Публикации Методическое сообщение «Домашнее задание на уроке сольфеджио»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое сообщение «Домашнее задание на уроке сольфеджио»
Автор: Елена Яковлевна Федько

Методическое сообщение «Домашнее задание на уроке сольфеджио»Преподаватель теоретических предметов Федько Е.Я. Изучая проблему выполнения домашнего задания учеников по сольфеджио, у меня возникли вопросы: какие виды домашнего задания можно предложить детям, какой объём выдать задания, как ребенку выполнять? Есть конечно свои взгляды и опыт работы, но как же обстоит эта работа у других преподавателей теоретических предметов Именно поэтому я и взяла тему сообщения «Домашнее задание на уроке сольфеджио», чтобы обменяться опытом с коллегами, узнать что то новое для себя, подискутировать. Домашние задания по сольфеджио просто необходимы и лишь тогда эффективны, когда они правильно составлены. Самостоятельная работа ученика над выполнением домашних заданий – одно из важнейших условий успешных занятий сольфеджио. Причем, здесь важен даже не столько сам факт выполнения задания, полученного на уроке, сколько именно процесс самостоятельной работы. Как и у многих других музыкальных дисциплин, значительная эффективность занятий сольфеджио во многом возможна только при достаточно частой, а лучше – ежедневной работе над развитием необходимых навыков. Особенно это касается учеников, не наделенных от природы абсолютным слухом и вокально-интонационной координацией. Понятно, что сорок минут в неделю урочного времени в развитии навыков особой «погоды не сделают». И в этом смысле, самостоятельная домашняя работа ученика является непосредственным «продолжением» урока. А цель домашнего задания – не столько «заставить» ученика закрепить знания, полученные на уроке, сколько указать путь для достижения поставленной цели.С другой стороны, как уже неоднократно говорилось, сольфеджио – «служебная» дисциплина, и перегружать домашнее задание трудоемкими, а зачастую и дублирующими друг друга упражнениями, тоже не следует. Необходимо найти правильное соотношение между объемом домашней работы и ее эффективностью. При этом не менее важно с самого начала занятий с учеником объяснить ему и его родителям не только цель самостоятельной домашней работы и важность ее выполнения, но и наиболее эффективный порядок выполнения заданий. В частности, очень важно привить учащимся правило заниматься часто (по возможности – каждый день), но не много – 20 – 30 минут, и объяснить, что «авральный» метод выполнения домашнего задания совершенно неприемлем и не приносит реальной пользы.Несомненно, что домашнее задание должно содержать в себе по возможности все виды работы, но объем упражнений в каждой категории варьируется в зависимости от целесообразности и эффективности данного вида работы в самостоятельной форме. Очевидно, что основу самостоятельной домашней работы должны составлять упражнения, развивающие «исполнительские» навыки – игра на фортепиано и вокально-интонационные упражнения. Именно во время самостоятельной домашней работы и происходит большей частью процесс развития этих навыков. Сколько бы времени ни уделялось этим упражнениям на уроке, в лучшем случае его хватит только на то, чтобы показать ученику основные приемы и проконтролировать процесс формирования и развития этих «исполнительских» навыков.В соответствии с вышеизложенными принципами далее предлагается примерный типовой вариант построения домашнего задания:1) 5 – 10 одноголосных и двухголосных мелодий для пения по нотам;2) 1 мелодия для разучивания наизусть и (или) транспонирования;3) упражнение на развитие навыка слухового анализа;4) творческое задание включающее в себя функции повторения теоретического материала в письменной форме, игру на фортепиано и сочинение того или иного элемента фактуры с заданными условиями. Последнее задание может быть разделено на отдельные небольшие задания в зависимости от изучаемой темы или по каким-либо иным причинам:а) письменное упражнение на повторение теоретического материала;б) комбинированное упражнение (игра на фортепиано + интонирование) на закрепление теоретического материала;в) творческое задание – сочинение мелодии (желательно без инструмента) с заданными условиями. Ранее уже говорилось о важности соблюдения определенного порядка в работе над домашним заданием. Исходя из рассмотренной выше структуры задания можно предложить следующие принципы работы: работу над письменными заданиями целесообразней начинать как можно раньше, пока еще «свежо» в памяти объяснение преподавателя. Транспонирование мелодии, или разучивание ее наизусть, напротив, желательно оставить на последние дни перед следующим уроком. Творческие задания, работу над прочими «исполнительскими» упражнениями, а также упражнения на развитие навыка слухового анализа можно выполнять на протяжении всего промежутка между уроками, равномерно распределив их по дням недели.Как видно, подобное построение домашнего задания и плана его выполнения обеспечит, с одной стороны, достаточный объем самостоятельной работы ученика, а с другой – равномерное распределение нагрузки. Однако, здесь еще раз стоит вспомнить, что далеко не все планы, хорошо выглядящие «на бумаге», так же хорошо работают и на практике. Далеко не каждый ученик по тем или иным причинам может выстроить самостоятельную работу в нужном объеме и порядке. И преподавателю особенно важно чутко следить за тем, насколько эффективно ученик занимается дома, и своевременно варьировать объем и содержание домашнего задания, направляя самостоятельную работу ученика в наиболее эффективное русло. В конечном счете, именно самостоятельная работа ученика является тем самым фундаментом, на основе которого формируются все необходимые музыкальные навыки.Ритмические упражнения:Работа над ритмическими упражнениями начинается с первого класса. На начальном этапе длительности читаются на слоги там (половинная), та (четвертная) и ти (восьмая). Затем длительности считаются традиционным способом. С каждым классом идет усложнение ритмических рисунков. Работа дома является важным этапом для закрепления нового ритма. При изучении каждого нового ритма полезно давать ученикам задание на нахождение пройденного ритмического рисунка в произведении по специальности.При исполнении гамм можно использовать определенный ритм.Еще одной формой является запись слов в ритме (проводится анализ слова, ударный слог является сильной долей). В таком упражнении хорошо отрабатывается ощущение затакта.Сольфеджирование:Работа над упражнением с названием нот вне ритма (без пения).Пение в ритме без названия нот (мелодия пропевается на удобный слог).Пение в транспорте.Пение наизусть.Сделать анализ мелодии на наличие повторений, секвенции, движение мелодии (восходящее, нисходящее, поступенное, скачки), элементы (интервалы, аккорды, ритм), динамика, кульминация, правильное распределение дыхания.Роль секвенции:Закрепление изученного ритмического рисунка.Дирижирование.Чувство лада и тональности.Интонационная чистота.Чтение нот.Секвенция является законченным предложением, поэтому тренирует ощущение законченности мелодии, ощущение Т.Творческие упражнения:Досочинение до тоники.Досочинение на заданный ритм.Сочинение своей мелодии на заданный ритм.Сочинение мелодии в определенном жанре.Игра с басом.Игра с басом и аккордами (пение мелодии без названия нот на определенный слог), используя фактуру марша, вальса или польки.Подбор на слух известных песенок, записанного в классе диктанта или выученной мелодии в заданной тональности.В старших классах игра аккомпанемента с пением мелодии на основе буквенных обозначений.Сочинение вариаций:а) смена ладаб) смена ритмав) смена регистраг) смена размерад) увеличение или уменьшение длительностейе) опевание мелодииж) использование мелизмовСочинение второго голоса к заданной мелодии, используя терции и сексты.Анализ произведений по специальности на наличие секвенции, определенных интервалов и аккордов.Сочинить свой ритм для закрепления пройденного материала.Письменные упражнения:В начальных классах используются рабочие тетради КалининойВ средних и старших классах задается построение и пение гамм, устойчивых и неустойчивых ступеней, интервалов, аккордов, ступеневых, интервальных и аккордовых цепочек в ладу. От звука четыре вида трезвучих и их обращений, интервалов с обращениями, Д7 с обращениями и разрешением.Построение аккордов на основе буквенных обозначений.К выше сказанному хочу добавить, что главное не перегружать ребёнка, домашнее задание должно быть посильным. Я же стараюсь задавать такое домашнее задание, чтобы оно не занимало много времени для проверки на следующем уроке, а следующий урок планирую с учетом проверки Д/з. Обычно проверка д/з после слухового анализа, либо в течении урока обращаюсь то к одному заданию, то к другому…На основе методоклада Зуевой Татьяны Васильевны