Публикации Разработка программы внеурочной деятельности "Занимательная биология"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка программы внеурочной деятельности "Занимательная биология"
Автор: Децик Олеся Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРабочая программавнеурочной деятельности(Естественнонаучная грамотность)«Занимательная биологии»для 7 «Б» классаСоставила: Децик Олеся Валерьевнаг.Стародуб, 2022г Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
  • методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
  • письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается0 материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала. Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы. Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации. Цели
  • Формирование у обучающихся понятий о систематике
  • Расширение и углубление знаний о видовом многообразии
  • Воспитание бережного отношения к природе
  • Повышение интереса обучающихся к биологии
  • Формирование базовых компетентностей обучающихся
  • Задачи
  • Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами
  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших
  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов
  • Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных
  • Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду
  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки. В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира. Формы организации учебной деятельности. Мини-лекции; доклады обучающихся; видео-уроки; игровые формы. Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности: Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
  • - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
  • - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  • - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
  • задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
  • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
  • планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
  • формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных; Содержание курса «За страницами учебника биологии» Тематическое планирование материала курса по выбору «Занимательная биологии» на 2022/2023учебный год Список литературы Литература для учителя 1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005. 3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс: Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009. 5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: 6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2001.
  • Биология.. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок).
  • Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.
  • Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.
  • Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. - Волгоград: Учитель, 2007 12. диск «Многообразие организмов»
  • Литература для учащихся
  • Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2015г
  • Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.
  • Детская энциклопедия «Я познаю мир».
  • Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии.
  • Энциклопедия животных.
  • Рохлов В,Теремов А, Петросова Занимательная ботаника,
  • Пугал Н.А. Биологические исследования, М,2009
  • Биологический эксперимент
  • Занимательная зоология
  • Тематическое планирование приложение