Публикации
Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество»
Автор: Ирина Леонидовна Зайцева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество»
Автор: Ирина Леонидовна Зайцева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 33»Инновационный управленческий проект«Взаимонаставничество»Ростов-на-Дону2023Пояснительная запискаВ последнее время на федеральном уровне принято несколько документов, в которых определено, что управление некоторыми отраслями, в том числе, сферой образования, будет осуществляться на проектных принципах. По словам профессора О.Г. Прикота, «Проектное управление – это теперь новая идеология управления образованием в России. Идеология, принятая на государственном уровне».Анализ особенностей изменений в образовании в конце XX – начале XXI веков позволяет сделать заключение, что управление образовательной организацией в условиях концептуальных изменений требует поиска и использования новых средств, технологий и подходов, а вся управленческая практика полностью должна быть выстроена в логике концептуального проектирования систем организационного управления.Эффективное проведение модернизации российского образования предполагает наличие инструмента, позволяющего гарантированно достичь поставленных целей. Особенностью этого инструмента должна стать его способность интегрировать ценности и смыслы модернизационного процесса, современные технологии, формы организации образовательного процесса и позитивные традиции российского образования. Механизмом интеграции этих трех компонентов модернизации образования выступает процесс институциализации, т. е. механизм внедрения уникальных, авторских разработок в повседневную деятельность системы образования через нормативное закрепление идей в правилах работы отдельного педагога, образовательной организации и системы образования в целом.Наиболее распространенной технологией управления развитием субъекта в процессе творческого решения проблем контекстного окружения его деятельности выступает проектное управление. Именно в проектном управлении наиболее выпукло сформулированы условия управления инновационным развитием образовательного учреждения:отказ от традиционных образцов профессиональной деятельности, неприменимых в условиях возникшего затруднения, что создает основу для инновационного прорыва; стимулирование творческого поведения субъекта для выработки инновационного способа решения возникшего затруднения; конкурсный отбор наиболее приемлемого варианта инновационного решения из перечня представленных способов. Проектные технологии становятся обязательным элементом управления инновационным развитием современного образовательного учреждения.Проблемы проектного управления образовательными учреждениями рассматриваются в исследованиях А.Н. Дахина, В.С. Лазарева, О.Е. Лебедева, П.И. Третьякова и многих других. Авторы пришли к выводам о том, что проектное управление – это тип управления образовательными учреждениями в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы.Все выше сказанное позволяет считать тему проектного управления в развитии образовательной организации актуальной.Практическая значимость данного проекта состоит в реализации системы работы по формированию кадрового потенциала в соответствии с современными требованиями в рамках Национального проекта «Образование», федерального проекта «Учитель будущего», национальной системы учительского роста, направленной на повышение качества образования и педагогической компетентности.Управленческий проект – это целенаправленный, мотивированный способ изменения конкретной образовательной ситуации, упорядочивания деятельности всех субъектов образовательного процесса – участников реализации проекта, а также создания специальной системы управления и всестороннего сопровождения и поддержки этой деятельности.Информационная карта проекта.Полное название проекта: Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество».Автор и руководитель проекта: старший воспитатель Зайцева И..ЛУчастники: администрация и педагоги МБДОУ № 33.Место проведения: г.Ростов-на-Дону, Миронова 14 вТип проекта (продолжительность): управленческий кадровый, длительный (2023-2025 год).Цель проекта: создание условий для обмена опытом и плодотворного профессионального общения педагогов, способствующих непрерывному повышению квалификации педагогов и качества образования, формированию имиджа и инновационному развитию ДОУ.Задачи:Создать рабочую группу по разработке и реализации проекта. Провести мониторинг профессиональных компетенций педагогических работников, выявить сильные стороны, затруднения, дефициты каждого педагога. Провести SWOT-анализ, выявить сильные и слабые стороны, риски и ресурсы для реализации проекта. Разработать документацию по кадровой политике ДОУ, план-схему ротации педагогических кадров. Выявить существующие проблемы, наметить пути их решения, определить области, требующие улучшения. Создать профессиональные объединения педагогов, основанные на сходстве дефицитов или сильных сторон. Создать информационное пространство для сбора, обмена информацией, документооборота, оборудовать рабочие места. Разработать план обмена опытом «Опытные – молодым, молодые - опытным» на каждый учебный год. Разработать план повышения квалификации и внутрифирменного обучения, индивидуальные образовательные маршруты для педагогов на три года, предоставить возможности для учебы и роста каждому педагогу. Организовать методическую работу как процесс управления профессионально-личностным развитием педагога. Подвести итоги проекта. Результаты внутренней и внешней оценки качества образования. Объект исследования – инновационный управленческий проект.Предмет исследования – проектная деятельность ДОУ как инструмент инновационного развития.Этапы проекта:Ожидаемые результаты: в ДОУ организована работа по взаимообучению педагогических работников, созданы профессиональные объединения с целью устранения дефицитов, развития и формирования компетенций, распространения передового педагогического опыта.Ресурсы: педагогические кадры, нормативно-правовое обеспечение: «Национальный проект «Образование», «Учитель будущего», национальная система учительского роста; информационно-коммуникативные технологии, курсы повышения квалификации, Internet-ресурсы.Алгоритм проведения SWOT-анализаSWOT-анализ – это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны) Opportunities (возможности) Threats (угрозы) Шаг 1. Опишите базовые цели организации или проекта, проясните причины развития этого направления, обсудите мотивы, движимые вами.В нашем случае - создание условий для обмена опытом и плодотворного профессионального общения педагогов, способствующих непрерывному повышению квалификации педагогов и качества образования, формированию имиджа и инновационному развитию ДОУ.Шаг 2. Зафиксируйте сильные и слабые стороны организации, ответив на вопросы. Примеры вопросов:Сильные стороны:Какие сильные стороны у нашего персонала? Что мы умеем делать хорошо? Что позволяет нам развиваться? Каковы наши достижения? Чем мы сильны в педагогических технологиях Слабые стороны:В чем мы пока слабы? Над чем стоит работать? Какие ошибки мы совершаем? В чем отсталость наших технологий? Что мешает активному развитию? В чем недостатки нашего управления кадрами? Шаг 3. Сгруппируйте полученные результаты. Дайте группам названия. Обсудите полученные результаты. Запишите выводы на отдельном листе.Шаг 4. Риски. Вспомните слабые стороны, какие риски они влекут за собой? Примеры вопросов:Что может вам помешать? Что делают в этом случае другие организации? Какие барьеры вам могут встретиться на пути? К чему вам нужно быть готовыми? Что может не получиться? Шаг 5. Перенесите стикеры на шаблон. Сгруппируйте.Шаг 6. Внимательно посмотрите на сильные стороны. Какие возможности они вам дают? Примеры вопросов:Как мы можем использовать наши сильные стороны? Что из происходящего в образовании позволит нам быть успешными? Чем мы выгодно отличаемся от конкурентов? Какие возможности мы еще не используем? Посмотрите на риски, как вы можете их перевести в возможности? Шаг 7. Просчитайте все записанное в квадрате «Возможности», дополните, если появились новые идеи. Просчитайте еще раз содержимое трех остальных квадратов. Ответьте на вопросы:Что еще можно перевести в возможности? Насколько велики риски? Что можно сделать, чтобы снизить их влияние или использовать для усиления роста? Как подготовиться к любым неприятностям? Приложение 1 ПриказО рабочей группе по разработке и реализации проекта «Взаимонаставничество» (образец)В соответствии с законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональными стандартами, реализуемыми в ДОУ, с целью повышения качества образования и личностного роста педагогических работников,Приказываю:утвердить состав рабочей группы по реализации проекта «Взаимонаставничество» (Фамилия, имя, отчество, должность); назначить руководителем проекта старшего воспитателя…; определить сроки реализации проекта с … по …; проводить контроль реализации проекта не реже 1 раза в 6 месяцев; вносить корректировки в проект по мере необходимости; контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Заведующий ________________Приложение 2Локальные акты, направленные на формирование кадровой политики, сопровождение профессионального развития и мотивации, регулирование трудовых отношенийУстав – функции руководителя, подбор и расстановка кадров, штатное расписание, утверждение надбавок и доплат и т.д. Трудовой договор (эффективный контракт) – условия труда, функциональные (должностные) обязанности, показатели основной части и части за качество работы. Коллективный договор – эффективное управление, социальное и материальное благополучие работников, вопросы занятости, переподготовки и повышения квалификации, вопросы надбавок и доплат и т.д. Правила внутреннего трудового распорядка. Положение об оплате труда. Положение о материальном стимулировании. Положение о надбавке за эффективность деятельности педагогических работников. Положение о комиссиях и рабочих группах. Положение о наставничестве. Положение о кадровой политике Положение об аттестации педагогических работников. Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации. Положение о мониторинге (внутренней оценке) качества образования. Положение о комиссии по применению профессиональных стандартов и другие. Приложение 3Мониторинг профессиональных компетенций педагогических работниковТаблица 1Мониторинговая карта оценки эффективности деятельности педагога ФИО _________________________ Должность _________________________Таблица 2Карта оценки соответствия уровня компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»Фамилия, имя, отчество ____________________________________________Оцените себя, расставив баллы: 0 – отсутствует, 1 – частично есть, 2 – соответствует полностьюПриложение 4Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»(Авторы: Т.В. Светенко, И.В. Галковская и Е.Н. Яковлева) Алгоритм работы с данной методикой:1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее (проблема может быть заимствована из результатов мониторинга таблиц 1 и 2). 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» или «нет», должно быть не менее 3-х) Первый и второй шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами.5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.Мероприятия – это те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Образец методики «Зеркало прогрессивных преобразований в практике»1. Постановка проблемы: Несформированность умения разрабатывать и осваивать технологические карты урока.2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»). 5. Мероприятия, ответственные 6. Ресурс: Интернет, методическая литература, кадры и т.д7. Продукт:Рабочая программа педагога Программа формирования УУД Макеты технологических карт 8. Критерии эффективности:Экспертиза рабочих программ Экспертиза программы формирования УУД Анализ эффективности урока по обеспечению требований ФГОС (УУД) 9. Степень разработанности проблемыКто из ученых и практиков имеет опыт решения обозначенной Вами проблемы, в чем он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?Шаблон методики «Зеркало прогрессивных преобразований»Постановка проблемы: (Написать ситуацию и вытекающую из нее проблему) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Причины, создающие проблему: (формулировка начинается с «НЕ…» или «НЕТ) Ситуация «МИНУС»_____________________________________________________________Преобразуем ситуацию «минус» в ситуацию «плюс»Ситуация «ПЛЮС»Цель проекта: (Какой проектный продукт мы хотим получить?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задачи: (Какие этапы надо выполнить, чтобы получить проектный продукт) 1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________6._________________________________________________________________5. Мероприятия: (Что необходимо сделать для решения задач?)Результат или продукт проектирования: (Какой проектный продукт мы хотим получить?) ______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Анализ ресурсов: (Какие материалы, инструменты, информационные источники необходимы для работы над проектом?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Критерии результативности: (Каким должен получиться проектный продукт?) ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Используемая литература, источники, Internet-ресурсы Приложение 5На основе заполненных карт и методики «Зеркало прогрессивных преобразований» составляется карта «дефицитов» и сильных сторон педагогов, а также проектов по устранению проблем и профессиональной помощи.Приложение 6Примерная схема ротации педагогических кадровМетоды развития педагогических кадров Профессиональные сообщества, объединения ДОУ. Рабочая группа – объединение педагогов с целью ведения углубленного вида деятельности, реализации конкретного направления, проекта, инновационной деятельности и т.д. Творческая группа – объединение педагогов с целью театрально-постановочной, оформительской, творческой, конкурсной деятельности. Возрастная параллель – объединение педагогов (воспитателей), работающих в одинаковых возрастных группах с целью взаимоконтроля, обмена опытом, планирования образовательной деятельности, досуговых мероприятий, ведения документации. Специалисты – объединение педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре. Ученики – объединение педагогов по сходству дефицитов и слабых сторон. В каждой рабочей группе назначается руководитель (куратор направления), который ведет деятельность, документацию, осуществляет контроль данного объединения в соответствии с планом.Примерный план ротации педагогов ДОУ Приложение 7Опросный лист для проведения самооценки деятельности образовательного учрежденияОбласть оценки № 1: Деятельность администрации (руководство)Вопросы, на которые следует ответить:Как администрация образовательного учреждения совместно с педагогическим коллективом видит перспективы деятельности школы, согласовывает цели и ценности и способствует их достижению? Как члены администрации лично участвуют в развитии системы управления школой? Насколько эффективно выполняются функции управления на практике? 1а. Деятельность администрации по разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения1b. Администрация постоянно совершенствует свою деятельность и деятельность ОУ1с. Администрация поддерживает контакты с заказчиками на образование1d. Руководство персоналом образовательного учрежденияОбласть оценки №2: Стратегия развития образовательного учрежденияВопросы, на которые следует ответить:Каким образом осуществляется планирование работы образовательного учреждения? Каким образом разрабатывается и реализуется стратегия развития ОУ? Каким образом обеспечивается решение актуальных для школы проблем? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки2.а. Перспективное планирование деятельности образовательного учреждения2.b. Реализация стратегии развития образовательного учрежденияОбласть оценки № 3: Работа с коллективом образовательного учрежденияВопросы, на которые следует ответить:Как в образовательном учреждении осуществляется руководство персоналом? Каким образом происходит его развитие? Как используются опыт и знания сотрудников для совершенствования деятельности ОУ? Как управление персоналом способствует реализации стратегии деятельности и эффективности работы школы? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки3.а. Планирование кадровых ресурсов. 3.b. Признание и поддержка роста профессионализма персонала.3.с. Мотивация и стимулирование профессионального роста персонала. 3.d. Забота о благосостоянии и здоровье коллектива образовательного учреждения, общественное признание его достижений.3.е. Организация информационных потоков в школе и управление ими. Область оценки № 4: Партнерство и ресурсное обеспечение деятельности образовательного учреждения Вопросы, на которые следует ответить:Как в образовательном учреждении организована работа с социальными партнерами? Как партнерство помогает получить дополнительные ресурсы? Насколько целесообразно эти ресурсы используются? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки 4а. Работа с родителями и социальными партнерами школы4.b. Планомерность и эффективность использования ресурсов.4.с. Бережное отношение к ресурсам (здание, оборудование, оснащение). Область оценки № 5: Основные процессыВопрос, на который следует ответить:Как в ОУ организовано планирование и руководство образовательным процессом? (Все процессы рассматриваются как цепочка следующих друг за другом этапов, как связанная между собой совокупность, направленная на достижение образовательных целей).Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки5.а. Систематически осуществляется планирование и руководство образовательной деятельностью. 5.b. Образовательный процесс5.с. Совершенствование деятельности на основе социального заказа к образовательному учреждению Область оценки №6: Результаты, связанные с оценкой деятельности ОУ воспитанниками и их родителямиВопрос, на который следует ответить:Насколько результаты деятельности образовательного учреждения соответствуют социальному заказу?Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки6.а. Оценка родителями и другими социальными партнерами о деятельности ОУ6.b. Общественная оценка как условие развития школыОбласть оценки №7: Результаты педагогического коллектива Вопросы, на которые следует ответить:Какие результаты достигнуты в работе с персоналом? Каким образом их можно подтвердить? Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки7.а. В ОУ используются следующие критерии, по которым оцениваются результаты работы администрации и педагогического коллектива:7.b. Совершенствование деятельности образовательного учреждения на основе результатов опроса педагогического коллектива Область оценки № 8: Результаты, связанные с социальной деятельностью школыВопрос, на который следует ответить:Каких социально значимых результатов достигло ОУ на местном, региональном, федеральном уровнях и какое влияние они оказывают на ее деятельность?Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки8.а. Общественное мнение о деятельности ОУ8.b. ОУ использует полученные результаты для совершенствования своей деятельности.Область оценки № 9: Результаты образовательной деятельности ОУВопрос, на который следует ответить:Каковы показатели результативной работы школы, и каким образом их можно подтвердить?Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки9.а. ОУ использует для оценки своей деятельности показатели, соответствующие специфике решаемых ею образовательных задач в следующих областях:Учебные результаты и достижения воспитанников в различных сферах деятельности; психическое и физическое состояние воспитанников; уровень толерантности в коллективе, готовность к сотрудничеству. 9.b. Основные показатели деятельности ОУ учитываются и результаты используются для повышения эффективности ее работы.Примечание: по данной области каждый критерии необходимо представить как набор отдельных позиций, например, оценка созданных условий включает в себя: безопасность, комфортность, валеологические условия и др.Используемая и рекомендуемая литература.При разработке проекта использованы материалы курса переподготовки «Менеджмент в образовании» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образованияВиноградов В.Н. Управление развитием современной образовательной организации. // Человек и образование. – 2016. - № 3 (48). – URL , свободный, (Дата обращения 31.10.2019). Государственная политика в сфере образования и инновационные модели управления образовательным учреждением. / сост.: О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. Петрозаводск, 2010. Гудас А.Р. Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. – 2018. – № 46. – С. 281-283. – URL , свободный, (Дата обращения 17.10.2019). Гудас А.Р. Особенности управления инновационным развитием образовательной организации // Молодой ученый. Международный научный журнал. – 2018. № 46. – С. 283-285. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. – № 1. Инновационная деятельность в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. – Режим доступа: , свободный (Дата обращения 17.10.2019) Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Учебное пособие. Часть I. Издание 3-е, дополненное. М.: Сфера, 2008. Кондрашова Н. В. Научно-теоретические основы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - С. 815-831. - URL: cept. ru/2018/181068.htm., свободный, (Дата обращения 17.10.2019) Микляева Н.В. Инновации в детском саду/Н.В. Микляева – М.: «Айрис пресс», 2012. – 186 с. Моисеева Л.В. Проектный менеджмент как инструмент модернизации дошкольного образования в России. – Режим доступа: , свободный, (Дата обращения: 17.10.2019). Пакет диагностических методик для осуществления оценки качества образования и управления качеством образования. Опыт работы ГБДОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 года № 1242 «О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации». Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 155 с. Прикот О.Г. Зачем директору проектное управление? – Режим доступа: , свободный, (Дата обращения: 17.10.2019). Проектирование системы управления современной образовательной организацией: учеб. Пособие / В.Н. Виноградов и др.; под ред. А.С. Горшкова. – СПб.: СПб АППО, 2018. – 248 с. Проектное управление инновационным развитием школы: учебно-методическое пособие / В.Л. Холод, Н.П. Понеделко, Н.В. Краснокутский и др.; отв. ред. В.Л. Холод. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 134 с