Публикации Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания
Автор: Казьмина Любовь Сергеевна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕКАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯАннотация: В статье рассмотрены важность и значение экологического воспитания в школе и пути формирования экологического мышления и культуры у учащихся. Ключевые слова: экологическое воспитание, нравственность, мышление школьников, экологическая культура.Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения в связи с чем экологические представления формируются у молодежи в различных формах [1]. Экологическая работа в школе выполняет просветительскую задачу, которая помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен [2].Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому образованию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.Знание основ экологии это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Экологическая культура включает:
  • культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде, на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
  • культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
  • культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
  • Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.Большую роль в воспитании ребенка играют внешкольные учреждения, организующие процесс формирования экологической культуры. Экологическое образования и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически целостных ориентации. Проблемы экологического образования школьников и ее решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.Основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. Эстетико-экологическое воспитание школьников нравственной направленности продиктовано социальными требованиями, активной перестройкой нашего общества, и его необходимо осуществлять в школе, как в классной, так и во внеклассной работе с учащимися. Однако до сих пор не разработано содержание и нет методических разработок по этому воспитанию школьников, отсутствуют учебные и методические пособия. В то время как проблема эстетического воспитания школьников средствами природы определенным образом решается.Учащимся, особенно подросткам, необходим эмоционально-эстетический опыт, определенные знания, умения и навыки, прежде всего по эстетике природы, ее восприятию, наблюдению, размышления и умозаключению о зависимости природной красоты от различных экологических связей и обстоятельств, а также и от самого человека, в нравственные обязанности входит гуманно-этическое отношение к природе.Взаимоотношения человека и природы всегда рассматривались в качестве актуальной проблемы. Потеря интереса к природе, к ее красоте в конце XX и начале XXI веков привело к глобальным проблемам в обществе и в целом, в мире. В процессе экологического воспитания, связанное с природой, следует не только формировать экологическую культуру, но и научить чувствовать, увидеть, оценить, а также отразить ее в определенной творческой деятельности. Необходимым условием успешного формирования у школьников экологической культуры во внеклассной работе является обеспечение педагогически целесообразной организации различных форм внеклассной работы в свободное время учащихся и школьников.Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, — говорил Сухомлинский. — Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ...» [4].Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, говорит Сухомлинский что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности» [4].Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать«птичьи» и «звериную» лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» [4].Экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста на занятиях по экологии. Например, ребята акцентировали внимание на развитии следующих представлений:
  • почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
  • для чего существуют различные элементы природных сообществ;
  • как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.
  • Эти экологические знания на протяжении ряда занятий переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание [5].Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения [7].Таким образом, теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.Список литературы:
  • Мухамбетов Ф. Н. Экологическое воспитание молодежи // Философия права. 2010.
  • №3. С. 110-112.
  • Кальфа Т. Ф. Экологическое воспитание в школе. Экоэтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2010.
  • №1. С. 33-43.
  • Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. 244 с.
  • Рустамова Ф. Н. Формирование экологической культуры и образования у учащихся // Hortus botanicus. 2014. №5. С. 35-37.
  • Ульянова Н. В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. 2007. №9. С. 265-271.
  • Шерматова М. П. Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015. №2 (43). С. 249-253