Публикации Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку
Автор: Лоран Елена Юрьевна

Е.Ю. ЛоранДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУВ настоящее время одним из ключевых вопросов методики преподавания иностранного языка является использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Современные дистанционные образовательные технологии открывают уникальные возможности организации учебного процесса. С помощью современных дистанционных образовательных технологий обучения становится возможным обеспечение доступа к информационным материалам и организации коммуникации между участниками учебного процесса. Дистанционное обучение в его современном понимании базируется на возможностях информационно-коммуникационных технологий, которые «стирают» расстояние между учителем и аудиторией. Поскольку организация дистанционного обучения отличается от организации обучения в привычном очном формате, необходимо перестраивать учебный процесс и использовать электронные образовательные ресурсы, способные удовлетворить потребности учеников на разных этапах обучения. Успешность дистанционного обучения зависит от понимания преподавателем психологических особенностей взаимодействия со студентами, от его методической компетентности и технической грамотности. Дистанционное обучение отражает специфику учебного процесса с учетом особенностей его структуры: цели и задачи, подходы и принципы, содержание обучения, организационные формы, методы и средства обучения. Стоит отметить, что под дистанционным обучением мы понимаем взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4]. Дистанционное обучение предполагает проведение лекций в формате прямой видеотрансляции либо в формате видеозаписи, интерактивных семинаров, сетевых тестов и квестов, организацию обратной связи между участниками учебного процесса. Дистанционное обучение привлекает удобством, гибкостью и адаптивностью учебного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям ученика. В методическом плане подобный формат обучения отличает высокий уровень автономии обучающихся.Рассматривая методический потенциал дистанционного обучения в лингвистическом образовании, следует отметить их положительные и отрицательные стороны. Дистанционному обучению препятствуют такие факторы, как сложность самодисциплины и контроля в домашних условиях, ненадёжная связь, относительная дороговизна программ и подписки на профильные сайты для учителя и ученика, а также нехватка или дороговизна найма высококвалифицированных IT-специалистов для разработки программного обеспечения.Вне всякого сомнения, по сравнению с традиционными образовательными технологиями, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ. Прежде всего, обучающийся получает неограниченный доступ ко всем электронным образовательным ресурсам в рамках учебного модуля независимо от его территориального местонахождения и периода времени. Дистанционное обучение позволяет ученику свободно ориентироваться в информационно-образовательной среде, оперативно осуществлять поиск, оценку и систематизацию информации и использовать полученные знания на практике. Гибкость и адаптивность позволяют создавать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученикаГоворя о роли учителя в процессе дистанционного обучения, стоит отдать предпочтение его наставническим функциям. Роль «надзирателя» при дистанционном обучении сводится к минимуму. Учитель направляет свое внимание непосредственно на форму предоставления учебного материала в доступном виде и на решение конкретных учебных задач. Дистанционное обучение существенно отличается от аудиторного обучения и требует значительного пересмотра приемов и методов, используемых учителем на занятиях, а также обновления формы их организации и проведения. По мнению А.А. Андреева, средствами дистанционного обучения выступают: – книги (в бумажной и электронной форме);  – сетевые учебные материалы; – компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; – учебно-информационные аудио- и видеоматериалы; – лабораторные дистанционные практикумы; – тренажеры; – базы данных и знаний с удаленным доступом; – электронные библиотеки с удаленным доступом; – дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем; – дидактические материалы на основе геоинформационных систем [1]. При организации дистанционного обучения учитель использует платформы дистанционного обучения: Moodle, GoogleClassroom, ЯКласс, Учи.ру, и др. А также средства синхронной интернет-коммуникации, обеспечивающие возможность проведения видеоконференций и видеозвонков (Skype, Zoom, Microsoft Teams, VKMessenger и др.) Подразумевается использование учителем ресурсов для создания тестов, как Quizizz, GoogleForms, и др. Большинство платформ позволяют ученикам постоянно взаимодействовать между собой в режиме реального времени, получать новые знания и работать над совместными проектами. Весьма эффективными в плане поддержки мотивации ученика, активизации познания и включения в совместную работу являются цифровые ресурсы геймификации обучения. Последние позволяют создать более комфортную обстановку на занятии и снять временную и пространственную ограниченность, присущую традиционному обучению. В настоящее время в сетевом сообществе предоставлен большой выбор образовательных игровых платформ: Kahoot, Quizlet, Mentimeter, Wordwall и т.д. Использование таких платформ ученик воспринимают как игру, для учителя же это часть учебного процесса. Таким образом, применение разнообразных приемов обучения способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка и формированию коммуникативной компетенции учениковГотовясь к проведению дистанционного урока по иностранному языку, учителю необходимо продумать пошаговый план его проведения, проанализировать программы, приложения и сервисы, которые можно использовать в ходе занятия [3].При традиционном и дистанционном обучении принципы обучения иностранному языку не изменяются. Например, принцип наглядности при использовании информационных и коммуникационных технологий дает возможность наглядно представить разнообразные понятия, абстрактные закономерности и модели. Дистанционные уроки по иностранному языку становятся более интересными и продуктивными, ввиду различных способов визуализации информации, повышают мотивацию ученика благодаря современным технологиям обучения: во время занятия учитель может демонстрировать, как найти необходимую информацию, осуществлять совместный поиск или просмотр видео на иностранном языке и т.д.  Также появляются дополнительные возможности для реализации принципа доступности и посильности, поскольку современные программы позволяют составлять учебные задания с пошаговым повышением уровня сложности. В заключение следует подчеркнуть, что в ходе организации дистанционного обучения учителю необходимо иметь следующие умения и навыки, а именно умение работать с информационными потоками, обрабатывать их, хранить и передавать информацию; соблюдать правила информационной безопасности; работать с современными информационными и коммуникационными технологиями и электронно-образовательными ресурсами сети Интернет; организовывать дистанционное обучение методами автоматизации учебного процесса; организовывать обратную связь с участниками образовательного процесса; осуществлять промежуточный и итоговый контроль средствами сетевого тестирования.К перспективным направлениям развития дистанционного образования может быть отнесено увеличение объема образовательных услуг. Ученики, которые по тем или иным обстоятельствам не имеют возможности получить образование по традиционной форме обучения (очной или заочной), могут обратиться к дистанционному обучению. В свою очередь, дистанционное обучение предполагает возможность повышения квалификации и проведения переподготовки преподавателей. Список литературы
  • Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 106-111.
  • Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения. СПб.: Фак. филологии и искусств СПбГУ, 2007. 55 c.
  • Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных образовательных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90.
  • Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. С. 6-11.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. 224 с.
  • Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Кн. дом «Либроком», 2013264с. 
  • Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 434 с. (Высшее образование). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: .ru/bcode/542935 (дата обращения: 05.03.2024).