Публикации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 – 11 классов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 – 11 классов
Автор: Волкова Татьяна геннадиевна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ‌Министерство образования и науки Ростовской области‌‌ ‌Отдел образования Администрации г. Каменск-Шахтинский‌МБОУ СОШ №11 г. Каменск-ШахтинскогоРАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Индивидуальный проект»для обучающихся 10 – 11 классов Составитель: Волкова Т.Г. г. Каменск-Шахтинский2023ВведениеРабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования изучается в 10-11классах, как полидисциплинарный курс.Срок реализации программы: 2 года.
  • Общие положения
  • 1.1.Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.1.2. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 и 11 класса. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.1.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.1.4. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования.1.5. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП утверждаются приказом по школе.1.6.Проект может быть только индивидуальным.1.7. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.1.8. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
  • Цели и задачи выполнения ИП
  • Цель выполнения ИП:
  • продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;.
  • формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • определять уровень сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
  • 2.2. Задачами выполнения ИП являются:2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). 2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.2.2.4.формирование и развитие навыков публичного выступления.2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
  • Этапы и примерные сроки работы над проектом
  • 3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.3.2.Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта,3.3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.3.4.Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы.3.5.Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.3.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.
  • Требования к оформлению ИП
  • Структура ИП:
  • Титульный лист (Название ОО, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО
  • ученика, класс, допуск к защите, город, год);4.1.1.1. Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение проекта)4.1.1.2. Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему.Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования, методику.4.1.1.3. Глава 2. Результаты исследования.4.1.1.4. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы.4.1.1.5. Список использованной литературы.4.2.Технические требования к ИП:4.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25.4.2.2.Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.4.2.3.Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.4.2.4.Оглавление: должно формироваться автоматически.4.2.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте.4.2.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа.4.2.7. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.4.2.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.4.3.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.4.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:4.4.1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых стендовый доклад);4.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной изделие;4.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;4.4.4. Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты, так и мультимедийные продукты.Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:естественно-научные исследования;– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);–экономические исследования;–социальные исследования;–научно-технические исследования.Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
  • Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
  • Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный проект. На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены:–актуальность проекта;– положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;– ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;– риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
  • Тема и краткое описание сути проекта.
  • Актуальность проекта. Цель, задачи.
  • Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
  • Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
  • Ход реализации проекта.
  • Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
  • Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
  • Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением.В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.
  • Требования к процедуре проведения защиты проекта
  • 6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут.Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.6.2.К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта.6.3. Место защиты ИП - образовательная организация или выступление на конференции в ВУЗе.6.4. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы.6.5.Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представить администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования, методических служб, представители Управляющего Совета учреждения, родительская общественность, представители ВУЗов.6.6.ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.6.7.Для защиты ИП выделяется 1 день до 10 мая.6.8. Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).6.9. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.6.10. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически ставиться высший балл и от защиты в ОО он освобождается.
  • Критерии оценки итогового индивидуального проекта
  • 7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:7.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;7.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;7.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;7.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.7.2. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:– оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;– для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;–оценивание производится на основе критериальной модели;– для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация;– результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.Выполненная работа рецензируется высококвалифицированными специалистами.В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах.I.Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:1.1.Выбор темы.При выборе темы учитывается:- Актуальность и важность темы;- Научно-теоретическое и практическое значение;- Степень освещенности данного вопроса в литературе.Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.1.2.Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. 1.3.Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;1.4.Планирование, определение последовательности и сроков работ;1.5.Проведение проектных работ или исследования;Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.1.6.Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительнаКультура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
  • заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле.
  • Критерии оценки содержания и защиты индивидуального проекта:
  • Итого максимальный балл за содержание и защиту индивидуального проекта составляет 25 баллов. Перевод в оценку:23 – 25 баллов - отлично16 – 22 балла – хорошо11 – 15 баллов – удовлетворительно10 баллов и менее – неудовлетворительноКроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельностиКритерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня
  • Документация
  • 8.1.Для учащихсяИндивидуальный план выполнения проекта.Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.8.3.Для классного руководителяЛист ознакомления родителей:Содержание предмета «Индивидуальный проект»10 класс (34 часа)Модуль 1. Введение проектную культуру - 4 часаОсновные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.Модуль 2. Инициализация проекта - 20 часовИнициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских работ.Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.Применениеинформационныхтехнологийвисследовании,проектнойдеятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ – 4 часаОсновные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов.Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности 8 часовПубличная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.Тематическое планирование 10А класса Содержание предмета «Индивидуальный проект»11 класс (34 часа)Модуль 1. Введение - 3 ч.Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности.Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта.Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ - 3ч.Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 5 чПубличная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности.Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3чРефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.Тематическое планирование 11А классКорректировка рабочей программы