Публикации Рабочая программа по ОБЖ 8кл.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по ОБЖ 8кл.
Автор: Лобанов Сергей Николаевич

Забайкальский край г. ЧитаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Многопрофильная языковая гимназия №4 »«Утверждаю»Директор МБОУ «МЯГ № 4» Приказ от__________ 2023г. №______Подпись руководителя __________________Рабочая программапо ОБЖ( учебный предмет, курс)Среднее общее образование – 8 класс(Уровень общего образования, класс)Количество часов 35Преподаватель –организатор ОБЖ Лобанов Сергей Николаевич Программа разработана на основепрограммы для общеобразовательных учрежденийОБЖ ( 5 – 11 ) классы/под редакцией М. П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.издательство«М.: АСТ-Астрель, »,2013 годаг.Чита 2023Раздел 1. Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - М. П. Фролов, М.В.Юрьева, В. П. Шолох и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва), напечатанной в методических рекомендациях «Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности» / под общ. ред Ю.Л. Воробьёва и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (основного) общего образования к учебнику М. П. Фролова, М.В.Юрьевой, В. П. Шолох под редакцией Ю.Л.Воробъева Рабочая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897); В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей природной среды»;– «О пожарной безопасности»;– «О гражданской обороне»;– «О безопасности дорожного движения» и др.Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 8-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Цели и задачи: Главной целью курса по ОБЖ является подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.Раздел 3. Место предмета в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения МБОУ « Гимназия №4» г. Чита
  • формы обучения учащихся на уроке: обще классная, групповая, парная, индивидуальная;
  • Меж предметные связи: География, биология , химияМетоды обучения:
  • Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
  • Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
  • Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
  • Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.Общая характеристика учебного процесса: В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
  • Урок, сочетающий урок с объяснением;
  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  • Лекция с элементами беседы;
  • Работа с документами;
  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
  • Раскрывать содержание иллюстраций.
  • УМК: Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Авторы-составители: М.П.Фролов, М.В.Юрьева, В.П.Шолох, Ю.Ю. Корнейчук, Б.И.Мишин.Раздел 4. Содержание программы выстроено по четырем линиям:
  • обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
  • основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
  • основы здорового образа жизни;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • Раздел №1 Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человекаГлава №1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 ч)В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера: неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люде, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.Основные причины техногенных аварий и катастрофы.Глава №2. Пожары и взрывы (5 ч)Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов.Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Глава №3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч)Химические вещества и опасные объекты. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.Глава №4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч).Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующие излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.Правила населения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.Глава № 5. Гидродинамические аварии (3 ч)Причины и виды гидродинамических аварий.Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. Глава №6. Нарушение экологического равновесия.(6 ч)Экология и экологическая безопасность. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ ПДКА. Краткая характеристика обстановки в РоссииРаздел №2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения Глава №1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (8 ч).Правила для велосипедистов. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Самозащита в общественном транспорте.Контрольно-измерительные материалы 8 класс ОБЖ2023-2024 учебный год Планируемые результаты Ожидаемый результат обучения в общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы : - основы культуры личной и коллективной безопасности- нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности- безопасности окружающих людей- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду ученик должен научиться: - рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;- формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; Учебно-тематический планТребования к уровню усвоения дисциплиныТребования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.Учащиеся должны:Знать/понимать:• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.Уметь:• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;• пользования бытовыми приборами и инструментами;• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; Раздел 6. Система оценки результатов обучения. Согласно настоящей программе для оценки достижений обучающихся установлено пять уровней:
  • высокий уровень –отметка «отлично» (отметка «5»);
  • повышенный уровень - отметка «хорошо» (отметка «4»);
  • базовый уровень «удовлетворительно» или отметка «3»;
  • пониженный уровень - отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • низкий уровень - отметка «плохо» (отметка «1»).
  • Особенности оценивания планируемых результатов Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 8 классе. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по курсу ОБЖ в 8-ом классе на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к освоению курса основ безопасности жизнедеятельности.Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета ОБЖ согласно рабочей программе. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки по курсу ОБЖ, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний по курсу ОБЖ и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по основам безопасности жизнедеятельности, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по предмету ОБЖ, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и здоровья человека. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:1. «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений (авторы - М. П. Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин под ред. Ю. Л. Воробьёва.- Москва :АСТ : Астрель, 2013г2. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 8-й класс : к учебнику М.П. Фролова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8класс»; под ред. Ю.Л. Воробьёва. 3. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин 5. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.6. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».7. Правила дорожного движения Учебник1. «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений (авторы - М. П. Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин под ред. Ю. Л. Воробьёва.- Москва :АСТ : Астрель, 2013.Дополнительная литература1. Правила пожарной безопасности(5 – 11 классы)/ Е.Н. Дубровская2. Правила дорожного движения для детей/ авт. – сост. В. Надеждина3. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета.5-11 классы 4. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы 5. Безопасное поведение на дорогах. 5-10 классы /М.П. Фроловучебно-методическое обеспечение образовательного процесса:1) Компьютер;2) Мультимедиа проектор;3) Аптечка;4) Комплект плакатов «Правила безопасного поведения в быту»;5) Использование видеороликов и презентаций СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР педагогического совета ___________ МБОУ МЯГ № 4 от « » 2023 года №_____ « » 2023 года