Публикации "Организация работы в семье по развитию речи дошкольников с нарушением слуха, посещающих специальные учреждения дошкольного образования"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация работы в семье по развитию речи дошкольников с нарушением слуха, посещающих специальные учреждения дошкольного образования"
Автор: Марченко Наталья Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В СЕМЬЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ПОСЕЩАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовила:
Учитель-дефектолог Марченко Н.Н.
Раннее начало коррекционной работы с неслышащим ребенком является условием нормализации его психического развития, уменьшения отрицательного влияния снижения слуха на речь и общение.
Работа в семье, где дети посещают специальный детский сад проводится под руководством сурдопедагогов. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать ее более эффективной.
Работа по развитию речи в семье проводится в разных направлениях:
- создание в семье слухо-речевой среды, привлечение всех членов семьи к речевому общению с ребенком, вовлечение его в этот процесс, какими бы минимальными ни были его речевые возможности.. Постоянное речевое общение с ним всех членов семьи создает мотивацию для овладения словами и выражениями;
- важным условием развития речи ребенка является предъявление одинаковых требований к речи ребенка со стороны всех взрослых, идентичных тем, которые есть в детском саду;
- нельзя забывать о важности использования ребенком слуховых аппаратов в процессе речевого общения и занятий дома, необходимо следить за режимом усиления, приучать ребенка к длительному и постоянному пользованию ими на протяжении всего дня
- закрепление и расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Эта работа связана с выполнением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материала, усвоенного на занятиях (тетради для закрепления изучаемого материала дома), в которые по заданию сурдопедагога родители наклеивают или рисуют картинки по темам и делают таблички к ним. Этот материал рассматривается с детьми, они прочитывают подписи или подбирают таблички, повторяют слова устно, устно-дактильно, а старшие дети записывают слова в тетради.
Большой интерес для ребенка представляет участие в бытовых делах дома, в которых принимают участие другие члены семьи. Необходимо стремиться к расширению сферы использования речевого материала в связи с привлечением разных видов деятельности, созданием ситуаций общения ребенка с детьми и взрослыми.
Например, во время приготовления обеда мама просит ребенка принести овощи, названия которых он усвоил в детском саду (принеси морковь, лук), дать или поставить на стол посуду (положи ложки, поставь тарелки). Ситуации купания, стирки, приема пищи, сборов на прогулку — наиболее подходящие моменты для повторения и закрепления слов и предложений, активизации их в разговорной речи. Каждый раз в этих бытовых моментах создаются условия не только для повторения знакомых слов и фраз, но и для введения новых (уронил, обрадовался, соскучился, разлил, рассыпал). Реальная, наглядная ситуация позволяет лучше осознать значение слова, а чтобы оно не потерялось, его необходимо записать, предложить ребенку прочитать, использовать в необходимых ситуациях, а иногда и специально создавать их.
Наряду с рекомендациями по закреплению материала, предъявляемого детям на занятиях, родителям необходимо знакомить ребенка с теми явлениями, наблюдения за которыми сложно организовать в условиях учреждения дошкольного образования. Посещение с мамой рынка, магазина, наблюдения за деятельностью людей, участие в некоторых действиях, например покупке продуктов, создает основу для обогащения словаря, включения слов в разговорную и повествовательную речь ребенка.
Расширению представлений об окружающем способствуют посещения парикмахерской, аптеки и других бытовых учреждений, находящихся недалеко от дома. Однако ситуативного введения слова или фразы недостаточно для их запоминания ребенком, поэтому вечером можно побеседовать с ребенком об увиденном, включив в беседу других членов семьи. Такую беседу можно дополнить рассматриванием картинок. Хорошим средством уточнения представлений ребенка об увиденном является рисование с обсуждением содержания рисунка, подготовкой подписей. Сначала подписи к рисункам из 1-2 предложений делают родители, старшие дошкольники способны сами подписывать свои рисунки после уточнения содержания подписей со взрослыми.
Важным средством эмоционального, познавательного и речевого развития ребенка с нарушением слуха являются посещения зоопарка, театра, цирка и других культурных и развлекательных учреждений. Родителям необходимо заранее планировать такие мероприятия, продумывая, что должно стать объектом внимания ребенка, какой речевой материал можно ему сообщить. Предварительно нужно рассказать ребенку, куда они пойдут, что будут делать. Вечером можно обсудить увиденное, уточнить значения слов и выражений, записать и прочитать их, подобрать картинки. Результатом посещения и последующей беседы может стать подготовка книжки-самоделки, рисунки для которой готовит ребенок, а подписи к ним обсуждаются вместе со взрослым. В старших группах в понедельник педагоги выделяют время для рассказов детей о событиях выходных дней. Они помогают рассказать о том, что было в выходные дни, задают уточняющие вопросы, вместе с детьми рассматривают рисунки ребенка. В зависимости от уровня речевого развития одни дети могут показать рисунки и рассказать об их содержании, другие — прочитать подписи.