Публикации
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
Автор: Нижельская Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
Автор: Нижельская Елена Николаевна
Дошкольное детство — очень важный период для каждого ребенка. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребенка с окружающим миром, является речь. В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков. На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д. Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельностиНОД по направлению «Музыка» включает в себя: Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках (например - «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенкаДетям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Одним из интересных методов в данном направлении можно выделить сказки-шумелки.Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.1. Игры-манипуляции:«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.2. Сюжетные пальчиковые упражнения«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно. Стенка, стенка, (потрогать щечки) Потолок, (потрогать лобик) Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам) Дзинь — звонок! (нажать на носик)К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.Во время музыкально-ритмических движений повторяют за музыкальным руководителем движения и соотносят свои действия с музыкой.Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.Музицирование способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.Таким образом, можно прийти к выводу, что проведения музыкальных занятий несет положительный результат для развития и формирования речи дошкольников.