-Что обычно делают с очками?
-Почему мартышка решила, что ее обманули? Как мартышка применяла очки?
Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы найдите и прочитайте отрывок в тексте
Мартышка и очки
(Мнения детей)
Мартышка и очки
Прослушивание произведения.
Дети отвечают на вопросы.
Соотносят картинки с текстом.
Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
IV. Физминутка
V. этап Организация познавательной деятельности
Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.
- А что такое юмор?
- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?
- Какой совет можно им дать?
- Встречали ли вы в жизни таких людей?
Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т. п.
Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне Мартышка и очки.
Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
Самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовство, назойливость.
Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
VI. Обобщение изученного
материала
- Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружен на деньги, собранные народом всей России.
– Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? (Он учил людей узнавать самих себя, помогал находить в себе недостатки, учил мудрости жизни.)
– Да, дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях
Внимательно слушают
VII. Итог.
Рефлексия
VIII. Домашнее задание
Кто такой Крылов?
С каким произведением познакомились?
Что такое басня?
Какие качества человека высмеивает автор в басне Мартышка и очки?
– Посмотрите на выставку книг И. А. Крылова. Кого вы видите на обложках?
(Это герои его басен.)
– Почему на обложках есть и звери, и люди?
– В чём сила басен?
– Понравился вам урок? Чем именно?
– Закончите предложения:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Урок дал мне для жизни.
Баснописец.
Мартышка и очки
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людейожь, Лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовство
Личностные- положительное отношение к уроку лит. Чтения.
Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу.
Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного.
- Ребята, вам необходимо выучить басню И.А. Крылова Мартышка и Очки наизусть. Не забывайте правильно использовать интонацию при заучивании произведения. Постарайтесь передать настроение произведения.
- Благодарю всех за урок. До свидания.
Самоанализ урока литературного чтения в 3 Б классе по теме И. А. Крылов. Басня Мартышка и очки учителя Харатян Л.М..
Тип урока: урок открытия новых знаний
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям
программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.
Была поставлена следующая цель: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи
Задачи урока: обучающие:
определять структуру басни,
отрабатывать навык
выразительного чтения;
развивающие: развивать интеллект, аналитическое мышление, умение делать
выводы, давать развернутый аргументированный ответ; развивать умение
понимать иносказательный подтекст басен, их мораль; творческие
способности; развивать умение планировать свои действия с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
воспитательные: пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные
качества; способствовать развитию умения анализировать свои поступки;
прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: Предметные:
Учащиеся умеют:– объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;
– работать с иллюстрациями;
– определять тему и главную мысль произведения;
– делить текст на смысловые части;
ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно
рассказывать;
Понимают нравственный смысл басни, характер героев.
Метапредметные:Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать
речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.
4. Умение работать в паре и в группах, принимать участие в коллективном обсуждении проблем.
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (прогноз, версию).
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
На первый план на уроке, посвященном нравственным темам, ставлю личностные планируемые результаты.
Личностные результаты: 1. Развитие умений высказывать своё мнение, выражать эмоции.
2. Воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
3. Оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
4. Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.
5. Терпимое отношение к мнению других читателей.
Поставленные задачи определили подбор материала и оборудования для проведения урока:
1. Портрет И. А. Крылова 2. Проектор, экран, компьютер, презентация.
3. Карточки с заданиями для групповой работы.
4. Оценочные листы (Лист самооценки, оценка работы группы)
Памятка Как приготовить выразительное чтение; 4
Урок проводился с использованием игровых технологий, технологии диалогического обучения, элементов технологии развития критического мышления, здоровьесберегающей технологии, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения. В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться.
Вырабатывать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров, учить познавать мир, окружающих людей и себя во время чтения и слушания. Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Следующий этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состояла в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе. При организации и проведении урока я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Для эмоционального восприятия материала я использовала иллюстративный материал (фото животных героев басни), прослушивание басни в аудиозаписи. Повторение изученного материала провела в форме и фронтального опроса. На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить, творить. Метод ситуации успеха (на этапе мотивации), формирование положительной учебной мотивации, иллюстрация, фронтальный опрос и др. Частая смена деятельности позволили мне поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходилось много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока учила детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли это коммуникативные УУД. На уроке чтения обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях). Эта работа формирует предметные УУД. В урок я включила самостоятельную работу. Детям были даны оценочные
листы, чтобы оценили свою работу на уроке. При работе в группах ребята учились слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД и регулятивные УУД. Задания были подобраны соответственно возрасту. Я составляла такие задания, которые бы требовали от ребят сообразительности, гибкости мышления. Подбирала задания, чтобы дети умели работать с текстом, умели это познавательные УУД. При работе ориентироваться в учебнике использовала различные виды чтения: жужжащее чтение, выборочное чтение, самостоятельное. Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость. Все этапы урока связаны между собой. Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физкультминутки, связанной с темой урока, с нравственными качествами и самооценкой. Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Во время работы я давала возможность ученикам высказывать своё мнение.
3.Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы. Ребята усвоили материал, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Презентация, звуковое оформление, игровые моменты, физкультминутка способствовали более эффективному проведению урока.
Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения учительученик, рефлексия показала, что урок детям понравился. Результаты урока говорят о том, что ученики на уроке повторили ранее полученные знания, открыли новое, нашли в новой басне мораль, выяснили, какое отрицательное качество высмеивается в басне, и сделали для себя выводы.