Публикации Способы повышения мотивации к обучению математике как средство улучшения качества образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы повышения мотивации к обучению математике как средство улучшения качества образования
Автор: Стафеева Наталья Анатольевна

Способы повышения мотивации к обучению математике как средство улучшения качества образования
Каждый учитель сталкивается с такой ситуацией: ребенок может учиться, но ленив, безразличен. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Удовлетворение потребностей школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо.
Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация хочу учиться хорошо, надо, чтобы каждый говорил себе: Я смогу! Я добьюсь! Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из актуальных проблем в российской школе.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Я наткнулась на древнюю мудрость, которая, на мой взгляд соответствует теме моего выступления: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех.
Как же пробудить у ребят желание напиться из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.
Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
С целью формирования познавательных мотивов целесообразно применять такие приемы и методы:
•создание ситуаций заинтересованности, положительных переживаний;
• использование исторического материала;
• использование задач с практическим содержанием;
• создание проблемной ситуации;
• использование математических задач со скрытой ошибкой;
• использование аналогий, сравнений, противопоставлений;
• организация исследования, эксперимента, наблюдения;
• создание на уроке ситуации успеха;
• организация игровых ситуаций, ролевых, деловых и познавательных игр.
Мотивация - как вступительный этапа урока. Как можно в самом начале урока заинтересовать детей? Поднять настроение, заинтриговать, удивить, убедить в важности, нужности того, что будет происходить на уроке. Этот этап должен быть непродолжительным по времени и интересным.
Уже с первых минут урока можно привлечь внимание учеников, используя различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы, стихи и т.д.
Приемы мотивации к учебе.
У студентов Гарвардского университета есть высказывания, которые мотивируют их на учебу: 1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь. 2. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна и т.д.
Приемы мотивации к предмету.
Цитаты:
Великая книга природы написана математическими символами (Галилей)
Математика - самая надежная форма пророчества (В. Швебель)
В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики (И. Кант)
3. Приемы мотивации к теме урока.
Цитата.
Алгебра 7 класс Тема: Уравнения
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно (А. Эйнштейн)
Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике (О. Лодж)
Происхождение математических терминов:
Корень – (квадратный или корень уравнения) пришло от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа, вырастающий из корня – как растение, и потому называли корнями.
Конус – это латинская форма греческого слова конос означающего сосновую шишку.
Сфера – латинская форма греческого слова сфайра – мяч.
Линия происходит от латинского слова линеа, образовавшегося от слова Linum – лён, льняная нить, шнур, верёвка.
Трапеция – латинская форма греческого слова трапедзион – столик. От этого же корня происходит слово трапеза, означающее по-гречески стол.
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике при знакомстве с новым материалом:
Создание проблемной ситуации.
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся и уровня оказываемой им помощи это может быть: проблемное изложение нового материала, проблемная беседа, исследовательский метод.
Приведу примеры конкретных проблемных задач, которые приводят детей к необходимости изучения того или иного факта, тем самым помогают вызвать интерес у учащихся. Если материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен.
Тема Обыкновенные дроби 5 класс.
Постановка проблемы:
У нас есть апельсин.
Апельсин один, а нас в классе восемь человек.
Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому?
Тема Длина окружности 6, 9 класс
Детская карусель, установленная в парке, имеет диаметр 10м. За один сеанс карусель делает 6 оборотов. Какое расстояние (в метрах) проезжает ребенок за один сеанс катания на карусели? Что нужно знать, чтобы найти расстояние? (длину окружности)
Проблема: Как найти длину окружности?
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
Тема Деление и дроби 5 класс.
Постановка проблемы:
На тарелке лежит 6 яблок. Можно ли эти 6 яблок поровну разделить между тремя подружками?
На тарелке лежит 6 яблок. Можно ли эти 6 яблок поровну разделить
между 5 подружками?
Тема Неравенство треугольника 7 класс
Практическое задание:
Построить треугольники со сторонами
а)5см; 6см; 7см;
б) 3см; 4см; 6см;
в)7см; 3см; 2см.
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
При введении нового математического термина можно рассказать учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта.
Большой интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при изучении темы"Окружность и круг"сообщим детям, что по- латински "радиус" - "спица колеса", и предложим им нарисовать радиус окружности.
В7 классенарисоватьпараллельные прямыепосле расшифровки, что по-гречески "параллелос" - это идущие рядом.
Чтобы у учащихся не возникало представление об оторванности математики от жизни, можно показать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. При изучении темы Линейная функция предложить следующее задание: В одной системе координат постройте графики функций:
1) у = 0,5х + 6, - 4 ≤ х ≤ - 2;
2)У = - 2х +1, - 2 ≤ х ≤ - 1;
3)У = 3, – 1 ≤ х ≤ 1;
4)У = - 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.
Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть, как изображение звезд, то полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно называется? Это Кассиопея.
На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер: Объединяй по общему признаку Найди ошибку Найди лишнее и аргументируй Найди недостающий факт для достоверности, Интеллектуальная разминка и др.
Варьируются задания, рисунки, схемы. Необходимо установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели и т.д.
Методическая ценность данного приема: активное включение в работу каждого, развитие логического и критического мышления, систематизация знаний и умений. Тема: Координатная плоскость Задание. Отметьте на координатном луче точки с заданными координатами, и вы узнаете, кому поставлен памятник в Париже и Токио.К(5,3), Г(2,5), Ш(4,9), У( 4,8), Л(0,6), А(5,6), Я(1,4)
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
Вот примеры способов рефлексии, которые я использую на своих уроках.
Три лица. Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Цветные карточки. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Я описала некоторые методы, применяемые на уроках математики и направленные на развитие интереса ученика, на то, чтобы сформировать положительную мотивацию к обучению, на то, чтобы ученик был убежден в необходимости получаемых знаний. Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.