Публикации Инновационные приёмы обучения написания изложения как метода контроля на государственной итоговой аттестации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные приёмы обучения написания изложения как метода контроля на государственной итоговой аттестации
Автор: Трунова Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Штормовская школа-гимназия
Инновационные приёмы обучения написания изложения как метода контроля на государственной итоговой аттестации
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МБОУ Штормовская школа-гимназия
Трунова Людмила Александровна
Развитие связной речи учащихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов с годами не иссякает, а, напротив, только возрастает. Это связано с тем, что большую часть времени человек занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием.
Актуальность темы обусловлена проблемой, берущей начало ещё в начальном звене обучения школьников. С каждым годом детей, поступающих в первый класс с нарушениями в речевой деятельности, становится все больше.
Конечно, обучение связной письменной речи достаточно сложно и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно, складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения. К 9-му классу ученик должен хорошо понимать, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора (Т. М. Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью.
На протяжении нескольких веков изложение остаётся одним из самых распространённых видов работы. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и умения планировать и создавать высказывание с учётом его задачи, темы, идеи. По своим учебным возможностям с изложением не сопоставима ни одна другая форма работы по развитию речи. В основе этой учебной работы лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста, его нельзя путать с сочинением. Кроме исходного текста, никакая другая информация в нём повторяться не должна.
По программе средней школы учащиеся пишут изложения с первых лет обучения, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Однако при кажущейся лёгкости экзамена многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: Дважды прослушал, запомнил, написал. Главное – без ошибок.
Писать изложение нравится далеко не каждому. Отвечая на вопросы анкеты, учащиеся называют следующие причины: плохая память, на слух текст тяжело воспринимаю, плохо запоминаю чужие мысли, не могу сохранить стиль автора, слишком сложные, запутанные тексты, нравится писать изложение, но двух прочтений не хватает, трудно выделить главную мысль, не могу разделить текст на абзацы. Есть и положительные моменты, например, написание изложения развивает память, словарный запас, легче писать по памяти, чем под диктовку, то есть диктант, приучает к внимательному прослушиванию, изложения писать интересно, потому что проверяю свою память.
Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии может пригодиться? Ответы учащихся: Я собираюсь стать журналистом, и мне необходимо научиться пересказывать вкратце, выделяя самое важное из рассказа другого человека, умение сжимать большие тексты развивает память, навык написания изложения может пригодиться разведчикам, а также при оформлении бумаг в полиции, умение запоминать чужую информацию поможет сохранять в памяти просьбы людей и передавать их, чтобы другие экзамены тоже успешно сдать, в политической деятельности, о которой я мечтаю, использовать в разговоре чужие мысли, цитаты, в социальной сфере деятельности, запоминать большие тексты, для передачи информации из уст в уста, при записи лекций в вузе, запоминая чужие мысли, пробуем формулировать свои.
Помимо вопроса о содержании текста изложения, следует ещё раз подумать о методе проведения изложения. Современные формы работы по развития речи, которые должны войти в школьную практику сегодняшнего дня, имеют существенные отличия от прежних форм. Изменения коснулись объёма текста в сторону его уменьшения. Так, ранее он составлял: для подробного изложения — изложения, близкого к тексту, — определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов. На сегодняшний день выпускнику 9 класса необходимо использовать всего лишь 70 слов для успешного написания изложения. Однако изложения-миниатюры ничуть не менее качественно готовят учеников, чем объёмные тексты, написанию которых отводится по два урока подряд. Меньше - не значит проще. Именно изложение, применяясь наравне с сочинением, позволяет сохранить оптимальный баланс между информативной и коммуникативной составляющими школьного учебного курса русского языка, за счёт сего достигается гармоничное развитие личности школьника. Однако то, что учащиеся не любят писать изложения, - далеко не секрет. Любой школьник грустно и обречённо вздохнёт, отправляясь не урок, когда предстоит писать изложение. Однообразие, рутина, скука – вот с чем ассоциируется у наших учеников процесс написания изложения. И, как следствие, самые плачевные результаты. В этом виновата и школьная практика: шаблонная цепочка последовательно применяемых приёмов:
- вступительная беседа;
- чтение текста;
- беседа по содержанию ;
- составление плана;
- работа с черновиками;
- устный пересказ;
- редактирование.
Главным недостатком является то, что на уроке по написанию изложения чаще всего происходит подмена обучения в полном смысле этого слова контролем.
А ведь психологи выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.
Особенно важна его роль при чтении художественного текста. Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, про что здесь говорится и что случится дальше, - пишет известный психолог Б. М. Теплов, не требует активной работы воображения.
Готовя учащихся к написанию первой части (изложению) итоговой аттестации, максимально приближая обстановку к экзаменационной, мы замечаем, что многие с трудом воспроизводят текст, не понимая его содержания. На это влияет несколько факторов: и сложный текст, и боязнь не успеть, в связи с чем ученики стараются быстро за учителем записать текст, не задумываясь над его содержанием. Поэтому необходимо научить детей представлять текст.
Эта методика предлагается в учебниках Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевой Л. А., Борисенко Н. А. С этой целью следует выбирать такие тексты, которые, вызовут учеников живой интерес, будут информационно насыщенными.
Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения следует пересказать то, что смогли запомнить. Затем учитель читает текст второй раз, а ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Текст пересказывается ещё раз, в черновике делаются необходимые записи, составляется план, формулируется главная мысль, только после этого пишется изложение. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Такая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Другие учащиеся внимательно следят за запоминанием и пониманием: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки. В результате такой несовместимости деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.
Написание изложения на основе воссоздающего воображения стало довольно эффективным приёмом, хотя сначала вызвало некоторый испуг у учащихся. Пришлось объяснить, что это своего рода эксперимент, который поможет научиться запоминать текст, тем самым облегчая работу при подготовке к ГИА. Понравилась также идея пересказа текста с дополнениями. Хочется отметить, что в активную работу включилась большая часть класса. Даже слабые учащиеся запоминали важные подробности, например, что стланик растёт среди карликовых берёз и низкорослых кустарников; что он именно дальний родственник кедра; что он мужественный и упрямый, как все северные деревья. (Стланик по Шаламову).
Общий смысл в целом был понят. Ко второму прочтению класс уже был готов. После повторного прочтения дополнили ответы, установили последовательность, увидели, что по небу ходят именно низкие тучи, услышали и почувствовали порывы холодного осеннего ветра, более последовательно рассказали о поведении стланика. Так что идея написания такого изложения понравилась, всем захотелось быстрее узнать о результатах проверки. Конечно, полагать, что за один такой урок ученики научились воспринимать текст на слух, наивно. Над этим придётся поработать. Но метод очень эффективный, ведь ученики учатся слышать недочёты других, исправлять собственные ошибки, а это обязательно поможет как на уроке развития речи, так и на итоговой аттестации.
Тем не менее даже такая форма работы не сможет сразу решить проблем развития речи. Поэтому на своих уроках работу по обучению изложению я начинаю с 5 класса и провожу систематически. Успех предлагаемой системы базируется на следующих принципах:
- содержательность текста (не следует использовать упрощённые или адаптированные тексты).
- рассредоточенность во времени (результат определяется не количеством написанных изложений, а характером предварительной работы).
- комплексный характер (упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, объединяются в блоки).
Каждый из которых работает на формирование познавательного интереса, мотива достижения и коммуникативных навыков. Однако каждому блоку соответствует определённый характер.
Первый блок объединяет задания, направленные на произвольное построение речевого высказывания, близкого к оригиналу. Эффективность приёма зависит не от величины и сложности предлагаемых для работы текстов, а от частоты его применения: Кто больше? (Запомните список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов), Реставрация (деформированный текст: работа будет более эффективной, если ученикам будет заранее известен характер пропусков (прилагательные, причастия), Найди ошибку (оригинал теста сравнивается с предшествующим, затем пересказывается или переписывается) , Будь внимателен (смешение двух текстов: 1 предложения из одного, другое из другого, ученики должны услышать и запомнить свой текст).
Во втором блоке объединены задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка. Цель данного блока – перевод лексики из разряда пассивной лексики в разряд активной: Словарик (в течение определённого времени класс, поделённый на команды записывает слова, удовлетворяющие определенным требованиям), Собери слово(из букв слова жизнеобеспечение), Гнездо слов(тема текста сужается до одного ключевого), Ассоциации, Переводчики (объяснить значение слова или выражения нэпман).
Задания, обучающие пониманию логики построения текста, представлены в третьем блоке. Серия приёмов направлена на формирование целого ряда познавательных умений: Составляем определение(предмету или явлению подбирается определение, отличающее его от других: гнездо, звонок, стук), Выделяем существенные признаки(составьте и запишите в два столбика существенные и несущественные признаки), Ищем общее( утюг и ведро: сделано человеком, из металла, имеет ручку, существительные), Ищем различия, Узкое – широкое (найти слово с общим широким и узким значением), Мозаика( текст, разделённый на части, надо собрать в правильно последовательности, добавляя переходы, скрепляющие фразы).
В четвёртом блоке – задания коммуникативного характера, обучающие учеников самостоятельно составлять связное, монологическое высказывание. Приёмы и задания, представленные в блоке, способствуют стимулированию фантазии, адекватному использованию речевых средств: Бусы (составить небольшой текст, включая в него слова и словосочетания), Как ни крути (распределить сюжетные картинки, составить рассказ), Испорченный телефон, Если бы…, Меняем финал, Кто короче(сжать текст, выделив главную информацию).
Пятый блок заданий позволяет научиться анализировать стилистические особенности текста: Определяем стиль, Выбираем стиль, Исправляем стиль, Нарушаем стиль, Меняем стиль.
VI. Задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи, объединены в последнем, шестом блоке: графическое оформление результатов: составление сюжетных таблиц, схем, сценариев, комиксов.
Таким образом, регулярно используя на своих уроках данные приёмы, учитель обязательно получит положительный результат. Не ограничивайте свои творческие способности, дополняйте и создавайте свою систему развития речи.