Публикации «Хождение за три моря»: русско-индийский культурный диалог в дополнительном образовании.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Хождение за три моря»: русско-индийский культурный диалог в дополнительном образовании.
Автор: Константинова Полина Сергеевна

Самава П.С.
Хождение за три моря: русско-индийский культурный диалог в дополнительном образовании.
Диалог – взаимодействие двух и более лиц, предполагающее наличие некой общей основы – того, что одинаково принято всеми сторонами.
Россия и Индия – две совершенно непохожие друг на друга страны. Различия проявляются во всём: в географическом положении, религии, политике и т.д. Также много отличий между культурами этих стран. Взаимодействие России и Индии в сфере культуры выступает в современном мире образцом равноправного взаимообогащающего сотрудничества двух типологически различных цивилизаций.
На сегодняшний день наиболее актуальна проблема организации взаимодействия культур России и Индии.
И эта проблема успешно решается.
Например, прошли "Год Индии в России" в 2009 году и "Год России в Индии" в 2008 году. В ходе этих культурных мероприятий страны обменялись опытом и предоставили возможность артистам, музыкантам, писателям, художникам познакомить со своим мастерством индийских и российских граждан. В двух странах прошло множество выставок, в том числе и выставка Фаберже в Национальной галерее современного искусства в Нью-Дели в январе 2009 года.
Подобные мероприятия – один из способов приобщения народа к культуре других стран. Однако возникает проблема невосприятия их детьми и подростками. Следовательно, существует необходимость создания программ для школьников.
Как это может быть реализовано в школе?
На уроках истории, МХК рассматриваются причём весьма поверхностно культура и история древней и средневековой Индии (примерно 10 - 15 часов) за всё время обучения по базовым программам (под редакцией Г.И. Даниловой).
Дополнительное образование даёт больше возможностей для ознакомления школьников с культурой Индии.
В школе ученики могут организовать выставки И это все об Индии, где будут представлены рефераты учащихся о культуре Индии, книги, фотографии, различные предметы. Воспитатели, классные руководители, педагоги доп. образования могут подготовить выставку картин С. Рериха об Индии.
В школах могут быть организованы различные кружки по изучению литературы, живописи Индии. Также большой популярностью у учащихся пользуются кружки индийских танцев.
Но для того, чтобы организовать работу по изучению культуры Индии, необходимо соблюдение нескольких условий.
Во-первых, разрабатываемые программы дополнительного образования должны быть преемственны по отношению друг к другу.
Во-вторых, они должны быть взаимодополняемы, т.е. должны носить модульный характер.
В-третьих, необходимо наличие постоянных символов, обеспечивающих ценностное единство всего образовательного процесса в рамках дополнитель. На последнем следует остановиться особо.
В случае с Россией и Индией таким символом, прочно укоренённым и в элитной культуре, и в массовой, следует считать Хождение за три моря.
Хождение за три моря — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хождения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами).
Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.
В 1475 году рукопись была найдена в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в Львовской и Софийской летописях.
Известный русский историк Н. М. Карамзин открыл Хожение… в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал: Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей (en:Jean Chardin), менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…"
Благодаря организации кружков, секций, посвящённых изучению культуры Индии, учащиеся школы получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, узнать много интересных фактов, познакомиться с танцами, литературой, музыкой Индии. Школьники учатся сопоставлять культуру двух стран, уважать её. Также подобные мероприятия укрепляют диалог двух великих государств.
Это что?!