Публикации
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Автор: Нижельская Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Автор: Нижельская Елена Николаевна
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУМузыкальный руководитель Нижельская Е.Н.Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка. Важным представляется формирование у детей не только общего представления о музыке, обогащая его историческим и общеэстетическим материалом, но и использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге способствует формированию внутреннего мира ребёнка.Эту особенность музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение и силу влияния музыки на личность отмечали еще античные философы, такие, как Аристотель, Пифагор, Платон. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы и писатели: Гегель, Гёте, Дидро, Кант, Лессинг, Шеллинг, Шиллер. В. А. Сухомлинский писал о значении классической музыки в воспитании: «Музыка –могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».В России проблеме формирования духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства начали уделять особое внимание в конце XVIII века. Постепенно этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Вопросы музыкального воспитания связывались с общими культурными и нравственными вопросами.К проблеме духовно-нравственного воспитания неоднократно в своих работах и статьях обращался Д. Б. Кабалевский. Он пишет: «Основной целью современного музыкального образования является формирование художественной и музыкальной культуры ребёнка как неотъемлемой части культуры духовной. Я стремился найти такие принципы, методы и приёмы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека».Ранний период жизни является одним из наиболее значимых в нравственном развитии человека, поскольку начальные впечатления глубоки и оставляют след во всей дальнейшей жизни. Многие исследования посвящены проблеме формирования духовно-нравственных ценностей среднего и старшего детского возраста. Дошкольному возрастному периоду уделено меньше внимания, несмотря на то, что дошкольники очень любознательны, пытливы и открыты для новой информации. Этот период очень важен для формирования личности ребенка, т.к. именно в раннем возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире. В процессе восприятия музыкальных произведений помимо накопления жизненного опыта детей, обогащается их видение явлений действительности и новое отношение к ним. Дошкольники в силу своего возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает вырабатывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, милосердие.Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно тому, как при овладении речью, для которой необходима речевая среда, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно трём требованиям – художественности, доступности и целесообразности. Традиционно он состоит из народной музыки, детской классики и современной музыки, однако, подавляющее большинство произведений –это специально созданная отечественными композиторами детская музыка. К сожалению, многие из этих произведений не отвечают высоким художественным требованиям. Они написаны упрощённым, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. Воспитывая интерес к музыке на репертуаре, традиционно используемом в работе дошкольных образовательных учреждений, музыкант-педагог формирует эталоны красоты на малохудожественных произведениях, на репертуаре, далёком от совершенства. Таким образом, «интонационный словарь эпох» усваивается детьми недостаточно глубоко и серьёзно.Музыкальный репертуар в большей степени определяет содержание процесса музыкального воспитания, поэтому, именно классическая музыка должна формировать «устный музыкально-интонационный словарь». По сравнению с музыкой лёгкой, классическая серьёзная музыка самодостаточна, несёт ценность в себе самой, оказывает влияние на становление социальной зрелости личности. Она поднимает слушателя до своего уровня и приобщает его к вечным идеалам всего человечества.Академик В. М. Бехтерев экпериментально доказал целесообразность использования произведений, вызывающих у детей положительные эмоции. Дети раннего возраста с удовольствием слушают музыкальные произведения старинных мастеров: И. С. Баха, А. Вивальди, Г. Телемана, В. А. Моцарта. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, активизируют энергетические процессы организма и направляют их на физическое и нравственное оздоровление. Создавая педагогическую систему, основанную на произведениях музыкальной классики, требуется решение проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребёнка. Основной критерий доступности, помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых ребёнку тем и сюжетов, представляет собой соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка, способности сопереживать определённым чувствам, составляющим основу музыкального образа.Необходимо выстроить музыкальный материал таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить своё отношение к звучащей музыке. Насыщение разнообразием интересных для ребёнка сравнений произведений развивают его представления о музыкальном искусстве.Основополагающими принципами в формировании духовно-нравственных ценностей дошкольников средствами классической музыки являются: принцип цикличности или концентричности; принцип контрастного сопоставления репертуара, способствующий развитию музыкального мышления; принцип адаптивности, позволяющий педагогу варьировать репертуар, методы и формы обучения детей; принцип синкретизма, дающий возможность взаимовлияния различных видов искусств.Гибкая, адаптивная модель систематизации музыкальных произведений по этим принципам позволяет составлять репертуар в таких сочетаниях, которые удобны для проведения праздничных утренников и других мероприятий.Исходя из психофизиологических характеристик, детям в дошкольном возрасте свойственно отдавать предпочтение позитивной по характеру музыке. Героическая музыка также привлекает внимание дошкольников. Это говорит о том, что у детей ярко проявляется способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.Процесс развития музыкального восприятия дошкольников может быть эффективным посредством осуществления разнообразных видов музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные произведения, используемые в работе с дошкольниками, высокая оценка их качества –важный вопрос методики. Беседу о прослушанной музыке полезно сопроводить показом живописных репродукций, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано музыкальное произведение.Необходимо использовать любые игровые ситуации, следить, чтобы дети не переутомились, учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, им требуется смена музыкальной деятельности, применение разных её видов.Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и в семье) взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс формирования духовно-нравственных ценностей.Несомненное влияние на развитие ребёнка оказывают тематические, комплексные и доминантные занятия с использованием классического репертуара. Например, тема комплексного занятия «Лебедь» даёт возможность детям познакомиться с образом величественной, красивой птицы, отображённой в творчестве композиторов, художников, поэтов. Дети слушают пьесу К. Сен-Санса «Лебедь», читают отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, рассматривают репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь».Интересным представляется проведение тематических бесед-концертов, где можно воспользоваться методом сравнительного анализа, т.е. сравнить музыку разных исторических эпох, к примеру –танцевальную, (начиная от пьес из сюит И. С. Баха: «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка» до вальсов Ф. Шопена и балетной музыки П. Чайковского). В беседе-концерте, посвящённой маршевой музыке, можно сравнить «Марш» из сюиты Ж. Бизе «Детские игры», марши П. Чайковского из балета «Щелкунчик», из оперы Д. Верди «Аида», Свадебный марш Ф. Мендельсона, маршевую музыку из концертов и симфоний Л. Бетховена, марши С. Прокофьева.По сравнению с музыкой лёгкой, классическая серьёзная музыка самодостаточна, несёт ценность в себе самой, оказывает влияние на становление социальной зрелости личности. Она поднимает слушателя до своего уровня и приобщает его к вечным идеалам всего человечества. Восприятие классической музыки способствует расширению границ личности ребенка, формирует культуру и духовно-нравственные ценности.Проблема «активного внедрения» классической музыки в систему музыкально-теоретического образования особенно актуальна, так как её изучение связано с формированием и воспитанием музыкального мышления, осознанного отношения к организации музыкального материала с позиций содержания и формы и, следовательно, способствует более глубокому постижению музыкального искусства. Музыка в дошкольном возрастном периоде углубляет духовно-нравственные качества ребёнка, влияет на воспитание чувства любви к родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.