Публикации
Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в развитии речи ребенка 4-5 лет»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в развитии речи ребенка 4-5 лет»
Автор: Плашкина Надежда Михайловна Молчанова Снежана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в развитии речи ребенка 4-5 лет»
Автор: Плашкина Надежда Михайловна Молчанова Снежана Викторовна
Родительское собрание в средней группе «Облачко»«Роль семьи в развитии речи ребенка 4-5 лет»Ход собрания.«Не всегда важно - что говорят, но всегда важно, как говорят» М. Горький. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня наш разговор пойдёт о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение - как на ладошке. Правильное произношение звуков - важная сторона речевого развития. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Сегодня на нашем собрании присутствует учитель-логопед Фалевская Любовь Савватиевна, которая расскажет нам, на что надо обратить внимание в первую очередь!В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Специальные занятия по развитию речи детей в средней группе проводятся еженедельно. Задачами речевого развития детей:- овладение речью как средством общения и культуры.- развитие все компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Формирование речи идёт по нескольким направлениям:- Обогащение словарного запаса.- Формирование звуковой культуры речи.- Формирование грамматического строя речи.- Обучение рассказыванию, связной речи.- Развитие выразительности речи. Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал правильную, грамотную речь. Речь взрослого должна быть спокойной, неторопливой, содержательной. Чёткость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шутки- чистоговорки, потешки и т. п. В словарной работе нужно особое внимание обратить на обогащение и активизацию словаря, что тесто связано с расширением знаний ребёнка об окружающем мире предметов, вещей, явлений. Полезны специальные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи: на усвоение родовой принадлежности и надлежащих форм имён существительных, активизацию употребления глаголов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Развивая монологическую речь необходимо соблюдать структуру повествования: начало, развитие сюжета, концовка – в рассказах из своего опыта, по картинке, об игрушке. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; во время образовательной деятельности по развитию речи, а так же и на других занятиях; в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи необходимо целенаправленное обучение. Ведущим методом обучения является игровой. Решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Обогащение словаря происходит на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Игра «Назови одним словом» Яблоко, банан, апельсин – это фрукты. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе (груша, лимон). Лук, редис, картофель – это… Мяч, пирамидка, машинка – это… Ложка, тарелка, стакан – это… Юбка, брюки, футболка – это… Тапки, сандалии, сапоги – это…«Подбери как можно больше слов- действий»Курица что делает? - (кудахчет, клюёт, несётся) собака что делает? - (лает, охраняет, рычит) кошка что делает? - (мурлычет, царапается, играет)Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:Воспитатель: игрушки, бывают какими?Родитель: яркими, пластмассовыми, разноцветными...Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?Родитель: Радуга, калейдоскоп, телевизор...Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?Родитель: черно- белым, новым, прямоугольным...Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?Родитель: дверь, стол, подушка... и т.д.Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.Для этой игры вам понадобится мяч.Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, - говорить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.ДРУГ … ВРАГДЕНЬ … НОЧЬРАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)ЖАРА … ХОЛОДЗЛО … ДОБРОПРАВДА … ЛОЖЬХОРОШО … ПЛОХОТЯЖЕЛО … ЛЕГКОВЫСОКО … НИЗКОМОЖНО … НЕЛЬЗЯТРУДНО … ЛЕГКОБЫСТРО … МЕДЛЕННОГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬБРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬПРЯТАТЬ … ИСКАТЬЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬИгра «Угощаю».Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья - кислые.Сказка - очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.Остановка «отгадай загадку»Кто-то за кого-то ухватился крепко,Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.Но еще помощники скоро прибегут,Победит упрямицу дружный общий труд.Кто засел так крепко? Что же это (репка).Я бегу, бегу, бегу,Опоздать я не могу!Я на волке поскачу,На орле я полечу!Не боюсь волны морской,Не боюсь горы, крутой.Я лечу, плыву, скачу, —Всем больным помочь хочу! (Доктор Айболит).Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом,Кем же были этиМаленькие дети? (Семеро козлят)Возле леса, на опушкеТрое их живет в избушке.Там три стула и три кружки.Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки? (Три медведя).Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет получившуюся сказку своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей любимой игрушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.Для придумывания новых сказок дома вместе подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - зайчик, - домик...). Спросите у детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Как другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если каждый играющий будет добавлять по предложению. Интересно, что у вас получилось?Перед вами набор маленьких игрушек для обыгрывания. Разделитесь на 2 группы и создайте свой сюжет и расскажите нам свою придуманную сказку. Но каждый участник должен сказать свое предложение, чтобы сказка была последовательная, логическая.Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков ребёнка напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.Пальчиковая гимнастика: «Много мебели купили»Для квартиры в магазине. — дошколята, выставив раскрытые руки перед собой, несколько раз в ровном ритме сгибают и разгибают пальчики;Это стул, чтобы сидеть. — при перечислении предметов мебели ребята один за другим сгибают пальцы на обеих руках, первыми загибают большие;Это стол, чтоб вкусно есть. — дальше сгибают указательные;В кресле мягком отдыхать, — следом средние;Книжки вечером читать.Вот кровать, чтоб ночью спать. — загибают безымянные пальцы;Шкаф, чтоб вещи размещать. — мизинцы;Вот сколько мебели купили — опять выставляют перед собой руки с раскрытыми ладошками, начинают в ровном темпе сгибать и разгибать пальчики.Для квартиры в магазине.Вывод: Ребёнок к 5 годам достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.Желаю вам удачи!