Публикации Особенности обучения народному вокалу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения народному вокалу
Автор: Сергей Юрьевич Свиридов

Статья на тему :«Особенности обучения народному вокалу»Автор : Свиридов Сергей ЮрьевичДолжность: педагог дополнительного образованияМесто работы: «Центр дополнительного образования г.Билибино» 2024год.СодержаниеВведение.
  • Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность.
  • Становление народного музыкального образования в России.
  • Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры.
  • Методика работы по обучению детей народному пению.
  • Заключение.Список литературы. Введение В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной русской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды и т.п. русская народная музыкальная культура становиться чрезвычайно актуальной задачей современного образования в России, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия – это не только величайшая задача современной русской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения русских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара русского музыкального народного и профессионального искусства.Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития России в XXI веке вносят свои коррективы. Начинают разрабатываться и регламентируются приказами министерства культуры новые Федеральные государственные требования (2012г.). В этих нормативных документах ставиться задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога. Цель данной работы: анализ методов и приемов обучения народной музыкальной культуре в детской студии народного пения.Задачи: охарактеризовать современные методы и приемы развития основ музыкальной культуры, регламентирующие в государственных требованиях и реализующиеся в детских школах искусств.Дать характеристику методике по обучению детей народному пению.
  • Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность.
  • Становление народного музыкального образования в России.
  • Система профессионального музыкального образования в России начинает свое становление в недрах древнерусского певческого искусства. Церкви и монастыри, как очаги знаменного пения, были одновременно и центрами обучения грамоте, основами религии и музыкальному искусству. Параллельно существует народная песенная и танцевальная культура, которая отличалась устным способом существования. Из уст в уста передавалась народная песня в народе в течении многих веков, сохраняя свою самобытность, а также древнейшие архаические пласты национальной культуры. Необходимо заметить, что две ветви русского музыкального искусства не существуют изолированно друг от друга. Знаменное пение в деятельности распевщиков Федора Крестьянина и др. дополняется интонациями русской песни, и наоборот – музыка церкви оказывает свое влияние на народную культуру. С XVIII века начинается процесс дифференциации русской народной музыкальной культуры на религиозную и советскую. Это приведет к становлению концертных организаций, хоров, музыкальных театров. Реагирует на изменения в обществе и система образования, и в 30-60-е годы она выходит на более высокий уровень. В это время открываются крупные учебные заведения, в которых наряду с другими предметами преподается и музыка. Среди них - Сухопутный шляхетский корпус, Академия художеств и др. важным положительным фактором для развития русской культуры было приглашение музыкантов –педагогов из начинает развиваться раньше, в связи с этим в России стремились перенять положительный опыт других стран. В XVIII веке в исполнительстве и педагогике ощущается активное влияние, иногда подражание итальянской, немецкой, французской культуре. Однако сохранились и развивались национальные черты, которые проявятся на другом уровне чуть позже.В XIX веке развивается композиторское творчество, в котором большое значение имеют корни русской народной культуры. Вслед за этим начинается становление профессиональной ветви музыкального образования, открываются первые консерватории в Санкт –Петербурге (1861г.) и в Москве (1866г.). с целью музыкального просвещения, распространение знаний среди широких слоев общества в конце 50-х – начале 60-х годов создается ряд музыкально – просветительских обществ. В 1859 году по инициативе группы музыкальных и общественных деятелей Петербурга было основано Русское музыкальное общество. В этом же году открывается филиал общества в Москве, и занимается открытой концертной деятельностью. Достаточно длительное время в России существовала парадоксальная система- были открыты высшие учебные заведения, но при этом отсутствовало системное организованное среднее и начало профессиональное образование. С 1862 года в С-Петербурге существует благотворительная инициатива М.Балакирева и Г. Ломакина – бесплатная музыкальная школа. Однако на не восполняла потребности всей страны. Ощущая необходимость в подготовке музыкальных специалистов, в конце XIX века начинают повсеместно открываться различные хоровые общества. В 1906 году по инициативе передовых деятелей культуры С.Танеева, Е.Линевой, Б.Яворского –была открыта Московская Народная консерватория, чуть позже – музыкальные училища в Киеве, Казани, Саратове, Томске и других городах. Главной целью этих образовательных организаций стало повсеместное распространение музыкального образования и просветительство. С установлением советской власти начинается новый этап становления музыкального образования. «Государственное музыкальное строительство» стало частью культурных преобразований, проводимых советской властью. Основными установками власти в области культуры и искусства в этот период стало: 1. Провозглашение важности народного искусства, которое называлось «демократическим», соответствующим идеала политического большинства.2.Повсеместное распространение музыкального образования. Обучение музыке и общее образование должно стать доступным каждому. Создание и развитие трехступенчатой системы музыкального обучения: школа, училище, ВУЗ в крупнейших городах складывается к 1970-м годам и существует по сей день. Развитие музыкального образования за последнее столетие происходило чрезвычайно динамично. На первом этапе существования советской власти становление работы концертных и образовательных организаций было осложнено тем, что зачастую к управлению ими допускались люди, не специализирующиеся в этой области. Однако позитивные установки советской власти дали свои плоды: постепенно музыкальные школы организуются в городах и селах, активно развивается система среднего и высшего музыкального образования. Сложившаяся система музыкального воспитания имела ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой -либо взаимосвязи между собой. Другим наиболее распространенным недостатком советского музыкального образования было «дублирование» музыкального материала. Учащиеся сначала в школе, потом в училище и вузе проходили одни и те же явления, феномены, закономерности мировой культуры. Возникла необходимость в изменении учебно-образовательных программ по различным музыкально –теоретическим дисциплинам.В 1990ых годах становиться очевидным пересмотр некоторых форм, методов музыкального обучения. В результате в последние 20 лет возникают новые методы работы.
  • Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры.
  • В современной России система музыкального образования начинает организовываться в соответствии с запросами современной культуры и социума. Возникает потребность в специалистах, которые могут мобильно ориентироваться в стремительно меняющимся контексте, и при этом сохранять важную часть ядра культуры: это ценности, существующие более тысячи веков, и не теряющие своей значимости и по сей день. Ведь сущности музыки испокон веков понимается как приобщение «сокровенной духовной основе, к метафизическим глубинам».На формирование аксиологического «ценного» подхода к культуре оказал существенное влияние выдающийся мыслитель, социолог П.Сорокин. По его мнению, жизнь в культуре, социуме невозможна без определенных ценностей, иначе она становиться просто биофизиологической. Ценность музыкального искусства становиться объектом рассмотрения как в философских трудах прошлого, так и в статьях по музыкальной теории, в работах по эстетике и музыкально-критических очерках. История воззрений на особенности музыкального искусства может стать предметом специального крупного исследования. В научных исследованиях последних десятилетий возникает проблема диалектики ценностей жизни и ценностей культуры. Культура вообще и музыкальная культура в частности становиться одним из важнейших средств стабилизации этики в обществе, способствует сохранению величайших национальных интересов и традиций. В этом контексте методика преподавания основ народной музыкальной культуры начинает пересматриваться. Делается акцент на комплексном, многогранном развития личности ученика, формированию у него творческой активности, мотивации на постижение основ народной культуры. При этом основные, базовые методы работы, сформированные в советское время, продолжают сохраняться. Музыка и народное искусство в СССР достигло высочайших результатов, как в области инструментального исполнительства, так и в области хорового искусства. Воспринимая лучшие достижения педагогов советской эпохи, современные педагоги реформируют музыкальное образование на этой основе, дополняя его новейшими достижениями в области музыкальной педагогики.Среди таких достижений- развивающий подход к обучению. Его основатели (Л.Занков, В.Давыдов, Д. Эльконин) сделали акцент на развитии физических, нравственных, творческих и личностных качеств ученика как важнейшей цели обучения. В области музыкального искусства для этих целей используют несколько иные средства, чем в общей системе образования. Вот ряд примеров новых методов, реализующих развивающих подход в области музыкального образования:1.Создание развивающей образовательной среды. В детской школе искусств она предполагает создание библиотечной базы (ноты, справочники, словари и т.д.), пополнение базы фонотеки (создание для детей возможность свободного доступа к ресурсам библиотеки для ознакомления). Среди них- музыкально –дидактические игры, развивающие компьютерные программы, которые могут быть полезны в становлении музыканта и развитии его творческого потенциала.2.В детской школе искусств важнейшим элементом развивающей среды являются музыкальные инструменты. Все обучающиеся должны иметь возможность доступа к музыкальным инструментам, на которых квалифицированный педагог покажет приемы игры, охарактеризует особенности звучания баяна, аккордеона, домры и т.д. При желании ученик должен иметь возможность познакомиться с различными музыкальными инструментами, ведь на практике известны случаи, когда ученики «переходят» с одного инструмента на другой. Помочь детям найти свой собственный путь в искусстве, либо расширить сферу творческих интересов – в этом задача развивающей среды в области музыкального инструментария. Последние 20 лет методы и формы были несколько пересмотрены с учетом современных тенденций в культуре. Необходимо заметить, что существуют и новые тенденции области музыкального народного образования, на которых необходимо остановиться подробнее.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» регламентирует направленность на раннюю диагностику одаренности детей, и привлечение их к художественной и музыкально – исполнительской деятельности. Для реализации данного нового направления в области музыкального образования при детских школах искусств стали создаваться группы раннего музыкального развития детей (3,4,5 лет). Эти группы предлагают комплексную музыкальную подготовку ребенка, развитие его слуховых, ритмических и других навыков. Данные группы создаются в соответствии с установками, сформированными в смежных отраслях музыкального образования (методики К.Орфа, Е.Железновой, Ш.Сузуки.). используя опыт выдающихся педагогов XX-начала XXI века, в детских школах искусств на высоко профессиональном уровне занимаются ранним развитием детей, подготавливая одаренных детей для поступления в 1 класс. Важное значение в аспекте организации развивающей и творческой деятельности является проведение различных творческих мероприятий (конкурсов, концертов, олимпиад, мастер –классов ведущих и приглашенных педагогов). Конкурсы создают широчайшие перспективы для развития молодых талантов, а также признания их на всероссийском и международном уровнях. В современном образовании одной из перспективных является тенденция к интеграции различных сторон деятельности ученика, что является важной платформой для формирования комплексной многогранной личности выпускника. В области формирования народных основ музыкального образования интересной формой работы являются театрализованные представления. Особенно они актуальны на фольклорном отделении, поддерживающие традиции существования русской песни. По свидетельствам фольклористов, русская песня редко появляется и осознается как самостоятельная единица музыкальной культуры. Чаще она является составной частью календарного обряда, и служит для определенных целей- с помощью песни закликают весну, провожают зиму и т.д. Любой обряд содержит как песенную составляющую, так и определенные тексты и танцы. Эта традиция была сформирована в хоре имени Пятницкого в виде музыкально-хореографических композиций, и существует в исполнительской деятельности коллектива и поныне. Особое место среди современных средств работы с детьми занимают интерактивные технологии. В области обучения игры на инструменте и народного пения они также могут быть задействованы в таких видах работы, как:- демонстрация лучших исполнительских концепций с их разбором. Интерактивные технологии дают возможность остановить изображение и в непосредственном контакте с доской показать отдельные исполнительские элементы- постановка рук, владение мехом, и т.п.-проведение он-лайн мастер-классов. В таких мероприятиях возможно значительно увеличить аудиторию, которая сможет получить консультацию преподавателя по тем или иным особенностям преподавания основ народного музыкального искусства.-рассказать об обстоятельствах создания произведения с использованием иллюстраций, презентаций. Современные ученики с особым интересом воспринимают информацию, которая подкреплена яркими иллюстрациями. -организация просветительской работы, прослушивание детских и профессиональных коллективов, солистов.-анализ собственного исполнения ученика по видеозаписям, с разбором. Совмещение образовательной технологии с традиционными формами работы на занятии.В музыкальном образовании особое место занимает самостоятельная работа ученика. Роль и значение самостоятельной работы неоднократно подчеркивалось в различных методических и научных работах. Без домашнего закрепления материала пройденных в классе, полученных на занятиях, эффективность обучения , и планомерность резко снижается.В различных нормативных документах четко регламентируется объем самостоятельной работы, а также дано указание на формирование высокой эффективности самостоятельной работы. Достижение этой задачи возможно при помощи следующих средств:-развитие у ученика самостоятельности, путем совместной формулировки целей и содержания домашнего задания. Самостоятельность является важнейшим фактором для формирования разносторонне развитой, творческой личности.-поддержка ценности и значимости результатов при выполнении домашнего задания. Педагог не должен оставлять без внимания хорошо сделанное домашнее задание, необходимо поощрять ученика, эмоционально реагировать на его успехи. -использовать не только репродуктивные, но и творческие формы домашних заданий. В области музыкального искусства очень важно развивать у ученика творческие способности, что возможно как на уроке, так и дома.Итак,современная система музыкального образования в настоящее время находится в стадии активного пересмотра форм и методов работы с учениками. Это касается и основ формирования народной культуры. Те подходы, которые были сформированы в советское время, в современной социокультурной ситуации не всегда являются эффективными.Многие педагоги и руководители это понимают и стремятся пересмотреть старые методы преподавания, найти новые формы, которые смогут привлечь учеников к сохранению и продолжению народных традиций.
  • Методика работы по обучению детей народному пению.
  • Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимание необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического чувства, отзывчивости ребенка на музыку. Систематическая работа способствует постепенному накоплению ими музыкального опыта. Основные певческие задачи связаны с развитием музыкального слуха школьника. Что значит учить детей петь чисто? Это значит – верно воспринять звук и воспроизвести его. Любой навык требует времени для формирования. Не случайно существует понятие, что песня впевается постепенно. Нужно чтобы каждый ребенок успел вслушаться в движение мелодии и приказать своему голосу воспроизвести именно этот звук. Главной задачей является научить детей тянуть звук, петь плавно. Практика показывает, что в возрасте 7-8 лет дети обычно «говорят песню», то есть используют речевой навык, так как певческого навыка у многих еще нет.Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем». Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого, именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядится своим природным даром. Музыка детства-хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных, способностей ребенка, будет невосполнимо. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Развитие вокально-хоровых навыков включает в себя: звук высотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Ладовое чувство-это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. В школьном возрасте показателем разновидности ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство-это одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии-вверх или вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух -это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. Чувство ритма - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладо высотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального и способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то все основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления- способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя, или подбирая ее по слуху на музыкальном инструменте. Большое значение имеет окружение, в котором растет ребенок. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдаются как правило, именно у детей, получивших достаточно богатые музыкальные впечатления. Для развития музыкальных способностей детям необходимо овладеть комплексом вокально-хоровых навыков. Развитие этих навыков происходит в процессе обучения пению школьников и содержит в себе несколько этапов. Можно выделить два этапа развития вокально – хоровых навыков пения:1-этап – подготовительный или ознакомительный. Дети узнают что такое хор. Для наглядности можно показать картинку, на которой изображен хор, а также можно послушать запись со звучанием хора.Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки. Особое внимание уделяется артикуляции. Рот следует открывать естественно и свободно. Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный безжизненный характер. Необходимо объяснить, как надо сидеть или стоять во время пения: руки свободно опущены вниз, голову необходимо держать прямо. К этим требованиям нужно возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.2 - этап – освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда- естественная ограниченность силы звука детского голоса. Певческое дыхание необходимо брать через нос. Недостатком у школьников является поверхностное, неглубокое дыхание с участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. Научить экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить на всю фразу в пении- важная задача вокального воспитания.Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяется простой и доступный материал, это могут быть заклички, прибаутки, народные песни и игры. Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. В первом классе из этой зоны наиболее звучащими являются: «соль, соль#, ля первой октавы». Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа, ми».На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.Необходимым условием выработки певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала целью совершенствования навыков народного пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения. Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству- искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного,естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводиться в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов,подготавливает , «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания-песенный, но могут применяться и специальные упражнения.На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используется минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.Ввиду специфики народного пения и особенности детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиванием песен. И работе над отдельными певческими навыками- дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения – необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные звучания народного голоса- это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую к разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.Русские народные песни известны своей распевностью. «У него душа долгая» - с похвалой говорят в народе о певце, владеющем большим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывают с выразительностью, с выражение «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным. Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембра.Укрепление навыков дыхания- одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием- бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонирования. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в использовании дыханием.Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его на специальных упражнениях:
  • Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируя внимание на работе диафрагмы и мышц живота).
  • Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух, так что бы выдох был полным.
  • Сделать умеренный вдох и на разных звуках. В удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.
  • Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) – естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда- ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
  • Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора.
  • Короткая попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому обращаем внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличивая его длительность. Поставленная задача заставит юных певцов сосредоточится на выдохе- моменте расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно приведет их к приобретению нужного навыка.
  • В работе над протяженностью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полетными упражнениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, на которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а также- и это главное-протяженное дыхание.
  • Для эффективного решения этой задачи применяется методика, согласно которой урок хора включает в себя три компонента:- распевание, с помощью него дети учатся правильно петь, обучаются основам вокальной грамоты;- хоровое сольфеджио, в условиях которого идет работа над развитием музыкального слуха детей;- работа над песенным репертуаром, разучивание и концертное исполнение произведений, благодаря чему воспитывается и развивается музыкально-художественный и эстетический вкус школьников. Цель распевания состоит в том, чтобы привить детям правильную певческую установку, научить особенностям вокального дыхания, объяснить основные приемы хорового звуковедения. Проводится работа над штрихами и нюансами. Педагог подбирает специальные упражнения. На начальном этапе позволяющие совершенствовать различные вокально-хоровые навыки детей.Хоровое сольфеджио оказывает большую помощь в решении вопросов комплексного вокально- слухового воспитания школьников. Его цель- воспитание высокой слуховой активности, совершенствования и выравнивания всех качеств музыкального слуха учащихся. Хоровое сольфеджио предполагает развитие у детей ладово-интонационного слуха и чувства ритма, воспитания чувство хорового ансамбля, освоения навыков многоголосного пения. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. Для чистого интонирования терции хорошо предложить детям пропеть несколько раз, как мяукают большая кошка и маленький котенок. Это способствует умению правильно воспроизводить высокие и низкие звуки. Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать его, петь резким, крикливым или глубоким звуком. Создать хор из певцов, поющих в единой, родственной манере, легче в сельской местности, где дети уже с раннего возраста начинают петь так, как поют старшие. Но как быть с городскими детьми? Ведь у городских детей могут не только быть разные певческие навыки, но и отсутствовать определенные слуховые представления о манере пения. Как часто строй, ансамбль, тембральное звучание хора страдают от пестроты вокальной манеры его участников. Только единое звукообразование обеспечивает тембральный и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю. Какими приемами добиваться единой манеры пения? Прежде всего, преподаватель сам должен отчетливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать коллектив. Обычно это местный говор и манера пения. Для народных ансамблей и хоров, создающихся в крупных городах, нужно найти единые областные традиции пения и говора и опираться в своей работе только на них. В то же время нельзя искусственно изменять говор, если он существует в детской среде, и детском фольклорном интонировании, так как это естественный способ выражения их разговорной и певческой речи. Перенимание «с голоса» манеры пения- один из методов вокального воспитания. Слабо подготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой народного пения. В коллективе, созданном на основе определенной певческой манеры, навыки постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Необходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора; для их обучения можно использовать магнитофонные пленки и пластинки слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений, которые запечатлеваются в памяти. Все вокальные навыки- дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей- в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.Уже в самом начале обучения детей народному пению на уроках фольклорного ансамбля можно начинать проводить музыкально-образовательную работу. Цель ее состоит в том, чтобы поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение их к творческому процессу пения. Методика музыкально-образовательной работы в детской школе искусств с детьми, осваивающих народное пение, должна основываться на следующих принципах:-систематичность музыкального образования-тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными песенным репертуаром-разносторонность музыкального образования.Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. Преподаватель на уроках фольклорного ансамбля не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего и младшего школьных возрастов. Младшие школьники менее выносливы, у них меньше возможностей концентрировать внимание, они быстро устают от частых повторений, нужно уметь активизировать их внимание. Лучшие хоровые произведения для разучивания - народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Таких образцов можно найти довольно много в детском музыкальном фольклоре. А так как у маленьких детей голос очень неровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих подчас пестро и некрасиво, такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных детских песен способствует выработке легкого, льющегося звука, который обязательно скажется и на более ровном и красивом интонировании гласных. На уроках фольклорного ансамбля в детских школах искусств навыки народного хорового пения прививаются детям по заранее разработанной программе. На первом этапе преобладает пение в унисон с целью образования единой манеры, необходимой для хорового ансамбля, а также исполнение уже ранее выученных попевок и песен различных жанров, что поможет детям почувствовать логику развития мелодической линии в народной песне. Следует не забывать и о хореографическом движении в сочетании с пением. Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально- хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка. Большой интерес и творческий стимул для детей – первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах. Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.Заключение. Итак, мы проанализировали особенности народной манеры пения и методику ее овладения. Рассмотрев методику, мы можем сделать вывод, что для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально- певческих средств и приемов. Это прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительности передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность».Руководители хоров применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителе определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно –окрашенная речь является ведущим смысловым началом. При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, которой в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными, и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распевания дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевание- наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно-художественного содержания исполняемого произведения. Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ученика. Каждое вокальное упражнение, за отдельным исключением, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося. Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах; систематичность музыкального образования;тесная связь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром;разносторонность музыкального образования. Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. Преподаватель не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего возраста и маленькими.Большой интерес и творческий стимул для детей - первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на дошкольных и школьных утренниках и праздничных концертах. Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенность, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.Список литературы
  • Баева Л.В. Ценности изменяющегося Мира.- Астрахань 2004г.
  • Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни. Сов.муз. 1950г
  • Гордеева Е.М. Композиторы могучей кучки –М., 1985г.
  • Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения СПб 1996г.
  • Земцовский И.И. Мелодика календарных песен –Л.Музыка 1954г.
  • История русской музыки. Учебник Вып.1 Сост. Владышевская О.Е. – М., Музыка 1999г.
  • Келдыш Ю.В. История русской музыки. – М., Музыка 1983г.
  • Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор – М.,1957г.
  • Калугина Е.В. Методика работы с русским народным хором. –М.,1977г.
  • Гусев В.Е. Эстетика фольклора- Л.,1967г.
  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей М., Просвещение 1999г.
  • Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе М., БЕК -2000г.
  • Мешко Н.К. Искусство народного пения – М.,1996г.
  • Шамина Л.В. Работа с самодеятельным народным хором –М.,1987г.
  • Леванов В. Песня рождается в народе Сов.муз. – 1964г.
  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа.- М., Правда 1990г.
  • Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство – Л.сов.комп. 1971г.
  • Фадеичева М.А. Диалектика ценности жизни и культуры. –Свердловск 1990г.
  • Холопов Ю.Н. О сущности музыки. М., 2004г.
  • Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности. Кемерово 2000г.