Публикации «Построение сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Построение сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна

«Построение сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ» В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и определяет цели дополнительного образования детей:  формирование и развитие творческих способностей;  удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья и организацию их свободного времени. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются, это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ участвуют образовательные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Для включения различных партнеров в сетевую форму в образовательной организации разрабатывается концепция и программа развития. Высокая мотивация организаций-партнеров к разработке и развитию программ, ориентированы на современные образовательные потребности на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов сотрудничества. При разработке модели сетевого взаимодействия в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ выстраивается сетевое взаимодействие, учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, организация форм совместной деятельности. В основу проектирования сетевой организации взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ положены такие принципы, как:  принцип соответствия - обусловливает согласование организационной модели с образовательной моделью, представленной в ФГОС;  принцип регионализации - обеспечивает учет особенностей образовательного пространства, экономических и культурных факторов развития региона;  принцип ресурсного обеспечения - требует достаточного финансирования, кадрового и материально- технического обеспечения и др. Правовой основой сетевого взаимодействия участников сети являются договорные отношения, а также нормативные акты органов управления образованием по оптимизации сети учреждений и выбору модели сетевой организации; реализации дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих юридическое оформление решения органов управления образованием; договоры между участниками сети. Основная идея сетевого взаимодействия - альтернатива для будущего образования. Первое основание – изменение самого образования, проявляющегося, прежде всего, в смене его институционального ядра. Институциональным ядром сегодня могут быть только сетевые структуры. Для ситуации управления это означает, что необходимо связать сетевым образом ряд учебных заведений. Условием формирования такой сетевой структуры является ряд содержательно-организационных ходов. Второе основание – формирование новых структур, отвечающих за воспроизводство человеческого капитала. Внедрение и постепенная формализация проектного, программного, экспертного методов работы приводит к более ясной политики в образовании. Разработанный алгоритм формирования образовательного пространства, может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида с целью максимального удовлетворения образовательных интересов участников образовательного процесса. Инновационность сетевого партнерства в образовательном пространстве обеспечит: расширение количества образовательных программ; расширение различных форм обучения; применение различных современных учебных методик. Образовательные учреждения, входящие в сеть, обеспечивают вариативное пространство для обучения учащихся, создавая условия для усиления их учебной мобильности на основе использования возможностей партнеров образовательного процесса. Характеристикой обучения в сетевом взаимодействии становится его открытость. Открытость является важной характеристикой, определяющей ее динамику и комплексность взаимодействия со средой. Открытое образование выполняет набор функций: социальной мобильности, социального контроля, снижения рисков неудач через обеспечение индивидуальной стратегии социализации и пр. Выявленные характеристики открытости в совместной образовательной деятельности сетевого взаимодействия позволяют определить сущность понятия «открытая система обучения» как самоорганизующейся системы, способной динамично реагировать на актуальные изменения социального заказа и результатов обучения. Структура сетевого взаимодействия способна к самоорганизации и дает возможность ее готовности к самоорганизации. В основе объединения педагогов в сеть — инициатива отдельных учителей, творческих коллективов образовательных учреждений. На уровне ОУ или района инициатива оформлена локальным актом, в котором утверждена методическая тема, ответственные лица. Изменения в системе общего образования являются многомерными и разнонаправленными. Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития, которое осуществляется в формах совместной коллективной деятельности, во взаимосвязи формирования ценностно-смыслового содержания и деятельности субъектов инновационного развития ОУ. Действия сетевых образовательных организаций: совместное методическое проектирование, совместное повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия, совместное методическое проектирование. Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп: прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах измерения; косвенные показатели, которые сложно измерить и которые проявятся с отсроченным эффектом. К первой группе относятся следующие показатели: профессиональная активность учителя. результаты мониторинговых исследований; количество и качество методических разработок, программ, положений, ученических проектов, учебно-методических проектов учителей; степень удовлетворенности участников образовательных проектов (учеников, родителей, учителей); Ко второй группе относятся такие показатели, как успешность педагогического коллектива и возможность реализации интеллектуального потенциала; социальная активность и готовность к инновационным изменениям; степень востребованности инновационного опыта; разнообразие и эффективность применения учителями образовательных технологий. При правильном использовании технологии внедрения инновационного продукта в образовательный процесс ОУ могут быть достигнуты следующие эффекты: проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода; четкое структурирование учебного материала; оптимальный отбор содержания образования по учебным дисциплинам; повышение индекса инновационной активности педагогического коллектива; положительная динамика развития профессиональных компетенций. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности. Существующие концептуальные трактовки сетевого взаимодействия базируются на основных положениях программы развития школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей. В результате сетевого взаимодействия образовательной организации возрастает качество методической работы, направленной на сопровождение системы образования. Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия ОУ для решения задач дополнительного и неформального образования и социализации детей состоит из групп, критериев и показателей, которые связаны с: 1) созданием условий для повышения качества образования школьников, соответствующих потребностям сформированности ключевых компетентностей, качества воспитания, качества образовательных программ; 2) обеспечением доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса; 3) созданием условий для организации педагогического процесса – показателя эффективности образовательных услуг. Формирование сетевого взаимодействия ОУ для решения задач модернизации образования позволяет сформировать систему образования высокого качества.