Публикации
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Автор: Исакова Анна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Автор: Исакова Анна Сергеевна
А.С. Исаковаучитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 501 «Медвежонок»», a_balaeva@bk.ru, НовосибирскОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМВ статье рассматривается актуальная проблема преемственных связей между дошкольным и начальным школьным уровнем образования для детей с нарушенным слухом. Проблема связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом дошкольного возраста, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста.The article deals with the actual problem of continuity between preschool and primary school level of education for children with hearing impairment. The problem is related to the violation of continuity in the goals and objectives, content and methods, forms of organization of education and upbringing of children with hearing impairment of preschool age, as well as changes in the requirements of society to the quality of education of children with disabilities of preschool and school age.Ключевые слова: дети с нарушенным слухом, преемственность, детский сад, школа, социализация, взаимодействие, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Keywords: children with hearing impairment, continuity, kindergarten, school, socialization, interaction, Federal state educational standard of preschool education.Особую актуальность в нашем учреждении приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования для детей с нарушенным слухом, посещающих группу компенсирующей направленности. Актуальность её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом дошкольного возраста, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста.В настоящее время внесены изменения в требования образования детей с ограниченными возможностями, поэтому встал вопрос о необходимости создания для них индивидуальных маршрутов образования, так называемая вариативность программ. В связи с этими изменениями, мы пришли к выводу, о том, что принцип преемственности образования между учреждениями не соблюдается, а именно процесс социализации детей с нарушенным слухом. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дошкольные образовательные организации перешли на утвержденный стандарт дошкольного образования. В пункте 1.6.3. указано: «Стандарт направлен на обеспечение преемственных целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» [5, с.6]. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению в школе.В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности:отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально - личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основаниями преемственности между детским садом и школой являются:развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учению у будущего ребенка); развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно – ролевых игр, детского экспериментирования); развитие коммуникативной сферы (умения обращаться со взрослыми, сверстниками). Обучение детей в детском саду строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование, исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, восприятие художественной литературы, общение и взаимодействие и т.д., в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к шести годам).На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения; школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка – дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Поэтому, между детским садом и школой должна существовать более органичная связь. В настоящее время школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.Проблема преемственности возникла и существует с тех пор, как сложилась система образования. Сосуществование учебно-воспитательных учреждений по обучению и воспитанию подрастающего поколения неизбежно влечёт за собой необходимость определения их взаимосвязей и взаимоотношений. Проект помогает выявить проблемы преемственных связей между детским садом и школой. Самым главным промежуточным результатом является успешная адаптация и социализация детей на начальной ступени образования. Дети более положительно проходят переход от дошкольного обучения к школьному.На сегодняшний день содержание преемственности отражается в договоре о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами школ и педагогами дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями слуха составляется план совместной работы по преемственности, в который включены следующие направления: методическая работа с педагогами; работа с родителями; работа с детьми. Система взаимодействия специалистов детского сада и школы направлена на совместное проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе, что обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе.Сотрудничество детского сада и школы в обеспечении эффективной преемственности считается успешным. Промежуточными результатами являются: выполненные запросы родителей, осуществлено сотрудничество с семьями, скоординировано взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, установлено взаимодействие с педагогами образовательных организаций разного уровня образования для детей с нарушенным слухом.Таким образом, успешное решение проблемы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования для детей с нарушенным слухом осуществляется через проектирование образовательного процесса с учётом психолого-педагогических оснований преемственности на основе федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.Список литературы1. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная пресса, 2008. – 128 с.2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010.3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. – М., 1987. – 224 с.4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.5. Федеральный государственный образовательный стандарт. Под ред. Гончаровой Н.В., Абрамян Г.С. – М.: Просвещение, 2018. – 61 с.6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.. – М.: Просвещение, 2018. – 408 с.