Публикации
Формы исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в основной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в основной школе
Автор: Попова Любовь Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в основной школе
Автор: Попова Любовь Григорьевна
Попова Любовь Григорьевна, учитель биологии МБОУ Сорская СОШ №3 с УИОП, Республика Хакасия, г. Сорск
Формы исследовательской деятельности обучающихся
на уроках биологии в основной школе
За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра прежней системы образования. Новые образовательные стандарты требуют от нас учителей применения новых информационных и педагогических технологий, ориентированных на проектировочную и исследовательскую деятельность ребенка. И здесь дисциплины естественнонаучного цикла предоставляют большие возможности. И биология, и физика, и химия имеют в своем арсенале разнообразные методы исследования объектов окружающей среды.
Одним из основных лозунгов стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. И одной из ключевых компетенций современного российского школьника должна стать исследовательская компетенция, связанная со способностью ставить и решать учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи, а значит, определять объект и предмет исследования, обозначать цель, находить пути и средства ее достижения, формулировать гипотезы, выявлять круг проблем, анализировать собранные материалы и пр.
Формирование исследовательской компетенции учащихся может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Практика школьной жизни это подтверждает.
Как учитель биологии, привлекаю учащихся к выполнению исследовательских работ, начиная с 6 класса. При этом применяю разные формы работы: и групповую, при проведении учебно-исследовательских проектов, и индивидуальную работу, когда исследованием занимается конкретный ученик.
У каждой из этих форм есть свои достоинства и недостатки. Так к достоинствам групповых исследовательских проектов можно отнести повышение учебной и познавательной мотивации учеников, снижение уровня их тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, повышение эффективности усвоения и актуализации знаний. При этом уменьшается объем работы на одного участника, сокращается время на выполнение исследования и, вместе с тем, каждый, внося свою лепту в общее дело, может проявить свои способности и творческие, и интеллектуальные. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в микроколлективе, развитию толерантности, коммуникативных навыков, которые без сомнения окажутся востребованными в дальнейшей жизни.
Несмотря на явные плюсы, у групповой работы можно найти и минусы. Часто сталкиваюсь с тем фактом, что более организованные ученики отказываются работать в группе со "слабыми", мотивируя тем, что им придется делать работу за них. Те в свою очередь, часто остаются безучастными к работе, полагая, что и без них все сделают. Эту проблему решаю так: заранее продумываю систему заданий, чтобы каждый участник получил свой “участок работы”, а, получив, понимал, что, от того насколько правильно и своевременно он выполнит свое задание, зависит успех всей группы.
Индивидуальная форма работы более результативна и эффективна в плане формирования исследовательских навыков учащихся, но и проблем с ней возникает немало. Например, не все дети способны заниматься подобной деятельностью, а те, кто обладают склонностью к ней, не желают ее выполнять. Не все, кто берется за исследовательскую работу, доводит ее до конца, а из тех, кто написал работу, не все могут успешно представить свой результат на конференции.
Таким образом, результативность исследовательской деятельности и собственная успешность ученика во многом зависят от его личностных качеств.
Многие ученые психологи (Б.Е.Райков, А.Н.Лук, В.И.Андреев, и др.) указывают на то, что исследовательская деятельность ребенка является лишь и одним из аспектов творчества, и заниматься ее может лишь личность, обладающая творческими способностями. К творческим способностям относят: зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию мыслительных операций, гибкость интеллекта, беглость речи, способность довести до конца, а также важность мотивации и познавательного интереса. [1]
Я бы еще сюда добавила здоровую амбициозность, наличие навыков публичного выступления, умение формулировать свои мысли.
Для выявления таких учащихся использую методику Дж. Рензулли, в которой имеются шкалы для определения некоторых характеристик одаренности школьников [4]. Эту работу провожу в параллели 5 классов в конце учебного года. Для получения объективной оценки к заполнению опросников Дж. Рензулли привлекаю учителей русского языка и литературы, математики, технологии и классных руководителей.
Учеников с ярко выраженными лидерскими качествами, творчески одаренных, с высокой познавательной активностью и мотивацией к учению затем привлекаю к руководству в групповых проектах или выполнению индивидуальных исследовательских работ по биологии и экологии.
По собственному опыту знаю, какие затруднения и у школьников, и у педагогов вызывает выбор темы и методики исследования. Эта проблема возникает чаще всего у начинающих педагогов. Здесь, на мой взгляд, следует учитывать интересы ребенка, подбирать необходимые методики и полагаться на собственную компетентность.
Выявить у учащихся уровень интереса к исследовательской работе, а также определить области этих интересов, можно с помощью анкетирования. Проведя такую диагностику 3 года назад, выяснила, что наибольший интерес к исследовательской деятельности проявляют учащихся 7-8 классов (70%), а наименьший – десятиклассники (33%). Оказалось, что и области исследовательских интересов учащихся также разнообразны: 22% от числа респондентов интересуются исследованиями в области зоологии, 15% - интересуются ботаникой, 30% - физиологией и здоровьем человека, 30% - экологическими исследованиями и 3% - имеют другие интересы.
Несмотря на разнообразие интересов, 61% школьники отмечали важность, для себя лично, участия в исследовательских проектах, т.к., в первую очередь, при выполнении заданий получали новые дополнительные знания.
Таким образом, учитывая интересы детей и свои возможности, для исследовательской деятельности с учениками выбрала три направления: биологический мониторинг за состоянием окружающей среды, изучение видового многообразия объектов живой природы и фенологические наблюдение в сообществах. Методики для исследований беру в учебно-методическом пособии "Школьный экологический мониторинг", под редакцией профессора Т.А. Ашихминой, в учебном пособии Экологический практикум под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева, в пособиях по полевой практике для студентов биолоrических специальностей педвузов [2, 3].
Успешность исследовательской деятельности учеников, ее результативность напрямую зависят от профессионализма руководителя, от того, насколько сам он владеет научными и экспериментальными методами исследования. Очень часто этой профессиональной компетентности педагогу не хватает – и в этом заключается еще одна немаловажная проблема. Поэтому, необходимо повышать свой профессионализм, обучаться на курсах повышения квалификации, участвовать в работе районных и областных семинаров.
Очень большую консультативную помощь и методическую поддержку при организации исследовательской деятельности со школьниками оказывают педагоги и методисты Отделения дополнительного экологического образования государственного автономного образовательного учреждения Свердловской области Дворец молодежи, проводя многочисленные учебные семинары и практикумы для учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений.
Также необходимую методическую помощь и консультации для руководителей ученических исследований проводят преподаватели географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета, организуя круглые столы для учителей школ.
Конечно, в этой статье обозначены не все, а лишь часть проблем ученического исследования. Но я абсолютно уверенна в том, что заниматься с детьми исследовательской деятельностью обязательно нужно, что исследовательская деятельность учащихся является одной из самых перспективной образовательной технологией, т.к. позволяет комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном образовательном пространстве.
Надеюсь, что представленный опыт окажется полезен моим коллегам. Главное, было бы желание, помочь своим ученикам раскрыть талант исследователя, ведь пытливых, ищущих, интересующихся почемучек год от года меньше не становится.
Литература
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. // Казань: Изд-во КГУ. 1988.
Ашихмина Т.А. Школьный экологический мониторинг. М.: "АГАР", 2000
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций /Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.
Формы исследовательской деятельности обучающихся
на уроках биологии в основной школе
За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра прежней системы образования. Новые образовательные стандарты требуют от нас учителей применения новых информационных и педагогических технологий, ориентированных на проектировочную и исследовательскую деятельность ребенка. И здесь дисциплины естественнонаучного цикла предоставляют большие возможности. И биология, и физика, и химия имеют в своем арсенале разнообразные методы исследования объектов окружающей среды.
Одним из основных лозунгов стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. И одной из ключевых компетенций современного российского школьника должна стать исследовательская компетенция, связанная со способностью ставить и решать учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи, а значит, определять объект и предмет исследования, обозначать цель, находить пути и средства ее достижения, формулировать гипотезы, выявлять круг проблем, анализировать собранные материалы и пр.
Формирование исследовательской компетенции учащихся может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Практика школьной жизни это подтверждает.
Как учитель биологии, привлекаю учащихся к выполнению исследовательских работ, начиная с 6 класса. При этом применяю разные формы работы: и групповую, при проведении учебно-исследовательских проектов, и индивидуальную работу, когда исследованием занимается конкретный ученик.
У каждой из этих форм есть свои достоинства и недостатки. Так к достоинствам групповых исследовательских проектов можно отнести повышение учебной и познавательной мотивации учеников, снижение уровня их тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, повышение эффективности усвоения и актуализации знаний. При этом уменьшается объем работы на одного участника, сокращается время на выполнение исследования и, вместе с тем, каждый, внося свою лепту в общее дело, может проявить свои способности и творческие, и интеллектуальные. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в микроколлективе, развитию толерантности, коммуникативных навыков, которые без сомнения окажутся востребованными в дальнейшей жизни.
Несмотря на явные плюсы, у групповой работы можно найти и минусы. Часто сталкиваюсь с тем фактом, что более организованные ученики отказываются работать в группе со "слабыми", мотивируя тем, что им придется делать работу за них. Те в свою очередь, часто остаются безучастными к работе, полагая, что и без них все сделают. Эту проблему решаю так: заранее продумываю систему заданий, чтобы каждый участник получил свой “участок работы”, а, получив, понимал, что, от того насколько правильно и своевременно он выполнит свое задание, зависит успех всей группы.
Индивидуальная форма работы более результативна и эффективна в плане формирования исследовательских навыков учащихся, но и проблем с ней возникает немало. Например, не все дети способны заниматься подобной деятельностью, а те, кто обладают склонностью к ней, не желают ее выполнять. Не все, кто берется за исследовательскую работу, доводит ее до конца, а из тех, кто написал работу, не все могут успешно представить свой результат на конференции.
Таким образом, результативность исследовательской деятельности и собственная успешность ученика во многом зависят от его личностных качеств.
Многие ученые психологи (Б.Е.Райков, А.Н.Лук, В.И.Андреев, и др.) указывают на то, что исследовательская деятельность ребенка является лишь и одним из аспектов творчества, и заниматься ее может лишь личность, обладающая творческими способностями. К творческим способностям относят: зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию мыслительных операций, гибкость интеллекта, беглость речи, способность довести до конца, а также важность мотивации и познавательного интереса. [1]
Я бы еще сюда добавила здоровую амбициозность, наличие навыков публичного выступления, умение формулировать свои мысли.
Для выявления таких учащихся использую методику Дж. Рензулли, в которой имеются шкалы для определения некоторых характеристик одаренности школьников [4]. Эту работу провожу в параллели 5 классов в конце учебного года. Для получения объективной оценки к заполнению опросников Дж. Рензулли привлекаю учителей русского языка и литературы, математики, технологии и классных руководителей.
Учеников с ярко выраженными лидерскими качествами, творчески одаренных, с высокой познавательной активностью и мотивацией к учению затем привлекаю к руководству в групповых проектах или выполнению индивидуальных исследовательских работ по биологии и экологии.
По собственному опыту знаю, какие затруднения и у школьников, и у педагогов вызывает выбор темы и методики исследования. Эта проблема возникает чаще всего у начинающих педагогов. Здесь, на мой взгляд, следует учитывать интересы ребенка, подбирать необходимые методики и полагаться на собственную компетентность.
Выявить у учащихся уровень интереса к исследовательской работе, а также определить области этих интересов, можно с помощью анкетирования. Проведя такую диагностику 3 года назад, выяснила, что наибольший интерес к исследовательской деятельности проявляют учащихся 7-8 классов (70%), а наименьший – десятиклассники (33%). Оказалось, что и области исследовательских интересов учащихся также разнообразны: 22% от числа респондентов интересуются исследованиями в области зоологии, 15% - интересуются ботаникой, 30% - физиологией и здоровьем человека, 30% - экологическими исследованиями и 3% - имеют другие интересы.
Несмотря на разнообразие интересов, 61% школьники отмечали важность, для себя лично, участия в исследовательских проектах, т.к., в первую очередь, при выполнении заданий получали новые дополнительные знания.
Таким образом, учитывая интересы детей и свои возможности, для исследовательской деятельности с учениками выбрала три направления: биологический мониторинг за состоянием окружающей среды, изучение видового многообразия объектов живой природы и фенологические наблюдение в сообществах. Методики для исследований беру в учебно-методическом пособии "Школьный экологический мониторинг", под редакцией профессора Т.А. Ашихминой, в учебном пособии Экологический практикум под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева, в пособиях по полевой практике для студентов биолоrических специальностей педвузов [2, 3].
Успешность исследовательской деятельности учеников, ее результативность напрямую зависят от профессионализма руководителя, от того, насколько сам он владеет научными и экспериментальными методами исследования. Очень часто этой профессиональной компетентности педагогу не хватает – и в этом заключается еще одна немаловажная проблема. Поэтому, необходимо повышать свой профессионализм, обучаться на курсах повышения квалификации, участвовать в работе районных и областных семинаров.
Очень большую консультативную помощь и методическую поддержку при организации исследовательской деятельности со школьниками оказывают педагоги и методисты Отделения дополнительного экологического образования государственного автономного образовательного учреждения Свердловской области Дворец молодежи, проводя многочисленные учебные семинары и практикумы для учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений.
Также необходимую методическую помощь и консультации для руководителей ученических исследований проводят преподаватели географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета, организуя круглые столы для учителей школ.
Конечно, в этой статье обозначены не все, а лишь часть проблем ученического исследования. Но я абсолютно уверенна в том, что заниматься с детьми исследовательской деятельностью обязательно нужно, что исследовательская деятельность учащихся является одной из самых перспективной образовательной технологией, т.к. позволяет комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном образовательном пространстве.
Надеюсь, что представленный опыт окажется полезен моим коллегам. Главное, было бы желание, помочь своим ученикам раскрыть талант исследователя, ведь пытливых, ищущих, интересующихся почемучек год от года меньше не становится.
Литература
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. // Казань: Изд-во КГУ. 1988.
Ашихмина Т.А. Школьный экологический мониторинг. М.: "АГАР", 2000
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций /Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.