Публикации «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через здоровьесберегающих технологий»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через здоровьесберегающих технологий»
Автор: Гариева Гузелия Фанисовна

Доклад«Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через здоровьесберегающих технологий»Воспитатель: Гариева Г.Ф. На сегодняшний день в соответствии с Федеральной Образовательной Программой Дошкольного Образования - Основными задачами образовательной деятельности в области физического развития является: обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации показывают, что XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%- возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.Главной задачей нашего детского сада является взаимодействия педагогического, медицинского персонала и родителей в вопросах оздоровительно – воспитательной работы; формировании привычки к здоровому образу жизни, обеспечить которую можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья детей.Опыт работы основывается на программах и методических пособиях по физическому воспитанию – Л. И Пензулаевой, З.М. Зариповой, С.Я Лайзане, Е. А. Тимофеевой, «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и Здоровьесберегающие технологии используем во всех сферах образовательного процесса. Используем в работе здоровьесберегающие технологии такие, как:ЗакаливаниеДинамические паузыПодвижные и спортивные игрыДыхательные гимнастикиПальчиковые гимнастикиСпортивные праздники.Проводятся беседы на тему: «Здоровое питание», где дошкольники расширяют свои знания о наличии витаминов во фруктах и овощах; «Правила гигиены», где закрепляются знания о культуре гигиены; формируется положительные отношения к здоровому образу жизни.Также проводятся «Утренний», и «Вечерний круги», где мы вместе с детьми проводим артикуляционные, пальчиковые гимнастики. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у моих детей начинать день с утренней гимнастики.Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и, по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.Значительное место в программе физкультурных развлечений для детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют  отчетливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними. , отвечая на вопрос" Как приходит успех?", говорят, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, и спортивные игры – универсальное средство для "тренировки на успех". Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.А главное их достоинство – то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки. В качестве музыкального сопровождения привлекаем музыкального руководителя. Большое значение придаем художественному слову: отбираем для сценария нужные по теме стихи, песни, загадки.  В процессе работы мы пришли к выводу, что детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и  в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому стараемся направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное для него упражнение, чтобы у него не развивались комплексы, чтобы ему самому захотелось почувствовать мышечную радость, чтобы он захотел запомнить эти чувства.Одной из самых действенных здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это очень хорошо просматривается и анализируется в течение пятилетнего пребывания ребёнка в детском саду.