Публикации "Меры предупреждения травм на занятиях по спортивной гимнастике".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Меры предупреждения травм на занятиях по спортивной гимнастике".
Автор: Ощепкова Людмила Леонидовна

Меры предупреждения травм на занятиях по спортивной гимнастике.
Ощепкова Л.Л.
МБУ ДО ДЮСШ №1
г. Якутск
Гимнастика – один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Техника гимнастических упражнений с каждым годом растет, мастерство гимнастов во всех странах всё больше и больше совершенствуется.
Чтобы не отставать в своей подготовке, гимнасты должны совершенствовать спортивное мастерство.
В своей подготовке гимнастам приходится сталкиваться с разучиванием новых сложных упражнений, связанных с известным риском. Для успешного освоения трудных гимнастических упражнений необходимо хорошо знать технику их выполнения, умело применять методические приёмы, а также в совершенстве владеть приёмами страховки и помощи.
Травматизм можно победить хорошим знанием техники выполнения упражнений, соблюдением методических принципов обучения и хорошей организацией занятий.
На тренировках занимающиеся должны не только получать физическую закалку и техническое совершенствование, но и учиться оберегать себя и товарищей от травм. Это важное и нужное дело. Если спортсмен на занятиях гимнастикой научится избегать травм, то и на производстве, он будет трудиться, также избегая себя от травм.
Значение помощи и страховки
В спортивной гимнастике разучивание и исполнение многих элементов, соединений и упражнений связано с некоторым риском. Наличие риска воспитывается у занимающихся такие положительные качества как волю и стремление к победе, но риск не должен приводить к несчастным случаям. Во избежание несчастных случаев и телесных повреждений преподаватель должен умело пользоваться приёмами помощи и страховки, самостраховки и обучением этим приёмам занимающихся.
Страховку и помощь следует рассматривать как один из методических приёмов, который позволяет наиболее успешно решать вопросы обучения и тренировки, занимающихся и одновременно являются надёжным средством повреждения травматических повреждений.
Разучивая и тренируя новые элементы и соединения, преподаватель должен:
1) продумать, как лучше страховать это соединение (элемент);
2) как избежать телесного повреждения;
3) какую оказать помощь, чтобы быстрее освоить разучиваемое упражнение.
Успешно может страховать и помогать только тот преподаватель, который хорошо знаком с техникой изучаемого упражнения (элемента), его особенностями и умением использовать целесообразные приёмы страховки.
При применение страховки важно:
1. Внимательно следить за исполнением упражнения;
2. Своевременно заменить отклонения от правильного выполнения упражнения и приготовится к страховке или прекращения его.
3. Правильно выбрать место страховки (знать наиболее вероятное место падения)
4. Умело перемещаться по ходу выполнения упражнения, не мешая гимнасту. При уверенной страховке гимнасту легче мобилизовать свои силы для правильного усвоения техники упражнений.
В настоящее время помощь и страховка рассматриваются, прежде всего, как неотъемлемая часть методики обучения гимнастов и, кроме того, как одно из средств предупреждения спортивного травматизма. Приёмы, выбираемые преподавателем. Должны в первую очередь предопределяться техникой упражнений, их структурными особенностями, чтобы содействовать повышению эффективности обучения и росту спортивного мастерства.
Виды страховки и помощи и их характеристика
1. Страховка - готовность преподавателя оказать необходимую поддержку при неудачном выполнении упражнения с целью предупреждения возможного ушиба или травмы. При этом приёме страхующий не касается занимающегося, а лишь стоит около него и внимательно наблюдает за исполнением упражнения.
2. Помощь и проводка - один из приёмов, при котором страхующий непосредственно помогает (физически) при выполнении упражнения;
Главное при этом не предупреждение травмы, а содействие скорейшему усвоению упражнения.
Помогать надо умело. Нельзя выполнять упражнения за ученика. Постепенно не заметно для ученика надо уменьшать помощь. Умело оказанная помощь позволяет создать у занимающегося уверенность в своих силах. Успешно выполненное упражнение как бы окрыляет гимнаста, придаёт ему уверенность в своих силах. Успешно выполненное упражнение упражнения делает его решительным и смелым.
Проводка позволяет точнее, уяснить все ощущения. Возникающие при выполнении упражнения, и быстрее овладеть его структурой. В результате объяснения преподавателя и занимающегося возникает (мысленный образ) представления о движении, а непосредственная проводка преподавателя способствует, болен быстрому созданию мускульно-двигательных ощущений, которые служат основой для формирования правильного представления о данном движении.
3. Поддержка – один из способов (приёмов) страховки и помощи. При котором преподаватель касается занимающегося, но не оказывает ему физической помощи в выполнении, не стесняет его движений.
Поддержка оказывает психологическое влияние на занимающегося, у него создаётся уверенность в своих силах. Особое значение поддержке придаётся при занятиях с детскими и женскими группами.
4. Самостраховка - умение занимающегося самостоятельно выходить из трудных положений при неудачном исполнении упражнения (вовремя согнуть руки или отпустить снаряд, согнуть ноги или повернуться и тем самым избежать повреждения).
В процессе обучения занимающихся преподаватель должен обучать своих учеников самостраховки. Если падение неизбежно, надо уметь правильно это сделать. Умение падать приобретается с помощью специальных акробатических упражнений (кувырков и падений из различных положений). Начальный период обучения – это период физической подготовки и оснащения, занимающихся новыми элементами и упражнениями. В этот период особо требуется помощь начинающим. Здесь преподавателю надо использовать весь арсенал, все подручные средства помощи и страховки знакомые ему.
В процессе обучения роль помощи постепенно сводится к минимуму и к концу этого периода возрастает роль страховки и поддержки. Это объясняется тем, что гимнасты в процессе обучения стабилизируют выполнения своих упражнений, и помощь в этот период преподаватель должен сводить на нет.
В период, когда спортсмен подошел к пику своей спортивной формы и когда наступает пора борьбы с соперником, ведущая роль принадлежит самостраховки, не отрицая и роли страховки.
Причина травматизма
Чтобы своевременно предупредить несчастные случаи и возможные телесные повреждения, надо знать причины, вызывающие их.
В основе этих причин почти всегда лежат отклонения от правильно организованного педагогического процесса (методические причины), нарушения гигиенических требований и организационно – хозяйственные недостатки.
К числу причин травматизма методического характера. В большинстве случаев, зависящих от преподавателя, проводящего занятия, следует отнести:
1. Неправильная методика обучения:
а) несоблюдения основных принципов обучения и нарушения режима тренировки;
б) отсутствие общей специальной разминки;
в) отсутствие индивидуального подхода к занимающимся;
г) недостаточная воспитательная работа преподавателя с занимающимся (отсутствие у занимающегося чувства ответственности и сознательного отношения к занятиям).
2.Нарушение гигиенических требований
а) недисциплинированность занимающихся;
б) несоблюдение занимающимися правилами внутреннего распорядка;
в) выполнение упражнения без контроля и наблюдения преподавателя;
г) выполнения упражнения на неподготовленном снаряде;
д) неправильное размещение занимающихся;
е) неправильное размещение снарядов;
ж)плохое состояние мест занятий и спортивного оборудования (температура в зале, свет, вентиляция, неисправность, и плохое состояние снарядов, матов, акробатических дорожек и.д.п.)
Роль преподавателя в оказании страховки и помощи.
Успешная профилактика спортивного травматизма невозможна без хорошо налаженной санитарно просветительной и разъяснительной работы.
Преподаватель должен помнить, что упражнения сами по себе не могут быть причиной телесных повреждений гимнаста. Повреждения обычно бывают, из-за неправильной организации учебно-тренировочного процесса, методически недостаточно грамотного обучения, неумелого приема страховки, а также из-за недисциплинированности и невнимательности занимающихся, что приводит к неточному выполнению упражнения.
Преподаватель должен отлично владеть всеми приемами страховки и помощи, для чего ему необходимо обладать быстрой реакцией, физической силой, быть предельно внимательным при выполнении упражнений занимающимся.
Преподаватель должен знать, какое упражнение будет выполнять гимнаст, где наибольшая вероятность срыва и какой будет соскок.
На тренировках преподаватель должен знакомить учеников с приемами страховки и помощи параллельно с освоением гимнастических упражнений.
Преподаватель должен помнить, что основными причинами травматизма являются: недостаточная техническая и волевая подготовка занимающихся и переутомления.
Основными признаками переутомления являются: снижение внимания, покраснения лица и усиленное потоотделение, резкое нарушение качества выполнения упражнения и нарушения координации движений, отсутствие слитности, амплитуды и легкости выполнения упражнения.
Для предупреждения переутомления гимнастов необходимо:
1. Разучивать новые и рискованные элементы и соединения в начале занятий.
2. после рискованных упражнений не сразу выполнять движения, сложные по координации и требующие большой точности.
3. Правильно чередовать нагрузки.
4. Облегчать упражнения, исключая трудные элементы.
Регулярная воспитательная работа, осуществляемая преподавателем (улучшение дисциплины, повышение творческой активности занимающихся, овладения навыками взаимопомощи), повышает качество обучения и вместе с тем содействует предупреждению травм.
Список использованной литературы:
1. Гимнастка. Учебник для институтов Ф.К. Изд. ФиС 2010г.
2. Теория и методика гимнастики. Учебник для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. Изд. Просвещение 1990г
3. Брыкин А.Т. Князев В.А. Страховка в спортивной гимнастике Изд. ФиС 1988г.
4. Епишин Д.Н. – Лекция меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой.1998г.
5. Научно-методический журнал Физическая культура в школе 2017г.
Одобрено методическим советом
МОУ ДОД ДЮСШ №1
09 октября 2011 г.
Заместитель директора по УВР:
__________________________
А.М. Сивцева
Меры предупреждения травм на занятиях по спортивной гимнастике.
Разработал: тренер-преподаватель по спортивной гимнастике
Отделения спортивной гимнастики
МОУ ДОД ДЮСШ №1 г. Якутска
Ощепкова Людмила Леонидовна
Якутск 2024г.