Публикации МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Автор: Дегтерева Лариса Борисовна


МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.
Государство и общество ставит перед школой и нами учителями новые образовательные задачи. Интегративные цели обучения доминируют над предметными.
Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.
В связи с этим нам предстоит решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и как следствие, учебных предметов. Помочь решить эту проблему должен метапредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.
Главными идеями интеграции сегодня являются:
личностная направленность обучения (Человек - главная ценность образовательного процесса);
формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
проблемность обучения;
рефлексия деятельности;
диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).
Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции – метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности.
Классический интегрированный урок должен превратиться в метопредметное занятие.
Итак, урок с метапредметной интеграцией - это урок,целью которого является:
- обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
- активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
- формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
- формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
- получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;
-необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формированиев каждый момент урокау ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Структурные элементы такого урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов неправильно, неверно - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Интегрированный урок может проводиться как одним учителем, так и двумя. Тогда речь идет о бинарном уроке.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д.
Использование межпредметной интеграции - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.
Ее реализация в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с другими учителями - предметниками для совместного планирования уроков.
Мной и моими коллегами было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков. В основном это бинарные уроки. Вот темы некоторых из них:
Финикийские мореплаватели интегрированный урок географии и истории. 5 класс. Тип урока – комбинированный. Форма: урок – путешествие.
Труд и творчество. 5 класс. Обществознание и изобразительное искусство. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока – творческая мастерская.
Личность Петра I в истории и литературе. 8 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: урок углубления и применения знаний. Форма урока – лабораторная работа.
Северная война. Полтавская битва в истории и литературе. 8 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока – урок исследование.
Мифы Древней Греции. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
Древнегреческий театр. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
Роман Е. Замятина Мы - зеркало тоталитарного режима. 10 класс. История, обществознание и литература.
Глобальные проблемы современности. 11 класс. Обществознание и георгафия.
Великие географические открытия. 7 класс. История и география.
Информационное общество – путь к несвободе? 11 класс. Обществознание и литература. Урок – рассуждение.
Бородинское сражение. Интегрированный урок истории и литературы.9 класс.
Крымская война на страницах Севастопольских рассказов Л. Н. Толстого. Интегрированный урок истории и литературы. 9 класс.
Отечественная война 1812 года на страницах литературных произведений. Интегрированный урок литературы и истории. 9 класс.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
Список используемой литературы
1. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).
2. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства// Завуч- 2006- №5.- с.118.