Публикации *Занятие с одаренными детьми в условиях спортивной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: *Занятие с одаренными детьми в условиях спортивной школы
Автор: Макарова Александра Николаевна

Спорт, как вдохновляющая сила
Учитель изо и черчения Макарова А.Н.
Будущее одаренного ребенка в отличие от одаренного взрослого еще не определено поэтому важно создавать среду для его развития. В душе каждого ребенка есть невидимые струны, и если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат (В,А,Сухомлинский)
Сохранение и развитие одаренности детей-важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача-способствовать развитию личности ребенка. В школах с различной направленностью есть одаренные дети со способностью например, к изобразительной деятельности. И задача учителя изобразительного искусства в таких школах состоит в том, чтобы сочетать например, занятия спортом, тренировками с внеурочной деятельностью например по изо или черчению.
На уроках методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу сказать следующее; работа с такими детьми делится на две формы- урочную и внеурочную. Одаренные дети должны учиться вместе с другими детьми.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;-принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично – поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Насколько раскроется талант одаренного ребенка зависит еще и от психологической особенности. Есть одаренные дети, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У них есть еще один стимул – побеждать. Хотя цена этих побед – долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителя и безусловно родителей. Без поддержки, интереса и поддержки родителей у детей остывает тяга к дальнейшему развитию.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, к участию в конкурсах необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей по изобразительной деятельности. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных детей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
Нужно понять что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения, отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться.
Если, совокупить свой опыт с талантливыми детьми в школе со спортивной направленностью, то в протяжении 32 лет я работаю в Чурапчинской республиканской средней спортивной школе-интернат олимпийского резерва им. Д.П. Коркина. За это время через мои руки прошли много талантливых детей по изобразительному искусству и черчению. Среди них моим первым и особо одаренным я считаю Попова Геннадия. И приведу данную работу с ним, как пример в работе с одаренным ребенком в условиях спортивной школы. Его я учила по черчению с 7 по 11 классы. Гена в будущем был нацелен на профессию архитектора. Исходя из этого, я начала его занимать по черчению и исследовательской деятельностью. Так, уже в 7 классе он стал победителем в предметной олимпиаде по черчению. Кроме этого, участвовав в научно – практической конференции “Шаг в будущее” занял 1 место.
Таким образом, из года в год Гена всегда был в числе победителей и в НПК и в олимпиаде по черчению и улусного и республиканского уровня до окончания спортивной школы. Став архитектором, Геннадий, первым из якутских архитекторов, стал победителем Международного конкурса “Архитектурная среда и конструктивные материалы”. За что был награжден “Башней Татлина”. Нужно при этом отметить роль его родителей в стимулировании своего ребенка. Всем нам знакома работа архитектора Попова Геннадия “Въездной знак_Башня Дыгына” из медных труб, которая украшает наш город Якутск.
Назову имена тех детей, которые будучи спортсменами при поддержке родителей, также участвовали и были победителями и призерами улусных предметных олимпиад по черчению и НПК и стали инженерами: Карсанаева Марина, Спиридонов Петя, Михайлов Сеня, Захаров Сеня, Захаров Саша и многие другие.
Эти дети были заинтересованы в основном их стимуле – побеждать, присущему каждому спортсмену, что помогло им будучи спортсменами, помимо тренировок в спортивных секциях, во внеурочное время выкроить время еще и развивать свой свои природные дарования.
Таким образом, можно прийти к заключению, что в спорте дети становятся организованными, целеустремленными, стрессоустойчивыми.
Список литературы:-Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской НПК (Науч. Ред. Н,Ю, Синягина, Н,В, Зайцева – М.: Арманов – центр,2010
-Луйтес Н,С, Ворастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды – М,: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:издательство НПО МОДЭК 2003
-Андреев В,И, Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики и творчества Казань 2007