Публикации Мастер- класс по инклюзивному образованию "Мы вместе!"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер- класс по инклюзивному образованию "Мы вместе!"
Автор: Лилия Георгиевна Зыкова

Мастер- класспо инклюзивному образованию Мы вместе!Теперь, когда мы научились летать, в небе как птицы,Плавать под водой, как рыбы,Нам не хватает только одного:Научиться жить на земле,Как люди с добрым сердцем.Б. Шоу.Добрый день, уважаемые коллеги.За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы и милосердия. Только одно не встречалось в былых отношениях- сотрудничества на равных условиях. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все дети имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.Сегодня, с целью приблизиться к этому направлению образования, привлечь внимание педагогов ДОУ к проблемам инклюзивного обучения, пообщаться, поделиться опытом, посвящен мой мастер – класс. Ведущий: На нашей планете Земля живёт много семей. Все семьи разные. Но где-то в России есть семья , которая воспитывает 74 ребенка. В этой семье живут родные и приемные дети, здоровые и инвалиды. Но никто и никогда не слышал, что бы в этой семье были ссоры, драки, обиды друг на друга. Жители соседних домов не понимали, почему в этой семье нет раздора. С этим вопросом они обратились к главе семьи. На что она ответила: «В нашей семье главное – это любовь, уважение, доброта и взаимопонимание. Мы всё делаем вместе. И девиз нашей семьи: «Мы вместе!» Детский сад - это тоже одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Что бы мы всегда могли сказать «Мы вместе! Мы счастливы!» II блок. Ведущий: Я предлагаю сегодня, сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию. Уважаемые участники мастер- класса, присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите наперстки, клей, ножницы, нитки, пуговицы из которых мы будем изготавливать куколок, они у нас будут яркие, цвета радуги. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение. Ведущий садится за центральный стол, объясняет принцип изготовления куклы. Перед вами шаблоны кукол. Выберите ту, которая вам больше нравиться, соответствует вашему настроению, характеру. Возьмем пряжу нужного цвета и аккуратно, виток за витком, вкладывая любовь, частичку своей души, обвиваем шаблон куклы. Ведущий с участниками делает свою куклу. В процессе работы придумайте характер и историю своей кукле, наделите ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте. Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь… » Ведущий: Я свяжу тебе жизнь Из пушистых мохеровых ниток. Я свяжу тебе жизнь, Не солгу ни единой петли. Я свяжу тебе жизнь, Где узором по полю молитвы — Пожелания счастья В лучах настоящей любви. Я свяжу тебе жизнь Из веселой меланжевой пряжи. Я свяжу тебе жизнь И потом от души подарю. Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь: Чтоб связать тебе жизнь Я тайком распускаю свою. Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, помощь, ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья. Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:-Мой человечек появился на свет из пряжи красного цвета. Он жизнелюбивый, открытый, и очень активный.Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка.1-й участник- А моя куколка оранжевого цвета. Она любит пошуметь, покричать, но при этом очень веселая. 3-й участник - Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.4-й участник-Моя кукла из ниток зеленого цвета она очень добрая, мягкая, дружелюбная. А еще она целеустремленная.5-й участник- мой человечек из ниток голубого цвета. Он очень умный, жизнелюбивый, оптимистичный, энергичный, и очень любит детей.6-й участник- Моя кукла из ниток синего цвета , она очень спокойная и уравновешенная, очень любит читать книги и играть в спокойные игры.Последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание: - Мой человечек появился на свет из ниток фиолетового цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа… Ведущий: Конечно, мы заранее придумали эту ситуацию. Но именно через неё, мы хотели показать, что люди с ОВЗ так же, как и здоровые сильны духом, хотят счастливой жизни, хотят быть с нами вместе! Ведущий: Перед вами макет нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии… Пожалуйста, возьмите своих человечков и прикрепите их к макету, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение. Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату. В заключении я хочу рассказать вам притчу. «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой! Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души. Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. Представьте себе, что у вас в руках настоящая маленькая морская звездочка. Вытяните руки в перед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них звездочку, подышите на нее, своим ровным спокойным дыханьем, отдавая частичку своего тепла. А теперь все раскройте ладони, и вы увидите, что ваши маленькие звездочки стали счастливыми звездами. Потому что мы это сделали вместе!