Публикации Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество»
Автор: Ирина Леонидовна Зайцева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 33»Инновационный управленческий проект«Взаимонаставничество»Ростов-на-Дону2023Пояснительная запискаВ последнее время на федеральном уровне принято несколько документов, в которых определено, что управление некоторыми отраслями, в том числе, сферой образования, будет осуществляться на проектных принципах. По словам профессора О.Г. Прикота, «Проектное управление – это теперь новая идеология управления образованием в России. Идеология, принятая на государственном уровне».Анализ особенностей изменений в образовании в конце XX – начале XXI веков позволяет сделать заключение, что управление образовательной организацией в условиях концептуальных изменений требует поиска и использования новых средств, технологий и подходов, а вся управленческая практика полностью должна быть выстроена в логике концептуального проектирования систем организационного управления.Эффективное проведение модернизации российского образования предполагает наличие инструмента, позволяющего гарантированно достичь поставленных целей. Особенностью этого инструмента должна стать его способность интегрировать ценности и смыслы модернизационного процесса, современные технологии, формы организации образовательного процесса и позитивные традиции российского образования. Механизмом интеграции этих трех компонентов модернизации образования выступает процесс институциализации, т. е. механизм внедрения уникальных, авторских разработок в повседневную деятельность системы образования через нормативное закрепление идей в правилах работы отдельного педагога, образовательной организации и системы образования в целом.Наиболее распространенной технологией управления развитием субъекта в процессе творческого решения проблем контекстного окружения его деятельности выступает проектное управление. Именно в проектном управлении наиболее выпукло сформулированы условия управления инновационным развитием образовательного учреждения:
  • отказ от традиционных образцов профессиональной деятельности, неприменимых в условиях возникшего затруднения, что создает основу для инновационного прорыва;
  • стимулирование творческого поведения субъекта для выработки инновационного способа решения возникшего затруднения;
  • конкурсный отбор наиболее приемлемого варианта инновационного решения из перечня представленных способов.
  • Проектные технологии становятся обязательным элементом управления инновационным развитием современного образовательного учреждения.Проблемы проектного управления образовательными учреждениями рассматриваются в исследованиях А.Н. Дахина, В.С. Лазарева, О.Е. Лебедева, П.И. Третьякова и многих других. Авторы пришли к выводам о том, что проектное управление – это тип управления образовательными учреждениями в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы.Все выше сказанное позволяет считать тему проектного управления в развитии образовательной организации актуальной.Практическая значимость данного проекта состоит в реализации системы работы по формированию кадрового потенциала в соответствии с современными требованиями в рамках Национального проекта «Образование», федерального проекта «Учитель будущего», национальной системы учительского роста, направленной на повышение качества образования и педагогической компетентности.Управленческий проект – это целенаправленный, мотивированный способ изменения конкретной образовательной ситуации, упорядочивания деятельности всех субъектов образовательного процесса – участников реализации проекта, а также создания специальной системы управления и всестороннего сопровождения и поддержки этой деятельности.Информационная карта проекта.Полное название проекта: Инновационный управленческий проект «Взаимонаставничество».Автор и руководитель проекта: старший воспитатель Зайцева И..ЛУчастники: администрация и педагоги МБДОУ № 33.Место проведения: гостов-на-Дону, Миронова 14 вТип проекта (продолжительность): управленческий кадровый, длительный (2023-2025 год).Цель проекта: создание условий для обмена опытом и плодотворного профессионального общения педагогов, способствующих непрерывному повышению квалификации педагогов и качества образования, формированию имиджа и инновационному развитию ДОУ.Задачи:
  • Создать рабочую группу по разработке и реализации проекта.
  • Провести мониторинг профессиональных компетенций педагогических работников, выявить сильные стороны, затруднения, дефициты каждого педагога.
  • Провести SWOT-анализ, выявить сильные и слабые стороны, риски и ресурсы для реализации проекта.
  • Разработать документацию по кадровой политике ДОУ, план-схему ротации педагогических кадров.
  • Выявить существующие проблемы, наметить пути их решения, определить области, требующие улучшения.
  • Создать профессиональные объединения педагогов, основанные на сходстве дефицитов или сильных сторон.
  • Создать информационное пространство для сбора, обмена информацией, документооборота, оборудовать рабочие места.
  • Разработать план обмена опытом «Опытные – молодым, молодые - опытным» на каждый учебный год.
  • Разработать план повышения квалификации и внутрифирменного обучения, индивидуальные образовательные маршруты для педагогов на три года, предоставить возможности для учебы и роста каждому педагогу.
  • Организовать методическую работу как процесс управления профессионально-личностным развитием педагога.
  • Подвести итоги проекта. Результаты внутренней и внешней оценки качества образования.
  • Объект исследованияинновационный управленческий проект.Предмет исследования – проектная деятельность ДОУ как инструмент инновационного развития.Этапы проекта:Ожидаемые результаты: в ДОУ организована работа по взаимообучению педагогических работников, созданы профессиональные объединения с целью устранения дефицитов, развития и формирования компетенций, распространения передового педагогического опыта.Ресурсы: педагогические кадры, нормативно-правовое обеспечение: «Национальный проект «Образование», «Учитель будущего», национальная система учительского роста; информационно-коммуникативные технологии, курсы повышения квалификации, Internet-ресурсы.Алгоритм проведения SWOT-анализаSWOT-анализ – это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
  • Strengths (сильные стороны)
  • Weaknesses (слабые стороны)
  • Opportunities (возможности)
  • Threats (угрозы)
  • Шаг 1. Опишите базовые цели организации или проекта, проясните причины развития этого направления, обсудите мотивы, движимые вами.В нашем случае - создание условий для обмена опытом и плодотворного профессионального общения педагогов, способствующих непрерывному повышению квалификации педагогов и качества образования, формированию имиджа и инновационному развитию ДОУ.Шаг 2. Зафиксируйте сильные и слабые стороны организации, ответив на вопросы. Примеры вопросов:Сильные стороны:
  • Какие сильные стороны у нашего персонала?
  • Что мы умеем делать хорошо?
  • Что позволяет нам развиваться?
  • Каковы наши достижения?
  • Чем мы сильны в педагогических технологиях
  • Слабые стороны:
  • В чем мы пока слабы?
  • Над чем стоит работать?
  • Какие ошибки мы совершаем?
  • В чем отсталость наших технологий?
  • Что мешает активному развитию?
  • В чем недостатки нашего управления кадрами?
  • Шаг 3. Сгруппируйте полученные результаты. Дайте группам названия. Обсудите полученные результаты. Запишите выводы на отдельном листе.Шаг 4. Риски. Вспомните слабые стороны, какие риски они влекут за собой? Примеры вопросов:
  • Что может вам помешать?
  • Что делают в этом случае другие организации?
  • Какие барьеры вам могут встретиться на пути?
  • К чему вам нужно быть готовыми?
  • Что может не получиться?
  • Шаг 5. Перенесите стикеры на шаблон. Сгруппируйте.Шаг 6. Внимательно посмотрите на сильные стороны. Какие возможности они вам дают? Примеры вопросов:
  • Как мы можем использовать наши сильные стороны?
  • Что из происходящего в образовании позволит нам быть успешными?
  • Чем мы выгодно отличаемся от конкурентов?
  • Какие возможности мы еще не используем?
  • Посмотрите на риски, как вы можете их перевести в возможности?
  • Шаг 7. Просчитайте все записанное в квадрате «Возможности», дополните, если появились новые идеи. Просчитайте еще раз содержимое трех остальных квадратов. Ответьте на вопросы:
  • Что еще можно перевести в возможности?
  • Насколько велики риски?
  • Что можно сделать, чтобы снизить их влияние или использовать для усиления роста?
  • Как подготовиться к любым неприятностям?
  • Приложение 1 ПриказО рабочей группе по разработке и реализации проекта «Взаимонаставничество» (образец)В соответствии с законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональными стандартами, реализуемыми в ДОУ, с целью повышения качества образования и личностного роста педагогических работников,Приказываю:
  • утвердить состав рабочей группы по реализации проекта «Взаимонаставничество» (Фамилия, имя, отчество, должность);
  • назначить руководителем проекта старшего воспитателя…;
  • определить сроки реализации проекта с … по …;
  • проводить контроль реализации проекта не реже 1 раза в 6 месяцев;
  • вносить корректировки в проект по мере необходимости;
  • контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
  • Заведующий ________________Приложение 2Локальные акты, направленные на формирование кадровой политики, сопровождение профессионального развития и мотивации, регулирование трудовых отношений
  • Устав – функции руководителя, подбор и расстановка кадров, штатное расписание, утверждение надбавок и доплат и т.д.
  • Трудовой договор (эффективный контракт) – условия труда, функциональные (должностные) обязанности, показатели основной части и части за качество работы.
  • Коллективный договор – эффективное управление, социальное и материальное благополучие работников, вопросы занятости, переподготовки и повышения квалификации, вопросы надбавок и доплат и т.д.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение об оплате труда.
  • Положение о материальном стимулировании.
  • Положение о надбавке за эффективность деятельности педагогических работников.
  • Положение о комиссиях и рабочих группах.
  • Положение о наставничестве.
  • Положение о кадровой политике
  • Положение об аттестации педагогических работников.
  • Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации.
  • Положение о мониторинге (внутренней оценке) качества образования.
  • Положение о комиссии по применению профессиональных стандартов и другие.
  • Приложение 3Мониторинг профессиональных компетенций педагогических работниковТаблица 1Мониторинговая карта оценки эффективности деятельности педагога ФИО _________________________ Должность _________________________Таблица 2Карта оценки соответствия уровня компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»Фамилия, имя, отчество ____________________________________________Оцените себя, расставив баллы: 0 – отсутствует, 1 – частично есть, 2 – соответствует полностьюПриложение 4Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»(Авторы: Т.В. Светенко, И.В. Галковская и Е.Н. Яковлева) Алгоритм работы с данной методикой:1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее (проблема может быть заимствована из результатов мониторинга таблиц 1 и 2)2 шаг: Выявите   и   запишите   основные      причины   ее   возникновения (причины формулируются со слов «не» или «нет», должно быть не менее 3-х)  Первый и второй шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами.5 шаг: Для каждой   задачи   определяется комплекс мероприятий – шагов   по   их достижению.  Для каждого   шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.Мероприятия – это те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Образец методики «Зеркало прогрессивных преобразований в практике»1. Постановка проблемы: Несформированность умения разрабатывать и осваивать технологические карты урока.2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»).   5. Мероприятия, ответственные 6. Ресурс: Интернет, методическая литература, кадры и т.д7. Продукт:
  • Рабочая программа педагога
  • Программа формирования УУД
  • Макеты технологических карт
  • 8. Критерии эффективности:
  • Экспертиза рабочих программ
  • Экспертиза программы формирования УУД
  • Анализ эффективности урока по обеспечению требований ФГОС (УУД)
  • 9. Степень разработанности проблемыКто из ученых и практиков имеет опыт решения обозначенной Вами проблемы, в чем он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?Шаблон методики «Зеркало прогрессивных преобразований»
  • Постановка проблемы: (Написать ситуацию и вытекающую из нее проблему) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Причины, создающие проблему: (формулировка начинается с «НЕ…» или «НЕТ)
  • Ситуация «МИНУС»_____________________________________________________________Преобразуем ситуацию «минус» в ситуацию «плюс»Ситуация «ПЛЮС»
  • Цель проекта: (Какой проектный продукт мы хотим получить?)
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Задачи: (Какие этапы надо выполнить, чтобы получить проектный продукт)
  • 1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________6._________________________________________________________________5. Мероприятия: (Что необходимо сделать для решения задач?)
  • Результат или продукт проектирования: (Какой проектный продукт мы хотим получить?) ______________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Анализ ресурсов: (Какие материалы, инструменты, информационные источники необходимы для работы над проектом?)
  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Критерии результативности: (Каким должен получиться проектный продукт?) ____________________________________________________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Используемая литература, источники, Internet-ресурсы
  • Приложение 5На основе заполненных карт и методики «Зеркало прогрессивных преобразований» составляется карта «дефицитов» и сильных сторон педагогов, а также проектов по устранению проблем и профессиональной помощи.Приложение 6Примерная схема ротации педагогических кадров
  • Методы развития педагогических кадров
  • Профессиональные сообщества, объединения ДОУ.
  • Рабочая группа – объединение педагогов с целью ведения углубленного вида деятельности, реализации конкретного направления, проекта, инновационной деятельности и т.д.
  • Творческая группа – объединение педагогов с целью театрально-постановочной, оформительской, творческой, конкурсной деятельности.
  • Возрастная параллель – объединение педагогов (воспитателей), работающих в одинаковых возрастных группах с целью взаимоконтроля, обмена опытом, планирования образовательной деятельности, досуговых мероприятий, ведения документации.
  • Специалисты – объединение педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре.
  • Ученики – объединение педагогов по сходству дефицитов и слабых сторон.
  • В каждой рабочей группе назначается руководитель (куратор направления), который ведет деятельность, документацию, осуществляет контроль данного объединения в соответствии с планом.
  • Примерный план ротации педагогов ДОУ
  • Приложение 7Опросный лист для проведения самооценки деятельности образовательного учрежденияОбласть оценки № 1: Деятельность администрации (руководство)Вопросы, на которые следует ответить:
  • Как администрация образовательного учреждения совместно с педагогическим коллективом видит перспективы деятельности школы, согласовывает цели и ценности и способствует их достижению?
  • Как члены администрации лично участвуют в развитии системы управления школой?
  • Насколько эффективно выполняются функции управления на практике?
  • 1а. Деятельность администрации по разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения1b. Администрация постоянно совершенствует свою деятельность и деятельность ОУ1с. Администрация поддерживает контакты с заказчиками на образование1d. Руководство персоналом образовательного учрежденияОбласть оценки №2: Стратегия развития образовательного учрежденияВопросы, на которые следует ответить:
  • Каким образом осуществляется планирование работы образовательного учреждения?
  • Каким образом разрабатывается и реализуется стратегия развития ОУ?
  • Каким образом обеспечивается решение актуальных для школы проблем?
  • Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки2.а. Перспективное планирование деятельности образовательного учреждения2.b. Реализация стратегии развития образовательного учрежденияОбласть оценки № 3: Работа с коллективом образовательного учрежденияВопросы, на которые следует ответить:
  • Как в образовательном учреждении осуществляется руководство персоналом?
  • Каким образом происходит его развитие?
  • Как используются опыт и знания сотрудников для совершенствования деятельности ОУ?
  • Как управление персоналом способствует реализации стратегии деятельности и эффективности работы школы?
  • Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки3.а. Планирование кадровых ресурсов. 3.b. Признание и поддержка роста профессионализма персонала.3.с. Мотивация и стимулирование профессионального роста персонала. 3.d. Забота о благосостоянии и здоровье коллектива образовательного учреждения, общественное признание его достижений.3.е. Организация информационных потоков в школе и управление ими. Область оценки № 4: Партнерство и ресурсное обеспечение деятельности образовательного учреждения Вопросы, на которые следует ответить:
  • Как в образовательном учреждении организована работа с социальными партнерами?
  • Как партнерство помогает получить дополнительные ресурсы?
  • Насколько целесообразно эти ресурсы используются?
  • Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки 4а. Работа с родителями и социальными партнерами школы4.b. Планомерность и эффективность использования ресурсов.4.с. Бережное отношение к ресурсам (здание, оборудование, оснащение). Область оценки № 5: Основные процессыВопрос, на который следует ответить:Как в ОУ организовано планирование и руководство образовательным процессом? (Все процессы рассматриваются как цепочка следующих друг за другом этапов, как связанная между собой совокупность, направленная на достижение образовательных целей).Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки5.а. Систематически осуществляется планирование и руководство образовательной деятельностью. 5.b. Образовательный процесс5.с. Совершенствование деятельности на основе социального заказа к образовательному учреждению Область оценки №6: Результаты, связанные с оценкой деятельности ОУ воспитанниками и их родителямиВопрос, на который следует ответить:Насколько результаты деятельности образовательного учреждения соответствуют социальному заказу?Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки6.а. Оценка родителями и другими социальными партнерами о деятельности ОУ6.b. Общественная оценка как условие развития школыОбласть оценки №7: Результаты педагогического коллектива Вопросы, на которые следует ответить:
  • Какие результаты достигнуты в работе с персоналом?
  • Каким образом их можно подтвердить?
  • Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки7.а. В ОУ используются следующие критерии, по которым оцениваются результаты работы администрации и педагогического коллектива:7.b. Совершенствование деятельности образовательного учреждения на основе результатов опроса педагогического коллектива Область оценки № 8: Результаты, связанные с социальной деятельностью школыВопрос, на который следует ответить:Каких социально значимых результатов достигло ОУ на местном, региональном, федеральном уровнях и какое влияние они оказывают на ее деятельность?Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки8.а. Общественное мнение о деятельности ОУ8.b. ОУ использует полученные результаты для совершенствования своей деятельности.Область оценки № 9: Результаты образовательной деятельности ОУВопрос, на который следует ответить:Каковы показатели результативной работы школы, и каким образом их можно подтвердить?Область оценки и входящие в неё конкретные объекты оценки9.а. ОУ использует для оценки своей деятельности показатели, соответствующие специфике решаемых ею образовательных задач в следующих областях:
  • Учебные результаты и достижения воспитанников в различных сферах деятельности;
  • психическое и физическое состояние воспитанников;
  • уровень толерантности в коллективе, готовность к сотрудничеству.
  • 9.b. Основные показатели деятельности ОУ учитываются и результаты используются для повышения эффективности ее работы.Примечание: по данной области каждый критерии необходимо представить как набор отдельных позиций, например, оценка созданных условий включает в себя: безопасность, комфортность, валеологические условия и др.Используемая и рекомендуемая литература.При разработке проекта использованы материалы курса переподготовки «Менеджмент в образовании» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
  • Виноградов В.Н. Управление развитием современной образовательной организации. // Человек и образование. – 2016. - № 3 (48). – URL , свободный, (Дата обращения 31.10.2019).
  • Государственная политика в сфере образования и инновационные модели управления образовательным учреждением. / сост.: О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. Петрозаводск, 2010.
  • Гудас А.Р. Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. – 2018. – № 46. – С. 281-283. – URL , свободный, (Дата обращения 17.10.2019).
  • Гудас А.Р. Особенности управления инновационным развитием образовательной организации // Молодой ученый. Международный научный журнал. – 2018. № 46. – С. 283-285.
  • Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. – № 1.
  • Инновационная деятельность в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. – Режим доступа: , свободный (Дата обращения 17.10.2019)
  • Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006.
  • Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Учебное пособие. Часть I. Издание 3-е, дополненное. М.: Сфера, 2008.
  • Кондрашова Н. В. Научно-теоретические основы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь). - С. 815-831. - URL: cept. ru/2018/181068.htm., свободный, (Дата обращения 17.10.2019)
  • Микляева Н.В. Инновации в детском саду/Н.В. Микляева – М.: «Айрис пресс», 2012. – 186 с.
  • Моисеева Л.В. Проектный менеджмент как инструмент модернизации дошкольного образования в России. – Режим доступа: , свободный, (Дата обращения: 17.10.2019).
  • Пакет диагностических методик для осуществления оценки качества образования и управления качеством образования. Опыт работы ГБДОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
  • Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 года № 1242 «О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации».
  • Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 155 с.
  • Прикот О.Г. Зачем директору проектное управление? – Режим доступа: , свободный, (Дата обращения: 17.10.2019).
  • Проектирование системы управления современной образовательной организацией: учеб. Пособие / В.Н. Виноградов и др.; под ред. А.С. Горшкова. – СПб.: СПб АППО, 2018. – 248 с.
  • Проектное управление инновационным развитием школы: учебно-методическое пособие / В.Л. Холод, Н.П. Понеделко, Н.В. Краснокутский и др.; отв. ред. В.Л. Холод. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 134 с