Публикации Развитие речи детей младшего возраста в дошкольном учреждении с помощью игровой деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей младшего возраста в дошкольном учреждении с помощью игровой деятельности.
Автор: Конкина Ирина Викторовна

Развитие речи детей младшего возраста в дошкольном учреждении с помощью игровой деятельности. Подготовила: воспитатель МБДОУ Детский сад № 230 первой квалификационной категории Конкина И.В. Аннотация. В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Ведь дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно при помощи речи развиваются различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным этапом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. А именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Ключевые слова: дошкольник, речь, игровая деятельность, речевая среда, речевое воспитание. Я работаю с ребятами младшего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием. Дети порой не умеют разговаривать к трем годам, дома у них различные гаджеты, «играть» они привыкли только в телефонах и планшетах, что крайне не способствует развитию речи ребенка. А ведь игра – ведущая деятельность ребёнка, ведь она сопровождает ребёнка с рождения. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра» — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Таким образом, я определила для себя цель и задачи работы. Цель:- развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:- развитие речевого слуха;- формирование словаря;- развитие звуковой культуры речи, связной речи;- формирование грамматического строя речи;- развитие речи как средства общения. Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры. Считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста. Например, с помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. В процессе образовательной деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Назови животных и скажи, кто как кричит», «Кто что делает» и т.д. Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Мишка в гостях у куклы Кати», «Магазин продуктов» помогаю детям закрепить знания о названии предметов обихода, столовой посуды, названии продуктов, а также активизирую речь. Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель). Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи. Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать. Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса. При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр), побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать. Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы:игровые:- использование элементов подвижной игры- сюрпризные моменты- имитационные движения с элементами звукоподражания- обыгрывание текстасловесные:- повторение речевого материала- вопросы- использование текстов с повторяющимися элементами- чтение произведений со звукоподражаниями- договаривание слов, фраз- похвала наглядные:- использование иллюстраций к текстам- использование игрушек, персонажей кукольного театра. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.   Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями. Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей младшего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе.    В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в групповую приёмную).Используемая литература :
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.
  • Загребельная Е.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре. / Е.В. Загребельная / Наука и современность.-Выпуск №11,2011.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416с.
  • Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера,2008.—240с.
  • Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-144с.
  • Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования./ О.С.Ушакова //Управление ДОУ.-2016.№7.-с.16-27.
  • Яковлева Г.В., Деккер Т.М. Технология организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО: методическое пособие для педагогов ДОО.-Челябинск: ЧИППКРО, 2017-116 с.