Публикации Внеурочное занятие "Семейные традиции"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие "Семейные традиции"
Автор: Майорова Тамара Викторовна


Классный час на тему
Семейные традиции
Цель проведения: создание условий для воспитания чувства любви и уважения к семье; развитие интереса к семейным традиционным ценностям; знакомство с традициями русского народа.
1. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль имеют семейные традиции в современной семье, рассмотрим некоторые традиции и ответим на вопрос "Какова значимостьсемейных традиций?"
2. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению.Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате - растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция - жить семьей.
3.Работа по теме урока.
Обратимся к толковому словарю:
ТРАДИЦИЯ,-и;ж.[от лат. traditio - передача]1.Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.Традиции русского флота.Национальные традиции.Ломка традиций.Сохранять, хранить традиции.Литературная т.Балет выдержан в лучших традициях русской школы.2.Установившийся порядок, неписаный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение.Войти в традицию.Стать традицией.Т. праздновать Новый год.По традиции капитан оставляет судно последним.3.чего.Обычная, закрепившаяся норма чего-л.Т. сценического произношения.
В каждой семье существуют свои традиции, сейчас каждый из вас вспомнит, какие традиции существуют в его семье и семье его родственников. Мы попробуем составить кластер из семейных традиций обучающихся нашего класса. Но сначала послушаем сообщение О. В.
Выступает с сообщением обучающийся О. В.
Семейные традиции - один из основных способов воспитания, так как каждый ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, поддерживать семейные традиции стало очень сложно. Сейчас стало модным не общаться со старшими, жить отдельно, лишь изредка переписываясь в мессенджерах со своими предками. Но вместе с тем, имеет место тенденция выработки своих собственных традиций, так как люди испытывают потребность чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй. Так как именно семья – наш тыл, а значит и защита любого человека. Имея и поддерживая семейные традиции каждый человек осознаёт себя частью большой семьи, частичкой огромного поколения, понимает, что он не один в этом мире и чувствует себя защищённым.
1.Какие традиции существуют в вашей семье? (Обучающиеся высказываются, учитель делает записи на доске).
2.Как они влияют на внутрисемейные отношения? (Ответы обучающихся).
1. Посмотрите, что у нас получилось (летние поездки на садовый участок; субботние обеды; приготовление подарков своими руками; походы в гости; прогулки в выходные дни; общее чтение книг; настольные игры; участие в воскресных Богослужениях; поход в гости к крёстным; воскресный семейный завтрак, совместные семейные ужины, ритуалы приветствия и прощания, уборка в доме, раскладывание вещей по местам и помощь маме по хозяйству. совместный просмотр интересных фильмов и передач, исполнение русских народных песен под аккомпанемент на баяне старшего брата и т. д.)
2.В нашей семье нет конфликтов, старшие заботятся о младших, дети же в свою очередь прислушиваются к мнению старших, уважают егои т.д.
Слово учителя. Известно ли вам, что неверующий человек на Руси был исключением, чем правилом. Капитанша Василиса Егоровна о Швабрине в романе Капитанская дочка - от Швабрина можно ожидать всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Он в Бога не верует - это крайняя степень отчуждённости от окружающих.
А знаете ли вы, что важной традицией православной семьи на Руси является многодетность. И каждого рожденного ребёнка крестили и выбирали для этого крёстных родителей, которые являлись восприемниками перед Богом. Кроме того, в многодетной семье традиционно старшие дети занимаются с малышами – играют, кормят, укладывают спать.Таким образом, они, вырастая и вступая в брак, уже бывают подготовлены к материнству и отцовству. В многодетной семье меньше предрасположенность к избалованности, детям в такой семье приходится привыкать трудиться с самых малых лет. Благодаря этому к 15-16 годам ребенок обладает всеми навыками трудовой деятельности, которые ему могли бы понадобиться в самостоятельной жизни. Самые лучшие жёны и мужья вырастают именно из многодетных семей. И самые крепкие семьи у таких людей. А почему, как вы думаете?
Учащиеся предполагают, предлагая варианты ответов.
Давайте отдохнём, улыбнёмся друг другу и сделаем небольшую разминку под весёлую песенку ДЕНЬ Бабушек И Дедушек - Кукутики - Добрые песенки про семью - Сборник - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Следующий этап нашего урока – небольшая викторина, вопросы к которой приготовили М. В. и К. О.
1.Сын моей матери (брат)
2.Мой родитель (отец)
3.Девочка которая имеет родителей как у меня (сестра)
4. Кто даёт нам жизнь (мать)
5.Сестра мамы или папы (тётя)
6.Сын моего будущего ребёнка (внук)
7.Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемногородственника?(Мать-и-мачеха.)
8. С латинского слово семья переводится, как (фамилия)
9. Без чего не обходится ни одна встреча с семьёй (без чаепития)
10. Вставьте пропущенное слово в пословицу Нет милее дружка, чем родная …… (Матушка)
11. Почему на Руси до 18 века кузнец считался покровителем семьи и брака? (Он ковал обручальные кольца)
12. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать вбракбез разрешения родителей?(С восемнадцати лет.)
13. Как называется фамилия женщины до еёзамужества?(Девичья.)
Слово учителя. Мы немного размялись, а теперь давайте какие традиции в вашей семье нарушены, забыты? А почему это произошло?
Обучающиеся отвечают, предполагают. (Смерть старших членов семьи, на которых держалась та или иная традиция, другой темп жизни и т.д.)
Давайте поиграем в игру Моя семья. Обучающиеся одной команды показывают жестами, как обычно начинается и заканчивается день в их семьях. Другая команда пробует отгадать и составить рассказ по выступлению противников.
Слово учителя. Хочется напомнить ещё раз о том, что семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи. Из семьи мы берём положительные образцы для подражания, а также опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Хочется вспомнить ещё одну хорошую семейную традицию и придумать поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, учителей. Предлагаю разделиться на пять команд и составить поздравления ( с днём Ангела, с юбилеем, с днём рождения, с Рождеством, годовщиной свадьбы).
Обучающиеся придумывают, читают свои поздравления. Выбирают победителей.
Слово учителя. Семейные традиции и обычаи помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым даёт каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, дают устойчивость и уверенность. Кроме того, традиции и обычаи семьи – это и есть сам факт непохожести, уникальности конкретной семьи. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие.
О своих семьях и традициях рассказывают обучающиеся Н. И. и С. Р. (у Н. И. в семье династия учителей, у С. Р. – мужчины работают на металлургическом комбинате, градообразующем предприятии города).
Слово учителя. Мы послушали интересные рассказы наших одноклассников. Надеемся узнать на следующей нашей встрече о традициях в других семьях нашего коллектива.
Традиция – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые традиции уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек своим внукам и правнукам, как память о предках. Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами; семейные, религиозные. Традицией является также и наречение именем родившегося ребёнка. Подскажите, а как вы получили своё имя? Связано ли это с какой-то интересной историей?
Обучающиеся вспоминают, делятся, они заранее узнали у родителей о том, как получили свои имена.
Слово учителя. Скажите, а какая геометрическая фигура приходит вам на ум при слове семья? Обучающиеся отвечают (Круг, Овал, Прямоугольник). А вот как нарисовал свою семью герой стихотворения М. Яснова.
Вот как я семью нарисовал...
Вот как я семью нарисовал:
Мама — круг,
А бабушка — овал,
Папа — треугольник,
Младший братик –
Этот замечательный квадратик.
Как же я себя изображу?
По бумаге пёрышком вожу,
То туда вожу им,
То обратно я –
Получилось что-то непонятное:
Уголки, Неровные края...
Мама, неужели это я?
Как вы думаете, почему герой не смог себя нарисовать? Обучающиеся отвечают, предполагают (Сложно себя оценить, других легче. В семье не всегда бывает просто)
Подведение итогов. Мы сегодня познакомились поближе с двумя семьями наших одноклассников; узнали, как получили свои имена многие из нас; поделились своими семейными традициями с одноклассниками; ответили на вопросы викторины и составили поздравительные открытки своим близким; узнали о традиции на Руси, как многодетность. Будем помнить, что хранение семейных традиций укрепляет наши с вами семьи. А что такое семья? Верно, это наш цемент, это наши близкие и родные люди. Это наш тыл, защита, родное гнездо. Это то место, где родина и мама. Берегите себя, свои семьи и традиции.
Семья – словечко странное,Хотя не иностранное.– Как слово получилось,Не ясно нам совсем.Ну, Я – мы понимаем,А почему их семь?
Не надо думать и гадать,А надо просто сосчитать:Два дедушки,Две бабушки,Плюс папа, мама, я.Сложили? Получается семь человек,Семь Я!...
(М. Шварц)