Публикации Влияние психологического климата семьи на формирование личности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние психологического климата семьи на формирование личности
Автор: Богданова Наталья Сергеевна

Влияние психологического климата семьи на формирование личности Богданова Наталья Сергеевна,учитель начальных классов I категории школы МБОУ СШ №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О.Шабалина г. АрхангельскАннотация. В статье даны определения семьи, виды семейного воспитания и их характеристики, типы климатов в семье, формы взаимодействия с родителями для достижения благоприятного климата.Ключевые слова: семья, семейное воспитание и его стили, психологический климат в семье, общение, достижение благоприятного климата.Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Именно так говорил Лев Николаевич Толстой, и с ним невозможно не согласиться: обстановка в семье в первую очередь влияет на наши чувства. Зная о том, что в родном месте нас любят и ждут, мы чувствуем уверенность в том, что вернёмся туда, где всё обязательно будет хорошо, несмотря на жизненные трудности. Истоком, где рождается счастье, является дом. У каждого человека должен быть свой дом. В добром доме всё напоено счастьем: взаимоотношения, эмоции, чувства, мысли. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт [1, c. 84].Семья- малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Данное понятие многогранное [3, с. 135]. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями. Наверное, многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что     ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить [2, с. 87]. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из них не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым.  Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче.  Семья, в которой живёт ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.   Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Есть 3 вида семейного воспитания. 1) авторитарный  стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение- главные средства этого стиля. У детей оно вызывает чувство страха, незащищенности [6, с. 354].2) демократический  стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец во всем и желание воспитывать детей такими, какими являются сами [5, с. 355]. 3) попустительский (либеральный) предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки и вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, умеющего «подыгрываться» к людям. От типа отношения зависит отношение ребенка к окружающим, его психологическое состояние [4, с.365].Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий здесь в гимназии: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий [3, с.203].В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. Социальное давление может оказывать влияние на ребёнка. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье, от отношений между домочадцами [7, с.123].    Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.Эта тема заинтересовала меня, потому что, проводя анкетирование у родителей, я столкнулась с проблемами в семейном воспитании.Поэтому я, как учитель, стараюсь помогать семьям наладить благоприятный (положительный) климат. Все формы взаимодействия я разделила на 2 группы:Индивидуальные формы: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, помощь психолога.Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, также совместные праздники, чаепития благотворно влияют на формирование благоприятной обстановки.Воспитание детей — это самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость; плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Воспитывать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего возраста — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что любая эмоциональная атмосфера, складывающаяся в семье или в другом любом коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нём. Климат в семье зависит от степени сплоченности, удовлетворённости людей пребывания в семье, процессом и результатом своей деятельности. Свою работу хочется закончить словами Себастьяна Брандта: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому- родители пример тому».Приложение1Вопросы анкеты:На каждый вопрос необходимо дать положительный или отрицательный ответ.1. Наша семья очень дружная.
  • да
  • нет
  • 2. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
  • да
  • нет
  • 3. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
  • да
  • нет
  • 4. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.
  • да
  • нет
  • 5. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
  • да
  • нет
  • 6. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
  • да
  • нет
  • 7. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
  • да
  • нет
  • 8. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояний: никого не хочется видеть и слышать.
  • да
  • нет
  • 9. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.
  • да
  • нет
  • Список используемой литературы:
  • Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева.-М:Академия, 2000.-158с
  • Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей/Р. Кэмипбелл.-М:Знание,1992.-188с
  • Основы семейного воспитания: учебник для студ.учреж. сред.проф.образ/В.П. Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н. Недвецкая и др; под ред. В.П. Сергеевой.-3-е изд., стер.-М.: Академия,2013.-192с
  • Педагогика: учеб.пособие для студ.пед.вузов и пед.колледжей под ред. П.И. Пидкасистого.-М.:1995.-637с
  • Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:учеб.длястуд.высш. и сред. пед. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др; под ред. С.А. Смирнова.-5-е изд., стер.-М: Академия, 2004.-512с
  • Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов-100 ответов/ И.П. Подласый.-М:ВладосПресс, 2001.-365с
  • Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М: Педагогика, 1983.-448с.