Публикации Статья "Основы нравственного воспитания будущей личности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Основы нравственного воспитания будущей личности"
Автор: Кошелева Наталья Юрьевна

Основы нравственного воспитания будущей личностиВ условиях глобальных изменений основных сфер социальной и культурной жизни общества проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения относится к актуальным и злободневным. Социум не без основания обеспокоен вопросами достойного воспитания подрастающего поколения. Причина лежит в происходящих сегодня процессах активного развития рыночной экономики, а также экспансии средств массовой коммуникации, которые закономерно сопровождаются кризисом духовности и нравственности нынешнего общественного пространства. На современном этапе развития общественных отношений дети остро нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах и культурных примерах, являющихся важнейшими регуляторами социально значимого поведения.По этой причине приоритеты государственной политики лежат сегодня в сфере совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во всех звеньях отечественной системы образования. Практические и теоретические подходы к решению обозначенной выше проблемы содержатся в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федеральных государственных стандартах, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.» и других официальных документах.Как известно, первый этап социализации личности и начало формирования у ребёнка нравственных, духовных качеств и ценностных ориентаций происходит в рамках семьи. Именно в этой «ячейке общества» закладываются в будущую личность зёрна добра или зла, душевности и добросердечия или черствости и эгоизма, которые в последующем прорастут и преподнесут родителям соответствующий урожай. Поэтому наиболее действенным методом воспитания у ребёнка лучших духовно-нравственных качеств является личный положительный пример членов семьи, совместный отдых, прогулки, чтение книг, просмотр и обсуждение мультипликационных и художественных фильмов. Следующие этапы социализации личности – дошкольное учреждение и школа, где ребёнок учится быть индивидуальностью, демонстрирующей сверстникам и педагогам свои нравственные и душевные качества. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности в стенах детского сада и на всех последующих этапах обучения подрастающего поколения представляют собой процесс активного и профессионального содействия духовно-нравственному становлению индивида. У ребёнка формируются такие нравственные чувства, как долг, совесть, ответственность, вера, патриотизм. Дошкольник знакомится с нравственными позициями, учится основам нравственного поведения.Необходимо заметить, что нравственное воспитание – это комплексный, целостный, стратегический ресурс общества, гарантирующий ему духовную безопасность. Осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве незаменимой инструкции к общественно приемлемому поведению, но и являются основанием самоопределения и самореализации личности.Нравственное воспитание подрастающего поколения – процесс непрерывный, насыщающий личность самыми лучшими человеческими характеристиками и в период получения знаний, предусмотренных образовательными программами, и в самостоятельной деятельности. Не последнее место занимает и система дополнительного образования, дистанционных индивидуальных занятий. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина Российской Федерации в настоящее время, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, предполагает:- формирование морали как осознанной индивидом необходимости обусловленного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о должном и недопустимом, о добре и зле;- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, пониманию смысла своей жизни, самооценке, индивидуально-ответственному поведению;- укрепление нравственности, которая основана на воле и духовных отечественных традициях, свободе, внутренней установке особы поступать согласно своей совести;- принятие индивидом, национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей;- бережливость, трудолюбие, способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм;- формирование чувства личной ответственности за Родину перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, укрепление веры в Россию;- развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, совести как нравственного самосознания личности;- формирование умения требовать от себя выполнения моральных норм, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам и так далее.Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности социальных институтов воспитания является формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, чему активно содействуют современные образовательные технологии.Формирование свойств нравственной личности, воспитание человека, формирование любви к своему Отечеству, потребности совершенствоваться является важнейшим условием успешного развития России.