Публикации Процесс обучения через условные рефлексы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Процесс обучения через условные рефлексы.
Автор: Поздеев Михаил Юрьевич

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ.
Поздеев Михаил Юрьевич
Аннотация.
Ускорение развития интеллекта человека, с учетом физиологии процесса обучения, через условные рефлексы (на примере игры в теннис) и согласование с понятиями теории, практики педагогики и скоростью развития искусственного интеллекта.
Данная статья является ответом на вопросы многих родителей, которые касаются того, что же означает обучение их детей (например, игре в теннис, [1]). Конечно, вопрос обучения придется трактовать намного шире, - это общечеловеческая проблема, а теннис, - просто сложная игра, результат обучения в которой виден наглядно и сравнительно быстро.
В СССР обучение проходило на групповой основе, на Западе, - на индивидуальной. Сейчас, в России, для более гармоничного развития личности, в педагогике стараются интегрировать индивидуальное обучение в групповую основу. В системе образования, педагогику (например, [2]) трактуют, как систему (науку) наиболее общих закономерностей и законов по преподаванию, образованию и обучению (упрощенно: преподавание, - это передача и воспитание, образование, - получение, обучение, - осознание знаний, навыков в процессе обучения). Проблема состоит в том, что в этой схеме не прослежено согласование теоретических положений и практических рекомендаций с физиологией процесса обучения (самообучения) человека, [3].
С другой стороны, человек, хотя и находится на вершине эволюционной пирамиды, но, вообще-то говоря, рождается животным. Человеком он становится именно в процессе обучения. В отличие от животных, эволюция которых пошла по пути развития их физических качеств, эволюция человека пошла по пути развития интеллекта (мозга, или разума), учет особенностей которого позволяет продвинуться дальше в понимании процесса обучения. Кроме того, в связи с возможностью создания искусственного интеллекта в скором будущем, мы может получить быстро развивающегося конкурента. Это, с одной стороны, заставит выработать правила взаимодействия с искусственным интеллектом, с другой стороны, определяет потребность в ускорении развития интеллекта самого человека. Тогда, для выживания нашей цивилизации, определение, конкретизация и развитие понятий процесса обучения приобретает особую важность.
Начнем со схематического представления мозга человека, [3], через три разумные составляющие (выделив в мозгу некую систему координат), что, не усложняя изложение, будет достаточно далее для практического (рабочего) определения процесса обучения:
Левая часть коры мозга (логическое мышление) логически осмысливает
поступающую информацию (от органов чувств и общение), спит, в соответствии с опытом, решает проблемы, оценивает результат, проводит обучение, но является слишком медленной для скоростных действий и не мощной (контролирует 1-2 степени свободы, или потока внимания). Для полного использования возможностей левой части, например, в теннисе, упражнения рекомендуется делать на счет (на количество раз), чтобы логическое мышление работало параллельно рукам и ногам. Постепенно, этот счет должен перейти во второй поток внимания, направленный на то, как выиграть, а не просто, как отбить мяч.
Центральная часть мозга является рефлекторно быстрой и мощной, так как
поддерживает равновесие всего организма, через безусловные (или заданные генетически инстинкты) и условные (до 80% всех рефлексов) рефлексы. Центральная часть никогда не спит, не понимает разговорного языка, у неё нет функции времени. Все события в ней происходят только сейчас, у положения равновесия. Она регистрирует всю информацию, которая поступает через проприоцептивные импульсы, органы чувств, управляется эмоциями и является, в тоже время, их творцом, так как содержит и органы внутренней секреции. Центральная часть в настоящий момент обычно управляет организмом одним визуализированным образом (одной эмоцией), контролируя (сенситивно и рефлекторно) наше поведение, когда мы не сосредоточены на нем сознательно (логическим мышлением).
Правая часть коры мозга (образное мышление) формирует разные
образы действий, из последовательности логически связанных рефлексов (в том числе, по времени), никогда не спит, не понимает слов, управляется эмоциями, является самой быстрой (но не мощной, может контролировать одновременно 1-2 образа), является, также, источником интуиции, вдохновения; мечты и творчество, - то же ее функция.
Центральная часть и правая часть коры мозга, - гении (из-за большой скорости восприятия и оперирования с информацией), по сравнению с левой частью коры мозга, в которую (для осмысления) фильтруется ретикулярной системой центральной части мозга только наиболее важная часть информации. Однако, парадоксально, но все, что в нас есть человеческого (образы действий и условные рефлексы), записывается в нас именно через логическое мышление, как и то, что в общем информационном потоке нужно фильтровать.
В некотором смысле, разумные составляющие соответствуют разным личностям, которые ощущают, осознают окружающий мир, а также действуют совершенно по-разному. По аналогии с компьютерной терминологией, можно представить, что левая часть коры, - это программист, клавиатура и мышка, центральная часть, - подпрограмма, которая находится в оперативной памяти и определяет наше поведение в настоящий момент, а правая часть коры мозга, - это программа, состоящая из набора подпрограмм, для исполнения наших желаний. В такой трактовке, весь мозг, - это кибернетическая суперсистема, способная к изменению, самообучению и использующая все свои части для решения изменяющихся задач, в изменяющемся мире, в соответствии с изменяющимися желаниями.
Эти представления позволяют сформулировать рабочее определение процесса обучения (инструмента совершенствования), как процесс осознания, формирования, ускорения и закрепления (в том числе, в образах) условных рефлексов, с помощью трех разумных составляющих мозга. Тогда, можно воспользоваться теоретическим и практическим опытом обучения условным рефлексам (например, в теннисе, [1]).
В отличие от безусловных, условные рефлексы формируются в процессе всей жизни. В зависимости от направленности, условные рефлексы имеют свои, наиболее благоприятные периоды развития (например, в теннисе для координации рук, ног и головы: 3-7 лет). Как доказал еще академик И.П. Павлов, [4], на собаках, условные рефлексы записываются в память не мгновенно, а от 3 дней, до 3 месяцев, в зависимости от интенсивности занятий. Память, [3], (способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию) условно разделим на короткую (часть рабочей, или оперативной памяти логического мышления, - действует до несколько десятков секунд и возникает под действием нервных импульсов) и длинную (может действовать всю жизнь, возникая при перестройке передающих цепочек, рецепторов и нейронов, в результате биохимических реакций), в которую входят и условные рефлексы. Считается, что можно развить нужные качества (условные рефлексы) любого нормального человека в течении жизни на 30-50%, относительно генетически заложенных, при условии большого желания и конкуренции, а талант, - это просто начальные условия.
Процесс осознания (понимания) напрямую связан с представлением (например, преподавателем) того, что и как человек должен будет достигнуть. Необходимо сначала освоить известные знания, прежде чем, на их основе, перейти к творчеству.
Формирование условных рефлексов нужно проводить в медленном (тренировочном) режиме, чтобы логическое мышление успевало контролировать обучение. При обучении, оно сравнивает поступающую информацию с нашими ощущениями и опытом, а, также, с тем, что говорят и делают другие. По мере приобретения уверенности в действиях, информация записывается, в виде условных рефлексов, в центральную часть и, в виде образов, в правую часть коры мозга. После этого, как правило, мы начинаем автоматически выполнять нужные действия, даже не задумываясь о том, как это делаем.
Для исправления неправильного условного рефлекса (действия), [1], нужно
сделать большее количество правильных действий, чтобы количество перешло в качественно новый условный рефлекс в центральной части, или новый образ правой части коры мозга (первый способ). В этом случае, обучение должно проходить в медленном, тренировочном темпе, чтобы левая часть могла контролировать правильность исполнения. Процесс этот длительный, как правило, длиннее обучения с нуля (обычно, его используют начинающие).
Более быстрый, - второй способ (шоковая терапия) позволяет практически
мгновенно повысить приоритетность новых действий. Под шоковой терапией, конечно, подразумевается не физическое воздействие (волшебный пинок), а эмоциональное (сильная эмоция, способна пробить барьер условного рефлекса, или принятия решения).
Третий способ (мозговой штурм) связан с моментом времени, когда
теряется контроль и делается что-то неправильно. Часто проще, не меняя остального, исправить через логическое мышление только этот элемент. Однако, третий способ требует разбиения предмета обучения (поведения, навыка, движения, реакции психики) на составные части и времени, на отработку нужных действий.
В профессиональной деятельности (особенно, в спорте, на соревнованиях, для быстрой корректировки своих действий), часто используют второй способ (сильные эмоции). При этом, нельзя терять контроль, иначе, переход сильных эмоций в аффекты может существенно повредить достижению результата. В тренировочных режимах, для более быстрого обучения, обычно комбинируют первый и третий способы.
Ускорение условных рефлексов должно наоборот проходить в скоростном (тестовом) режиме, когда уменьшается время на выполнение задания. Как правило, требуется сделать какое-то промежуточное действие, прежде чем завершить основное. Например, в теннисе, для ускорения синхронности связей в мозгу, практикуют упражнение: одна рука бросает мяч, другая ловит, - основное действие, то же упражнение, с хлопком ладонями, с 2я хлопками, с 3я, …, - с промежуточными действиями. Смысл усложнений в этом упражнении не просто в ускорении координации рук, а в определении реального положения движущегося предмета (мяча) в пространстве. Так как, из-за конечной скорости появления изображения в глазу и передачи сигнала в мозг, мы фиксируем движущийся предмет в прошлом, со временем запаздывания. В скоростной игре, за это время мяч может пролететь, до 4-5 метров. Только ассоциативная часть центральной части мозга (которую собственно и тренируем), учитывая направление и скорость движения мяча, как-бы приближает мяч в настоящее.
Закрепление же условных рефлексов нужно проводить в стрессовой обстановке и в скоростном (тестовом) режиме (экстремальной обстановке), приближенной к практике, на соревнованиях, или экзаменах. В которой человек учился бы думать, что делает и делать, что думает. Фактически, под действием внешних факторов, мы обучаем сами себя (можно сказать: создав нас, без нас, Бог не может, в силу свободы выбора, обучить нас без нас).
Здесь, не будем анализировать однобокое поведение, под действием только одной, или двух разумных составляющих, [1], считая, что такие проявления относятся скорее к функциональным, нервным и психическим расстройствам в медицине. Поведение, действия, вся функциональная система (нервная система и мозг) являются общим и взаимосвязанным целым. Поэтому, необходимо стремиться к наиболее успешным действиям человека, у которого все три разумные составляющие работают синхронно и согласованно, не противореча друг, другу. Который действует во вдохновенном состоянии, на основании своего опыта, тактического и стратегического мышления (интуиции, проницательности и вдохновения), с полной уверенностью в себя, так как знает, как, когда и что ему делать, продумал и обосновал свои действия, сумел достаточно развить и натренировать навыки.
Конечно, в процессе обучения нужно еще учесть, [1]: этапы возрастного
развития, цикличность процесса обучения (годовую, месячную, недельную, с фазами: приобретения, стабилизации, временной утраты, сверх восстановления и нового уровня). Кроме того, повысить свою физическую готовность (запас жизненных сил, в том числе, оптимизировав биохимию энергообеспечения организма), найти оптимальное состояние готовности по всем трем разумным составляющим куба состояний (интеллектуально-мыслительная сфера, - логическое мышление; физическая и техническая готовность, - рефлексы центральной части мозга; вдохновенное состояние, - образное мышление) и научиться увеличивать свои силы, управляя своей психикой (настроением и светлыми, темными эмоциями).
Тогда, человек сможет не только применять свои данные от природы возможности (например, используя метод визуализации, научиться управлять своим внутренним состоянием, не болеть, замедлить старение, …), но и, развив себя (в том числе, свою эмпатию) обретя равновесие между светлыми и темными эмоциями (иными словами, между силами Света (Богом) и Тьмы (Дьяволом)) в своей душе, укрепив свои моральные принципы (в соответствии с 10ю заповедями), будет готов перейти на новую ступень эволюции общества, с новыми технологиями (иносказательно, стать по образу и подобию). На этой ступени эволюции должна быть достигнута такая скорость развития интеллекта человека, 30-50% в течении одной жизни (имеется в виду, что бессмертие у человечества не отнято, а просто разделено на бесконечное количество жизней), которая была бы больше, или равна скорости развития искусственного интеллекта и была бы достаточна не для конкуренции, а для использования искусственного интеллекта во благо развития человеческой цивилизации.
Литература:
[1] Поздеев М.Ю. Основы обучения игре в теннис. - МО, г. Серпухов: Самиздат, 2018, 320с.
[2] Худякова Н.Л. Теория и методика воспитания. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2009, 277с.[3] Р.Ф. Шмидт, Ф. Ланг, М. Хекман. Физиология человека, т.1. - М.: Лаборатория знаний, 2021, 540с.
[4] Павлов И.П. Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001, 432с.