Публикации
"Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экологические игры"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экологические игры"
Автор: Колесникова Виктория Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экологические игры"
Автор: Колесникова Виктория Олеговна
Колесникова Виктория ОлеговнаМБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик» г. АбаканРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫВажнейшая составная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста – мыслительная исследовательская деятельность.Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.Предложенные игры родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парке, и на лужайке, и во дворе, т.е. везде, где есть природа. Многолетняя практика работы в детском саду показывает, что у детей довольно быстро начинает развиваться глазомер, умение анализировать и делать выводы. Этому способствует познавательно-исследовательская деятельность детей.Детям более старшего дошкольного возраста предлагаются следующие игры.1. «Подбери листику пару». Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же.2. «Это что такое?» Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы и т.д.)3. «На что походе облако». Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что что оно может быть похоже.4. «Выложи из палочек». Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.5. «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Ребенку младшего дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесу и там ты найдешь сюрприз». Для детей более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».6. «Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине. Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что по разной поверхности по-разному «пишется» палочка и получаются разные рисунки.Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется. Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, а потом – с двумя. Ребенок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. (Причем ребенку не говорится, сколько веток будет в его дереве, он должен догадаться сам). Другим вариантом игры служат задания «Продолжи ряд из…». Здесь включается фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков разной формы, из камешков и т.д.При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказать вам, что он делал, что он видел, что он слышал на прогулке. Как раз игры на природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаемые игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяют развивать монологическую речь и умение обосновать свой выбор.1. «Четвертый лишний в природе», помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?2. «Цепочка слов». Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нужно назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.3. «Хорошо – плохо в природных явлениях». Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения – деревья, цветы и кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.4. «Преврати себя в …» (Цветок, дерево, птичку и т.д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?5. «Куда плывут облака». Придумать краткую историю и загадки про облака.Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказывать которые сможет сама природа.Такие игры на природе могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так ка дают, во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.