Публикации
Инновационные методы обучения немецкому языку в школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные методы обучения немецкому языку в школе
Автор: Людмила Алексеевна Демина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные методы обучения немецкому языку в школе
Автор: Людмила Алексеевна Демина
Инновационные методы преподавания немецкого языка в школе.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик.Л. Н. Толстой
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества тесно связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
В центре внимания в образовательном процессе сегодня стоит ученик, его неповторимый внутренний мир. И главная цель современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые бы максимально соответствовали поставленной цели развития личности.
В современных условиях, когда школьнику необходимо усваивать большое количество материала за короткие сроки, учителю нужно мотивировать учащихся, заинтересовать их своим предметом. А специфика предмета иностранный язык требует таких форм обучения, которые позволяют не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации.
На изучение иностранного языка в школе выделяется не очень много времени и большую часть его преподаватель тратит на своё собственное говорение.
Итак, возникает потребность сделать учебную деятельность настолько интенсивной, чтобы все ученики на уроке работали одновременно в условиях определённой самостоятельности. Отсюда и новое понимание активизации: не за счёт активности учителя, а при помощи внедрения активных форм работы учащихся. Ученик сам должен влиять на свою деятельность, на скорость и интенсивность.
Методы и технологии, используемые учителем на уроке должны создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно. Они должны стимулировать интересы обучаемого, затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции чувства и ощущения, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком.
Именно тогда ученик становится главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками образовательного процесса.
В своей работе я активно использую современную педагогическую технологию Станционное обучение, которая, на мой взгляд, делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе, а мне, как учителю, отводится роль наблюдателя. Но в любой момент я могу оказать помощь учащимся, могу индивидуально поработать с более слабыми учениками.
Конечно, данная методика требует серьезной подготовки, она включает в себя три этапа и подготовительный этап является самым трудоемким и длительным. Станционные уроки я провожу в конце каждой темы. Я определяю количество станций (в соответствии с пройденным лексическим, грамматическим материалам), разрабатываю задания для каждой станции. Станция – это карточка с заданием. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Я не ограничиваю время выполнения задания на каждой станции, а лишь сообщаю о том, сколько времени дано в целом на выполнение.
В процессе работы ученики сами решают, как им двигаться по станциям: индивидуально или в команде (в парах, в малых группах), но в группе не должно быть больше 3 человек. Начиная работу каждый ученик, или группа получает маршрутную карту – лист с номерами, названиями станций и полями для баллов. В конце листа ученики выставляют сумму баллов, полученных на каждой станции, а затем, мы совместно переводим их в оценку.
В каждом маршрутном листе обязательно есть станция релаксации с легким заданием, выполнение которого не требует особого напряжения, а полученный результат вселяет в ребенка уверенность и желание двигаться к намеченной цели. Я не забываю так же и рефлексивном этапе, который провожу на следующем уроке. Целью данного этапа является анализ типичных ошибок и коррекционная работа.
Опыт работы по станциям показывает, что всем ученикам нравится такая форма работы, они активно включаются в процесс, при выполнении заданий ориентируются не на скорость выполнения и количество выполненных заданий, а на правильность выполнения. И самое главное, слабые ученики не боятся выполнять задания, чувствуют поддержку со стороны одноклассников, они не просто вместе выполняют определенное задание, они учатся вместе.
Еще одной из форм групповой работы, используемых мной на уроках немецкого языка, является технология Карусель. Данную технологию я использую для отработки тем различного характера. Образовав два круга, внешний и внутренний, учащиеся увлеченно беседуют друг с другом: повторяют изученную лексику, отвечают на вопросы, обмениваются репликами по теме. Я слушаю диалоги учащихся и при возникновении разногласий помогаю разрешить их. При такой форме работы дети мотивированы на обмен информацией на иностранном языке, они не боятся допустить ошибку.
Как показывают проведенные мною наблюдения, использование данной методики ведет к повышению уровня сформированности речевой коммуникативной компетенции в диалогической речи обучающихся.
Ни для кого не секрет, что дети не любят выполнять письменные задания, особенно диктанты, т.к. бояться допустить много ошибок и как следствие получить плохую оценку. Метод работы, который обладает свойством мотивировать детей к самостоятельному учению, является диктант Спина к спине. Преимущества данного метода обучения заключаются в том, что обучающиеся учатся друг с другом и друг у друга.
При выполнении данного задания учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает карточки с коротким текстом с пропусками (одна карточка на человека). Тексты у партнеров одинаковые, но пропуски у них находятся в разных местах. Сидя друг к другу спина к спине обучающиеся читают текст вслух и постепенно заполняют пропуски. Проверку данного задания можно провести путем взаимоконтроля.
Для развития памяти и письменной речи я активно использую Диктант в движении – Laufdiktat . Данный вид работы так же способствует укреплению изученного материала, развитию навыков сконцентрированного чтения и слуха. Работа проходит в движении: один из учеников – бегун (он запоминает и диктует текст), второй ученик – автор (он записывает услышанное). Текст диктанта должен быть разборчивым, и он размещается на некотором расстоянии от ученика - автора. Бегун внимательно читает первое предложение/абзац, старается его максимально запомнить и, возвращаясь, диктует его автору. При этом он так же обращает внимание на орфографические ошибки, которые автор может допустить и в случае необходимости поправляет их. Затем бегун вновь возвращается к тексту, запоминает часть его и бежит к автору. Готовый текст ученики проверяют по оригиналу.
Преимущества данного вида работы в том, что у учеников возрастает и персональная и взаимная ответственность. Внимание ученика сосредоточено не только на себе, но и на однокласснике. Ему необходимо четко проговаривать слова, чтобы напарник смог услышать и правильно записать слово, предложение. Данный вид работы способствует развитию умения слушать и понимать речь товарища, сопереживать за его успех. И огромный плюс так же состоит в том, что контроль может быть произведен в виде взаимопроверки.
Метод Schlag den Lehrer! так же направлен на развитие у учащихся внимания, зрительной памяти, т.к. у доски работает учитель, а ученики работают в тетрадях. Суть задания состоит в том, что при работе у доски учитель может допускать ошибки, а задача учеников состоит в том, что бы увидеть эти ошибки, указать на них и объяснить (при необходимости). Ошибки могут встречаться при произношении, в построении предложения, при подборе слов и т.д. Самое главное, что в работу активно включаются все ученики, они соревнуются с учителем, стараются найти как можно больше ошибок. Такая форма работы очень сближает учителя и учеников.
Метод Предложения из пазл направлен на тренировку и повторение правил образования немецких предложений. Ученики работают в группах, в парах, и из отдельных слов на пазлах составляют предложения различной сложности.
Практика показывает, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Активные методы позволяют сделать привычные уроки интересными и познавательными, снимают психологический барьер в общении на иностранном языке, способствуют развитию коммуникативных навыков. Дети уже не пассивные наблюдатели, а активные участники учебного процесс. В результате систематической и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной) работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ребенку сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.
Групповая, парная работа на уроках иностранного языка имеет ряд преимуществ: дети учатся, слушая друг друга, высказываются, не боясь допустить ошибку, стараются помочь друг другу при возникновении проблем. Создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер. У детей возрастает чувство ответственности, повышается мотивация.
Автор: Демина Людмила АлексеевнаДолжность: учитель немецкого языка первой квалификационной категорииМесто работы: МБОУ Стародубская СОШ №2 ГОРОД Стародуб