Публикации
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Автор: Тыасытова Айталина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Автор: Тыасытова Айталина Николаевна
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВТыасытова А.Н.ГБПОУ РС(Я) Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева Якутск, Students' independent work on subject "Anatomy" as a means of formation of research competence of studentsAN TyasytovaGBPOU of Sakha (Yakutia) Yakutsk Pedagogical College. SF GogolevYakutsk, tyasitovaj@mail.ruСамостоятельная работа традиционно рассматривается в качестве одной из важных проблем педагогической науки. Проведенный обзор литературы, посвященной организации самостоятельной работы студентов показывает, что, несмотря на большое количество работ по данной проблеме, специфика самостоятельной работы как формы деятельности по овладению знаниями за пределами аудиторных учебных занятий в учебных заведениях среднего профессионального образования не стала предметом специальных исследований. В то же время является общеизвестным, что самостоятельная внеаудиторная работа студентов занимает до 30% времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, что является существенным резервом в повышении качества подготовки будущих специалистов.Вместе с тем организация самостоятельной работы студентов колледжа по всем учебным дисциплинам остается достаточно актуальной темой. Однако недостаточность разработанности, как самой проблемы самостоятельной работы, так и форм и методов ее организации вызывают определенные затруднения, особенно в период смены системы образования, требующего нового типа мышления.На современном этапе обучения в системе профессионального образования большое значение придается самостоятельной работе студентов в процессе приобретения ими новых знаний, а следовательно, и поиском рациональных путей ее организации и совершенствования. Изучение вопросов организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов привело нас к следующим выводам: самостоятельная работа – это организуемая самим студентом на основе его познавательных внутренних мотивов и контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, это средство вовлечения их в познавательную деятельность, управляемая со стороны преподавателя; «генетической клеточкой» (Пидкасистый П.И.) самостоятельных работ, их цементирующим ядром является познавательная задача, предлагаемая студенту в конкретной ситуации обучения и выступающая как предмет его учебной деятельности.На наш взгляд, исходя из всего вышесказанного, результатом деятельности студента по организации внеаудиторной самостоятельной работы, является формирование способов мышления: задача в любом из видов самостоятельных работ заключает в себе либо необходимость в нахождении и применении знаний уже известными способами, либо в определении новых способов добывания знаний. В обучении широко должны применяться задачи, для решения которых требуется и то и другое. Находя эти решения, студент постепенно овладевает их технологией, вырабатывает стремление к поисковому познанию, усваивает новые операции и приемы умственных действий или переносит ранее приобретенные знания, освоенные операции и приемы на новый материал.Хочу поделиться некоторым опытом по организации внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «Анатомия». Рассмотрим это на примере задания на СРС, где предусматриваются две составляющих – анализ предмета исследования и организация деятельности по исследованию предмета исследования: представить на защиту трехмерный пространственный макет животной клетки. Для выполнения данной работы студент по рекомендованной литературе проводит анализ строения клетки. При этом мы под анализом понимаем: метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей - всесторонний разбор рассмотрения (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995.- с.22).И как результат студент представляет макет животной клетки с защитой, где содержанием защиты выступает не столько строение и функции органоидов клетки и самой клетки, а способ действия для решения поставленной задачи. Где, в основном, первым шагом, результатом первичного анализа становится рисунок животной и растительной клетки в сравнении для выявления отличительных свойств животной клетки. И основой выхода на макет студенты чаще указывают этот рисунок, являющийся результатом первичного анализа.При защите макета студенты указывают на логическую цепь постановки вопросов, по которым они действовали, формируя свой способ мышления. Это как открытие своего личного способа мышления.Например, для выполнения данного задания студенты исходили из следующих вопросов:каково строение животной и растительной клетки?в чем сходство и отличие в строении животной и растительной клетки?каково строение и функции каждого органоида клетки, с целью выявить свойства самой клетки?Их защита является показателем появления потребности в знаниях о строении клетки, для этого ставятся задачи как вопросы, возникает мотив. Они обуславливают цель и условия. Мотив – как же на самом деле выглядит клетка?Цель – создать трехмерный пространственный макет животной клетки. Условие – собственное понимание на основе рисунка. Далее организуется деятельность студента по выполнению задания, которая состоит из определенных действий и операций (по структуре человеческой деятельности А.Н. Леонтьева).Таким образом:выстраивается логика исследования строения и функций животной клетки через сравнение с растительной клеткой;построение своего первичного понимания на основе анализа и перерисовывания клетки;рефлексия собственной деятельности по построению собственного понимания;выведение результатов рефлексии и понимания на макет животной клетки;Примерно по такому принципу, то есть, исходя из желаемого конечного результата данной деятельности (овладение способами мышления) построена система организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Анатомия». Такая система организации самостоятельной внеаудиторной работы, обеспечивая формирование способов мышления студента, повышает их исследовательскую компетенцию, что отражается на результатах УИРС. Следующим основным результатом такой системы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа, является то, что студенты учатся мыслить логически, критически, доходя до сути данного предметного материала, что является показателями развития их теоретического мышления. Такое мышление должно стать одним из факторов становления специалиста умеющего адекватно использовать себя в имеющихся ситуациях деятельности. Формируемые на данном этапе исследовательские умения не являются завершенными, но они служат основой естественнонаучного миропонимания. Что в свою очередь является важнейшим направлением обучения в наше время – понимания сути природы и экологии окружающей среды.ЛИТЕРАТУРА1. Андросюк Е.Д. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 59−63. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб.- М.: Университетская книга, Логос, 2007.- 384 с. 3. Анатомия (с основами спортивной морфологии). В 2 т.: учебн.для студ.физкульт.вузов /П.К.Лысов, М.Р.Сапин.-М.: Академия, 2010. – 256 с.АННОТАЦИЯСамостоятельная работа студента традиционно рассматривается в качестве одной из важных проблем педагогической науки. Организация самостоятельной работы студентов колледжа по всем учебным дисциплинам остается достаточно актуальной темой. Однако недостаточность разработанности, как самой проблемы самостоятельной работы, так и форм и методов ее организации вызывают определенные затруднения, особенно в период смены системы образования, требующего нового типа мышления.На современном этапе обучения в системе профессионального образования большое значение придается самостоятельной работе студентов в процессе приобретения ими новых знаний, а следовательно, и поиском рациональных путей ее организации и совершенствования.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАВнеаудиторная самостоятельная работа студента, исследовательские компетенции, учебная дисциплина «Анатомия». SUMMARYIndependent work of students is traditionally regarded as one of the important problems of science teaching. Organization of independent work of college students in all academic disciplines is quite a hot topic. However, the lack of elaboration of both the problems of independent work, as well as forms and methods of its organization cause certain difficulties, especially during the change of the education system, requires a new way of thinking.At the present stage of learning in vocational education attaches great importance to independent work of students in the acquisition of new knowledge, and hence the search for rational ways of organizing and improving.KEYWORDSStudents' independent work, research competence, academic discipline "Anatomy".