Публикации Мастер-класс «Создание единого образовательного пространства для самореализации учителя и ученика».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Создание единого образовательного пространства для самореализации учителя и ученика».
Автор: Абдуллина Фаима Римовна

Абдуллина Фаима Римовна,
учитель высшей категории
ГБОУ РЦДО
Мастер-класс Создание единого образовательного пространства для самореализации учителя и ученика.
Цель мастер-класса: Повышение мотивации педагогов к созданию единого образовательного пространства для самореализации ученика и учителя.
Практическая значимость: отработка приемов, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Задачи мастер-класса:
1. Показать формы организации учебного процесс для активизации деятельности учащихся, успешной самореализации и закрепления навыков социализации.
2.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
3. Оказать помощь участникам мастер-класса в овладении изготовления поделки.
План проведения мастер-класса:
1. Возможности урока в создании ситуации самореализации.
2. Имитационный урок с участниками мастер-класса. Изготовление поделки.
3. Рефлексия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о формах организации образовательного пространства, обсудят возможности их применений в процессе обучения.
Оборудование:компьютер, проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Ход проведения мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный.
-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с психологического настроя!
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.
Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю соприкасаются(большими пальцами)
Успеха (Указательными)
Большого (средними)
Во всем (безымянными)
И везде (мизинцами)
Удачи! ( всей ладонью)
2. Постановка проблемы.
Школа – образовательное пространство, где происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося Образовательный процесс – это единая педагогическая система, где взаимосвязаны три её составляющие: обучение-воспитание-развитие. Моя задача - создать для ученика особое образовательное пространство, которое позволяет развивать его собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности, достигать новые образовательные результаты, в первую очередь личностные. Задача учителя, моя задача - создать каждому ученику ситуацию успешности, включая его в деятельность, которая позволит ему самореализоваться. Такую ситуацию можно создать на уроке.
Во-первых, на уроке происходит активизации творческой деятельности учащегося, его творческая самореализация. Способность к самореализации как предъявление себя, своей индивидуальности, уникальности, потребность ''быть" определяет смысл жизни человека, значимость его личностного "Я"вглазах других людей. Ученик видит результаты своего труда, может предположить, как он поступит в дальнейшем со своей работой, поделкой.
Во-вторых, после проведения таких уроков у ребенка просыпается любознательность, желание узнать больше, а значит, он будет добывать дополнительную информацию из различных источников – от справочников до интернета. А добывая дополнительную информацию, он приобщается к культуре народа, его ценностям. Это уже функция воспитания, направленная на развитие моральных качеств личности.
В- третьих, на уроке создан благоприятный морально-психологический климат для достижения успеха. Успешность - это важное условие для социализации личности. Это предупреждение и коррекция детских комплексов. Ученик учится принимать решения, сам определяет тему и цель урока, оценивает социальные привычки, связанные со здоровьем, окружающей средой, учится давать самооценку своей работе. Он раскрывается, понимает, что интересен окружающим как личность.
Планируя свою работу, учителю начальных классов важно реализовать одно из основных положений в начальном образовании нет главных и негативных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка. Поэтому я постараюсь показать, как можно организовать единое образовательное пространство для самореализации учителя и ученика на уроке технологии во 2 классе.
Тема. Вдоме. Работа сволокнистыми материалами.Помпон.
Изделие: домовой.
Цель: научиться работать с волокнистыми материалами, создавать игрушку на основе помпона.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить споверьем одомовом, со способом изготовления игрушки из помпона; формировать умение работать с шаблоном, совершенствовать умение работать по плану;
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, внимания, мышления.
Планируемые результаты: закрепить навыки работыс шаблоном, научиться создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент.
Основные термины и понятия: помпон.
Ресурсы и оборудование. Презентация, изображение домового, материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, помпон как элемент украшения, декора, образцы изделий.
Ход урока
1 Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний и целеполагания.
Приглашение на путешествие во времени. Мы свами совершили удивительное путешествие по деревне. (слайды 1-3). Мы заходим вдом, визбу. Знаете ли вы, как встретила бынас хозяйка дома вДревней Руси? Давайте прочитаем вместе диалоги Ани и Вани на странице46 и рассмотрим иллюстрации.
-Кто такие столяры?
- Какую мебель вы видите на иллюстрации?
- Из чего сделаны эти предметы быта?
Дерево на Руси издавна считалось основным материалом. Высокого мастерства достигли русские столяры визготовлении самой разнообразной мебели. Шкаф-поставец, изящный стол, ажурная скамья, легкая нарядная колыбель— эти предметы быта покрыты искусной резьбой. Мебель была необходима для жильцов дома. А еще в этом доме жил…
- Отгадайте, кто о себе так говорит.
Дед хозяйственный такой –
Старый, добрый, небольшой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы мир и лады
Охраняю от беды.
Чтобы в доме был покой
Рад стараться….. домовой.
- Определите тему нашего урока. (Постановка цели)
-А чем домовой занимался в доме? (оберегал покой.)
- Где он живет, по русскому поверью? (Домовой живет за печкой, оберегает от бед своих хозяев.)
- Но ведь всовременных квартирах нет печей. Как вы думаете, где может жить домовой внаших квартирах? (С тех пор как вдомах перестали ставить печь, за которой жил домовой,место его жительства переместили за батарею отопления.) По общему поверью, домовой живет зимой около печки или на печке, аесли ухозяина есть конюшня, то устраивается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает ей гриву и хвост, дает корма, отчего лошадь добреет, и, напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли идр. Поэтому многие хозяева покупают лошадей той масти, которая любима домовым.Домовой не делает зла, атолько шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их онесчастье, караулит дом и двор, впротивном же случае бьет посуду, кричит, топает ит.д. Тому, кого любит, домовой завивает волосы и бороды вкосы, атого, кого не любит, может ночью щипать до синяков.Простой народ всегда питал кдомовому уважение. Мужички боятся его чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без причины. Вразговорах его называют не домовым, адедушкой, хозяином, набольшим или самим.При переезде из одного дома вдругой непременной обязанностью считают впоследнюю ночь, перед выходом из старого дома, схлебом-солью просить (приглашать) домового на новое место. Считается, что хозяйство находится под влиянием домового.Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, аумирает младенцем. Он маленького роста, взъерошенный, сбольшой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник. Родственные домовому духи— кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же овинник), полевой. - Вы, наверное, уже догадались, кого мы сегодня будем мастерить? (Мы будем делать собственного домового,который может поселиться увас дома).
3 этап. Практическая работа.
Номердействия
Название и описание действия
1
Подготовка материалов иинструментов. Подготовить кработе все необходимые материалы и инструменты, повторить правила работы сними
2
Сборка. Основы для помпона (вырезанные круги) сложить вместе и намотать на них несколько слоев ниток. Для этого вдеть нитку виголку и пропустить иголку сниткой через центр круга. Разрезать ножницами нитки между кольцами, взять еще одну нитку и туго перевязать середину помпона (нитку не обрезать). Аккуратно снять кольца, помпон распушить
3
Отделка. Приклеить кпомпону детали, вырезанные из рабочей тетради, так, чтобы получился домовой, как показано на рисунке вучебнике (с. 48)
4этап.Релаксация.
Способствует снятию стресса и усталости, расслаблению мышц, восстановлению работоспособности.
Волшебный цветок добра.
Уважаемые коллеги. Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно всему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза.Улыбнитесь друг другу.
-Здесь помпон использован как основа для игрушки, но можно ли использовать помпон и для других целей? Кто может сказать, для каких?
(Помпон может стать очень интересным декоративным элементом. Его можно использовать для украшения практически любых вещей. Он будет уместно смотреться и на детском берете, ина женском жакете, ина мужском халате, ина обуви, ина дамских сумочках— вобщем, везде, где позволит его расположить ваша фантазия).
- Какое практическое применение может иметь игрушка? (Оберег дома, подарок, украшение).
-Прошу вас на следующем уроке рассказать о том, чего нет в учебнике, то есть, найти дополнительный материал в справочниках, интернете.
Подведение итога урока и рефлексия. Оценивание своей работы на уроке, определение трудностей и успехов. Домашнее задание. Нарисуйте своего домового, каким он должен быть, по- вашему мнению. Выполните задание врабочей тетради на с. 29.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Сегодня я узнала…
Я поняла, что…
Меня удивило …
Было интересно узнать…
Мне захотелось…
В заключении, мне бы хотелось призвать моих коллег работать, пробовать, творить. А самым главным признанием будут горящие глаза детей, их радость от тех маленьких открытий, которые они совершают на уроках.