Публикации Адаптация первокурсников в условиях колледжа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптация первокурсников в условиях колледжа
Автор: Семёнова Татьяна Леонидовна


ДОКЛАД НА ТЕМУ
Сущность адаптации первокурсников
в условиях колледжа
Преподаватель: Семенова Т.Л.
Могилев, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1
Понятие адаптации учащихся………………...………………………...
5
2
Виды адаптации …………………………………………………………
7
3
Психолого-педагогическая характеристика первокурсника …………
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………
13
ВВЕДЕНИЕ
Общество не стоит на месте, оно стремительно развивается. Возникают новые условия жизни, которых, до сегодняшнего дня, не было, поэтому назревает проблема адаптации личности к этим условиям, формирования её социальной и профессиональной уникальности.
Для школьника, который вступил на новую ступеньку своего развития и стал первокурсником, процесс обучения в университете вначале превращается в головоломку так, как в школе дети знают где, что, куда идти и что делать, ими руководят родители и педагоги. Колледж требует от них большей самостоятельности, а также умений и способностей адаптироваться к изменившимся условиям учебы и социальной деятельности.
Первокурсники − только на начальном пути к определению своей жизненной позиции. Некоторые взвешенно выбрали профессию, по которой хотели бы получить образование и в будущем работать в ней, а некоторые не определились и не выбрали ещё свою жизненную позицию. От того, как произойдет приобщение личности к условиям новой социальной среды, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, навыков самостоятельной работы, зависит, как сформируется умение найти способы самореализации личности, их профессиональный рост и жизненные планы.
Адаптация (с латинского adapto − приспособляю) − процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В психологии под термином адаптация понимается изменение психики человека под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность индивида приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Различают:
физическая адаптация;
психологическая адаптация;
дидактическая адаптация;
социальная адаптация;
дезадаптация;
социально-психологическую поддержку;
социально-педагогическое сопровождение.
Адаптация первокурсника (как элемент социальной адаптации) − сложный и динамичный процесс активного вхождения студентов в социальную, социокультурную и образовательную среду современного университета.
Адаптация учащихся – процесс становления ценностных смыслов познания, социальных норм и ценностей будущей профессии. Первокурсник вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются ему при обучении и воспитании в университете.
Структура адаптированности первокурсника к образовательной среде включает три компонента:
ценностно-мотивационный − формирование ценностного отношения к процессу обучения и будущей профессии, становление ценностных смыслов познания;
учебно-познавательный – приспособление личности к новой среде в обучении, к новым условиям учебной и познавательной деятельности, предъявляемых учащемуся, преодоление дидактических барьеров на этом пути;
социально-коммуникативный − приспособление личности к новой социальной и социально-культурной среде, преодоление барьеров социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации, возникающих в образовательной среде учебного заведения.
Проблемы адаптации − это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и учащегося при организации способов обучения.
Успешную адаптацию можно рассматривать как их включенность:
в новую социальную среду;
в учебно-познавательный процесс;
в новую систему отношений.
Цель работы:
изучить особенности адаптации первокурсников в условиях колледжа;
рассмотреть характеристики и виды адаптации к учреждению образования;
охарактеризовать и раскрыть сущность понятий: физическая, социальная, психологическая адаптация;
рассмотреть адаптацию к учебному процессу (диагностическая адаптация), к новым бытовым условиям.
Задачи работы:
осуществить теоретический анализ специальной литературы по адаптации студентов;
рассмотреть и изучить существующие методики и методы работы по адаптации первокурсников;
выявить трудности, которые возникают при адаптации первокурсников;
рассмотреть формы адаптационного сопровождения учащихся.
1. Понятие адаптации учащихся
Адаптация (от латинского слова Adapto − приспособляю, французского Adaptation − приспособление) − приспособление личности, социальной группы к условиям окружающей среды. При этом происходит взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, взаимное приспособление личности к социальной группе, к требованиям социальной среды, а социальная среда к запросам и установкам личности и социальной группы.
Адаптация учащегося− процесс приобщения личности к новым условиям учебного процесса, в результате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций.
Причины складывающейся адаптивной ситуации для первокурсника:
возникает новый вид деятельности и условий, в которых он находится;
возникают новые цели обучения;
новизна среды ближайшего социального окружения;
расширяется социальная среда.
Характерной особенностью для учащихся первых курсов является процесс адаптации к колледжу, представляющей собой социально-психологическую проблему.
Структура адаптированности первокурсника к образовательной среде включает три компонента:
ценностно-мотивационный компонент − формирование ценностного отношения к процессу обучения и будущей профессии, становление ценностных смыслов познания;
учебно-познавательный компонент −приспособление личности к новой образовательной среде, к новым способам осуществления учебной и познавательной деятельности, преодоление дидактических барьеров на этом пути;
социально-коммуникативный компонент − приспособление личности к новой социальной и социально-культурной среде колледжа, преодоление барьеров социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации, возникающих в образовательной среде.
Существует три группы факторов, которые влияют на процесс адаптации первокурсников:
социологический;
психологический;
педагогический.
К социологическим факторам относят: возраст студента, материальное положение, состояние здоровья, семейное положение, социальное происхождение, тип образовательного учреждения, которое он закончил, уровень подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля.
Психологические факторы, влияющие на изменение личности: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.
Педагогические факторы, влияющие на изменение личности: уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу и так далее.
К среде учреждения образования быстрее приспосабливаются студенты, которые составили определенный распорядок для обучения, качественно и умело обрабатывают полученную информацию, систематически и добросовестно готовятся к занятиям, лабораторным и практическим работам.
Основными факторами, влияющими на адаптацию студентов, являются материальные, социальные, бытовые и личностные факторы.
Адаптация − это процесс, в ходе которого человек не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, средства массовой информации и другие), но и сам может активно воздействовать на внешние условия, трансформируя внешнюю среду в соответствии со своими потребностями.
Социальная адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутренней психосоциальной среды, реализация скрытых возможностей, умений и навыков. Социальное самосознание личности выступает как социальная адаптация, при которой происходит формирование и осмысление своей социальной уникальности и индивидуализации своего места в обществе.
Социально-психологические механизмы адаптации личности:
когнитивный механизм – это психические процессы познания: память, мышление, ощущения, восприятие, воображение, представление и другие;
эмоциональный механизм – это психоэмоциональные чувства и состояния: тревога, страх, беспокойство, озабоченность, восхищение и другие;
поведенческий механизм – это деятельность личности, индивида в социально-психологической среде.
Основу социально-психологической адаптации личности составляет приспособление, взаимодействие с окружающей средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность адаптируемого индивида.
От правильного выбора профессии зависит будущая жизнь и судьбы человека. Первокурсник должен думать о том, сможет ли он отдавать большую часть своей жизни именно выбранной специальности, интересна ли она ему, принесет ли это психоэмоциональное удовлетворение и финансовый достаток, можно ли создать на выбранной профессиональной основе карьеру.
2. Виды адаптации
Процесс адаптации имеет две стороны. С одной стороны в ходе адаптации приобретаются новые возможности, а с другой стороны изменяются уже имеющиеся.
Адаптационный процесс должен начинаться, если отдельный человек или социальная группа понимает, что имеющиеся формы поведения не обеспечивают достижение положительных результатов и не соответствуют новым условиям.
Адаптация личности в новых условиях (стадии):
начальная стадия, когда отдельный человек или социальная группа понимают, как должны вести себя в новых условиях, но еще не готовы признать и принять новую систему ценностей и придерживаются старой системы;
стадия терпимости, когда отдельный человек, группа и новая среда проявляют терпимость друг к другу, к системам ценностей и шаблонам поведения;
аккомодация – принятие личностью элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей других отдельных людей и групп в новой среде;
ассимиляция – полное совпадение систем ценностей, как отдельного человека, так и группы и среды.
Адаптация первокурсника − это процесс слияния учащегося в социальную, социокультурную и образовательную среду учебного заведения.
Виды адаптации (основные): физиологическая, социальная, биологическая.
Здоровье учащихся влияет как на образовательный процесс, так и на процесс адаптации. Если человек болеет, то он выпадает из изменившейся среды и опять погружается в привычные условия и процесс адаптации затухает.
Физиологическая адаптация – это уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма в условиях получения образования.
Социальную адаптацию можно разделить (рисунок 1):
- профессиональную адаптацию;
- социально-психологическую адаптацию.
Профессиональная адаптация – это приобретение навыков и умений к самостоятельной профессиональной деятельности, к самостоятельной работе в ходе образовательного процесса, приспособление к, содержанию и характеру, к условиям и организации учебного процесса в учреждении образования.
Рисунок 1 – Виды адаптации
Социально-психологическая адаптация – это процесс, в результате которого приобретаются и развиваются индивидуальные особенности и стили поведения, а также взаимодействия адаптируемого к различным социальным группам и к изменившейся внешней социальной среде.
Адаптационные формы (рисунок 1):
Формальная адаптация – это познавательно-информационный процесс приспосабливания к условиям учебного заведения, к изменившемуся окружению в нём. К новым требованиям обучения в учреждении образования, к новым формам обучения, а также к выполнению своих новых обязанностей.
Общественная адаптация представляет собой внутренний процесс объединения групп с учащимися других курсов, с окружением в целом;
Дидактическая адаптация – это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы учебного заведения.
3. Психолого-педагогическая характеристика первокурсника
В подростковом возрасте от одиннадцати до девятнадцати лет начинается развитие психических познавательных процессов и формирование особенностей личности:
формирование навыков логического и теоретического мышления;
развивается логическая память;
развиваются творческие способности;
формируется индивидуальный стиль деятельности;
познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими.
В возрасте от одиннадцати до девятнадцати лет происходят основополагающие преобразования в строении мотивационной сферы. Мотивы уже возникают на основе осознанно принятого решения, интересы переходят на этап стойкого увлечения.
Очень важной особенностью периода с одиннадцати до девятнадцати лет является то, что в этом возрасте формируется самооценка личности, как основного регулятора поведения и деятельности, которая оказывает непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. У молодых людей формируется самосознание, вырабатывается собственная система ценностей ни от кого независящая, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подростки осознают свою индивидуальность и уникальность, в их сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние оценки.
Факторы, которые определяют поведение подростка в период с 11 до 19 лет:
перестройкой организма, которая происходит в юношеском периоде;
изменением в половой и сексуальной сферах;
маргинальным социальным положением подростка;
формирование новых индивидуальных особенностей личности.
В период с 11 лет до 19 лет у подростков возникает реакция эмансипации. Ему уже не требуется опека со стороны взрослых, родителей, опекунов, он хочет быть независимым и решать свои проблемы самостоятельно. Так происходит конфликт между молодым и старым поколением. В действительности полной свободы подростки бояться и не хотят её так, как ещё не готовы к самостоятельной жизни. В своем подсознании они просто лишь хотят иметь право на собственный выбор, своё мнение, свою точку зрения. Зачастую, отвечать за свои слова и поступки они не хотят, и бояться этого.
В связи с половым созреванием подростков у них возникает интерес к противоположному полу. В данном периоде у юношей появляется гендерный барьер в общении. Если раньше мальчики и девочки общались свободно, играли вместе, то в юношеском возрасте общение происходит с наложением гендерной принадлежности (мальчики и девочки обосабливаются друг от друга, появляется стеснение к противоположному полу).
В возрасте от 11 до 19 лет у подростков наблюдается реакция группирования, то есть образование смешанных подростковых и юношеских групп. Юноши в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Группирование и внутригрупповая статусная дифференциация наблюдается как в учебном заведении, так и за его пределами. Подростки могут организовать даже неформальные и криминогенные группы как онлайн, так и в реальной жизни.
Рассмотрим взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные исследований психологов показывают, что эта взаимосвязь есть, она существует. Иногда эта связь бывает конфликтной. В подростковых группах часто или постоянно конфликтует только от 7,5% до 31% подростков. Причины возникновения конфликтов в группах подростков: у мальчиков: за лидерство, за успехи в умственном или физическом лидерстве, иногда физиологическом, за чью-то дружбу, у девочек: за представителя противоположного пола, за лидерство, за успехи в умственном или физическом лидерстве, иногда физиологическом.
Уровень самооценки и положительный социометрический статус зависят от уровня критичности подростка к себе. Чем выше критичность, тем выше самооценка. Обычно у подростков он высок.
Можно выделить следующие группы положения подростков в коллективе на основе особенностей поведения человека:
- склонные к рациональному конформизму попадают в группу пренебрегаемых,
- склонные к нонконформизму попадают в группу отвергаемых.
Из-за уровня критичности подростка зависят и отношения его в коллективе. Чем выше критичность, тем более конфликтным становятся отношения между подростком и юношеским коллективом. И если студент переоценивает свое положение в коллективе, отрицательно относится к сокурсникам, пренебрегает ими, то впоследствии, коллектив отстранит его от себя. Недооценка подростка может привести к возникновению у него неуверенности, отчужденности.
На социально-психологическое состояние подростка оказывают влияние следующие факторы:
генетические – наследственные факторы, влияющие на работу организма подростка;
практические – приобретённые факторы в процессе жизни подростка и накопившегося у него опыта;
социально-оценочные – влияние на психическое развитие юноши тех оценок, которые дают ему окружающие люди как человеку, личности и субъекту деятельности.
Результатом процесса уникальности подростка, его индивидуальности является формирование чувства особенности социального Я. Важной особенностью такого процесса является то, что юноша сам формирует свою индивидуальность, а пути такого формирования у каждого подростка свои. Характер такого формирования называется субъектным опытом. Он в свою очередь представляет условие реализации субъектной активности.
Компоненты субъектного опыта:
привычная активизация (подросток оценивает свои возможности и ориентируется в них);
взаимодействие с окружающим миром;
сотрудничество (подростковый коллектив совместно достигает результата).
Со стороны психологии и педагогики в юношеском возрасте общение со сверстниками становиться наиболее приоритетным. Общение переходит на межличностные отношения.
В подростковом возрасте преобладает стремление к общению со сверстниками, а общение в такой период подразумевает межличностное отношение. С этой точки зрения очень важно знать положение подростка в юношеском коллективе, это поможет избежать конфликтных ситуаций, травмирование психики подростка, вовремя помочь ему.
Особенностью возраста от одиннадцати до девятнадцати лет является расширение социальной среды и активности в ней подростка, его социальной значимости. Ослабляется связь с родителями и усиливается связь с группой сверстников, усиливается фактор гендерной принадлежности, проявляется интерес к противоположному полу, индивидуализируется, становиться уникальным своё собственное Я.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация первокурсника – это сложный, длительный, иногда болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.
При написании доклада были изучены особенности адаптации первокурсников в условиях колледжа, рассматривались характеристики и виды адаптации учащихся к учреждению образования, изучены такие понятия как: физическая, социальная, психологическая адаптация, адаптация к учебному процессу, адаптация к новым бытовым условиям.
В ходе работы выполнялся анализ психолого-педагогической литературы по социальной адаптации учащихся. Рассмотрены методики и методы работы по адаптации первокурсников, формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в колледже.
В докладе выполнены и раскрыты в полном объеме цели и задачи работы на современном этапе развития средне специального образования Республики Беларусь. Изучены современные методики адаптации студентов к учебному заведению на основе отечественных технологий. Выявлена актуальность данной проблемы для современного общества и пути ее решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. − Минск: Адукацыя і выхыванне, 2015.− С.736;
Зенченко, В. А. Социализация студенческой молодежи в условиях системной трансформации белорусского общества: пособие / В.А. Зенченко, Н.В. Павлова, Г.И. Степанов. − Минск: БГПУ, 2003. − 38 с.;
Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
Краткий психологический словарь/под общ. ред. А.В. Петровского. − М., 1990. − С.133;
Куницкая, О.С. Введение в учебную деятельность студента: Умение учиться − залог успеха для студента: пособие/ О.С. Куницкая. − 5-е изд. − Минск: БГПУ, 2020.−156 с.;
Куницкая, О.С. Стартовый потенциал студентов-первокурсников: факторы успешной адаптации / О.С. Куницкая // Народная асвета. − 2015. − №12. − С.8-11;
Мирзаянова, Л. Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л.Ф. Мирзаянова. − Минск: Бел.навука, 2003. − 271 с.;
HYPER13PAGE HYPER15
13
ВИДЫ АДАПТАЦИИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ
Социально-психологическая
Профессиональная
АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ
Дидактическая
Общественная
Формальная