Публикации "Формирование концертмейстерских навыков студента-аккордеониста, баяниста в музыкальном училище"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование концертмейстерских навыков студента-аккордеониста, баяниста в музыкальном училище"
Автор: Галкина Алевтина Николаевна

Формирование концертмейстерских навыков студента-аккордеониста, баяниста в музыкальном училищеГалкина А.Н.Концертмейстерское исполнительство является важнейшим видом практической деятельности музыканта. Деятельность концертмейстера очень многообразна. Она включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в концертах, участие в конкурсах и фестивалях, аккомпанемент вокалу, солирующему инструменту или танцевальному коллективу. Все это говорит о том, насколько широк круг профессиональных задач, стоящих перед концертмейстером. Навыки и качества какими должен обладать студент, чтобы стать хорошим концертмейстером являются: владение музыкальным инструментом (баян, аккордеон), как в техническом, так и музыкальном плане. Причем, невозможно студенту добиться больших успехов в аккомпанементе, если он не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к солирующим инструментом, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.Для постановки интересных творческих задач в музыкальной деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (истории музыки, гармонии, анализа, форм, полифонии).Концертмейстеру необходим ряд положительных, психологических качеств. Прежде всего – это особенное внимание. Специфика здесь в том, что внимание нужно распределить не только между двумя собственными руками, но и относительно исполнителей, т.е. главными действующими лицами.Существует ряд специфических черт в работе концертмейстера с вокальными и хоровыми народными коллективами. В распоряжении ансамбля - мелодия и поэтический текст, в ведении концертмейстера – гармонический план. В поле зрения баяниста находится нотная строка с записью вокальной мелодии и поэтического текста и партия аккомпанемента. При работе с вокалистами необходима координация мелодии с остальной фактурой.Чтобы чувствовать себя уверенно, необходим автоматизм, а для этого перед началом работы с коллективом нужно детально проработать музыкальный текст, справиться с техническими трудностями, научиться играть без зрительного контакта с клавиатурой. Одной из главных задач исполнителя является донесение до слушателя смысла поэтического текста произведения.Важным качеством работы концертмейстера является способность читать с листа, это органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала. Музыкальный текст нужно освоить быстро, охватывая его комплексно. Необходимо научиться зрительно охватывать музыкальный текст, уметь понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, темп, характер.Так, при первом знакомстве с текстом концертмейстер может опустить ряд украшений, можно брать не полные аккорды и не играть октавные удвоения, но недопустимы ритмические ошибки и гармонические пропуски необходимых басовых нот. По мере развития навыков чтения с листа, фактурные упрощения сводятся к минимуму.Навык чтения с листа может быть развит в процессе регулярных тренировок, это довольно сложная форма чтения вообще. Здесь задействовано зрение, активно работает слух, контролирующий логику музыкального развития.Немаловажное значение имеют соответствие темпа и его отклонения в процессе исполнения произведения, цезуры, соответствующие дыханию вокалистов. Очень важный момент для совместных репетиций – это психологический климат. Совместное обсуждение с коллективом всех недостатков, увлеченность исполняемой музыкой, умение наладить контакт с исполнителями приносит свои положительные результаты.Одним из немаловажных качеств концертмейстера являются быстрота реакции, мобильность, сиюминутное реагирование. В концертной практике нередки случаи, когда сказывается волнение, и дирижер на выступлении меняет темп, динамику и т.д. Основная задача концертмейстера – не растеряться, не замешкаться, а подхватить хоровой коллектив и успешно довести произведение до финала. Концертмейстеру приходится сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и хор должны составлять единое целое. В процессе регулярных репетиций вырабатывается чувство партнерства, а свободное и гибкое владение партией аккомпанемента становится поддержкой для исполнителей и дирижера. Концертмейстер, используя свои знания в области хоровой музыки, может помочь хормейстеру так же в выборе репертуара.Умение слушать – очень важная деталь профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, важно понять и увлечься замыслом дирижера, почувствовать его намерения и принять; испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание, что отнюдь не одно и то же. Если между партнерами есть непрерывный контакт, взаимопонимание и согласие, то результат будет всегда более качественный.Специфика концертмейстеров хореографии имеет свои особенности и представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе педагогов-хореографов. Работа концертмейстера начинается с необходимости овладения танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога- хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Необходимо научиться соотносить упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что хореограф может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого концертмейстер должен знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.Подбирая музыку для движений, концертмейстер всегда руководствуется тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для участников танцевального коллектива. Танец – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу. Яркие, образные, доступные музыкальные произведения будят фантазию и воображение, развивают выразительные возможности тела. И, в то же время, были доступными для исполнения. В репертуар можно включать музыку отечественных и зарубежных композиторов, произведения детских авторов и т.д., от простых к более сложным композициям.Подводя итог, можно обозначить те основные навыки, которые необходимы концертмейстеру для его успешной профессиональной деятельности: умение читать с листа партию аккомпанемента любой сложности, воплощая смысл заложенных в нотах звуков; знание основных дирижерских жестов и приемов;  знание основ обучения пению, постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;  владение навыками игры в ансамбле;  иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания;  иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ форм, полифонии;  быть активным союзником и помощником хормейстера или хореографа, создавать плодотворную творческую атмосферу занятий и репетиций;  постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта и концертмейстера, обогащать имеющиеся знания, исполнять накопленный репертуар, учиться у коллег.Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств. Список литературы:1.     Мотов В. Н., Шахов Г. И. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. — М.: Музыка,2004.2.   Шендерович Е. М «В концертмейстерском классе: Размышления педагога». – М.: Музыка, 1996.3. Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — Л., 1961.4. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология. Журнал №1 "Фундаментальные исследования" – 2009 г.5. Савари С. Приемы транспонирования аккомпанемента вокальных произведений. — Д.,1983