Публикации Экологический театр как нетрадиционная форма экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический театр как нетрадиционная форма экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Автор: Колесникова Татьяна Владимировна

Колесникова Татьяна Владимировна,
учитель начальник классов
МБОУ Лицей № 34 г. Мытищи
Московской области, РФ
e-mail: tvk888@bk.ru
Экологический театр как нетрадиционная форма экологического воспитания детей младшего школьного возраста
…Сказка неотделима от красоты.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Дети с раннего возраста начинают взаимодействовать с окружающим миром. И от нас, взрослых, зависит, станут ли они друзьями или неразумными использователями природы.
Начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в этом возрасте приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения и сформировать правильные привычки. В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое и творческое воспитание.
Младший школьный возраст – важный этап в становлении экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать своё местов окружающей среде, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому главная задача экологического воспитания в начальной школе – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, стать природе другом и защитником.
В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. У детей начальной школы часто отсутствуют навыки произвольного поведения, ещё недостаточно развита память, внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, раскрытия индивидуальности, таланта, приобретения уверенности в себе, обучения чувствованию и художественному воображению – это игра, волшебный мир фантазий, сочинительство, сказка. Ведь сказка проникает ребёнку в самое сердце, вызывает у него положительные эмоции, учит различать добро и зло, правильные поступки от неправильных. Вот тут на помощь и приходит театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что экологические проблемы дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, частушек, сценок, танцев, сказок, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Поэтому наряду с традиционными формами работы, такими, как наблюдение, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, учитель приобщает детей к экологическому воспитанию посредством инсценировок экологических сценок, сказок и проведения театрализованных экологических праздников.
Экологический театр способствует развитию командного сплочения, ответственности, формирует чуткость, сострадание, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия в экологическом театре предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии и согласии с ним.
Целью моего социально-творческого проекта является: развитие творческих способностей, воспитание у детей экологической культуры и грамотности посредством театральной деятельности.
Проект решает следующие задачи:
- воспитывать ответственность, организованность, стремление к здоровому образу жизни, бережное отношение к природе;
- воспитывать усидчивость, волю, самостоятельность в принятии решений, общую культуру поведения, адекватность самооценки;
- развивать воображение и веру в сценический вымысел; партнёрские взаимоотношения и умение работать в команде.
При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.
В данном проекте природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического.
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
- повышение уровня информированности;
- повышение интереса к природе родного края;
- потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок
контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и
возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и
растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической
деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).
Проект рассчитан на весь период обучения в начальной школе, участниками являются обучающиеся одного класса, а партнёрами – их родители.
План реализации проекта
Программа занятий экологического театра включает следующие организационные формы и методы педагогического взаимодействия:
тематические беседы;
просмотр экологических видеоуроков;
выставки поделок, рисунков;
театрализованные игры;
сюжетно-ролевые игры;
индивидуальные творческие задания;
экологические викторины;
изобразительное творчество (рисунок, коллаж, лэпбук);
литературное творчество (сочинение сказок, историй, эссе, стихотворений);
инсценировки;
спектакли;
создание видеороликов;
экологические акции;
экологические праздники.
Этапы реализации проекта:
Организационный
Анкетирование родителей и детей, выявление уровня экологического образования детей.
Создание предметно – развивающей среды.
Разработка перспективного плана мероприятий.
Практический
Сюжетно - ролевые игры: Театр, Садовник и цветы, Да – нет, Морское путешествие, Грибники, Воробьи – вороны.
Дидактические игры: Дикие животные, Из какой сказки?, Кто где живёт?, Живое – неживое.
Театрализованные игры: Был у зайца огород, Дружные звери, Плачет киска, Старичок – Лесовичок.
Изготовление экологических лэпбуков, коллажей, рисование на тему Золотая осень, Зимушка – зима, Земля – наш дом, оформление декораций к экологическим сказкам, создание пригласительных билетов, афиш, изготовление поделок.
Экологические акции: Накорми птиц зимой!, Поможем животным вместе, Добрые крышечки, Сдай батарейку – спаси лесных жителей, Сортируй отходы – сохраняй природу, Сдай макулатуру – спаси дерево, Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан, Очистим Землю от мусора.
Театрализованные постановки: Зёрнышко – колосок – хлебушек, Спор овощей, Репка, Маленькой ёлочке не холодно в лесу, Колобок в лесу, Сказ про то, как Вовка живую воду искал, Лесная история, Эта хрупкая планета, Приключения Капельки, Сказ про Машу и чистую воду, Экологическая сказка о рыбаке и рыбке, Ёжик и мусорная куча, Цветочная полянка, Лукоморье.
Экологические праздники: Эколята – молодые защитники природы, Осень золотая, Синичкин день, Экологическая ёлка, День зимующих птиц, День Земли, День воды, Игра – квест, Путешествие по экологической тропе, Показ мод из бросового материала.
Обобщающий.
Подведение итогов. Размещение публикаций, фото, видео, презентаций на сайте МБОУ Лицей № 34.
Т.к. проект долгосрочный, то в каждый год обучения проект проходит все три этапа.
В 1 классе мы с ребятами в большей степени стараемся познать себя, свой внутренний мир и отвечаем на вопрос Кто Я?.
Во 2 классе мы стараемся больше познать своих одноклассников, завязать дружеские отношения, определяем правила взаимодействия друг с другом и отвечаем на вопрос Только ли Я?.
В 3 классе мы всё больше познаём окружающий нас мир, определяем правила взаимодействия с другими людьми, живой и неживой природой и отвечаем на вопрос Как и чем я могу помочь?.
В 4 классе мы понимаем, что, только правильно взаимодействуя друг с другом, с окружающими людьми, с живой и неживой природой, мы достигнем успеха и гармонии, станем настоящими патриотами своей Родины. Мы с ребятами выводим формулу Мы все разные, но мы едины и равны.
Описание проекта
Лицей, в котором я работаю пять лет, имеет естественно-научный профиль и экологическое направление, поэтому экологическое воспитание и образование обучающихся начинается с 1 класса. Вчерашние дошкольники попадают в новый для них, неизведанный мир школы, где свои правила и устои. Задача учителя помочь каждому ребёнку комфортно адаптироваться к школьной жизни и раскрыть его талант. Некоторые дети неуверенно чувствуют себя во время ответов у доски перед классом, стесняются, волнуются. Как известно, ведущая деятельность ребёнка – игровая, а младшие школьники с лёгкостью погружаются в мир фантазий, волшебства и сказок. Поэтому я решила в своей педагогической деятельности использовать театрализованные представления, совместив развитие творческих способностей детей и экологическое воспитание.
На родительском собрании я провела анкетирование родителей с целью определения уровня экологической культуры детей и необходимости проведения занятий в рамках внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. На первых уроках окружающего мира мы с ребятами провели диагностику уровня экологических знаний.
Обсудив с родителями моего первого выпуска, тогда ещё второклассниками, идею такой формы экологического воспитания учащихся, как экологический театр, мы пришли к обоюдному согласию. Таким образом, был организован кружок ЭкоТеатр. В этом году у меня новый набор первоклассников, и мы с родителями решили продолжить данную работу.
Знакомство с природой у детей начинается на уроках окружающего мира.
Наши уроки всегда носят творческий характер, ребята отгадывают загадки, ребусы, проводят опыты и наблюдения, участвуют в природоохранных акциях, викторинах и конкурсах. Мои первоклассники с гордостью носят звание Эколят – молодых защитников природы. Посвящение в Эколята проводилось в форме настоящего экологического праздника со сказочными героями Умницей, Тихоней, Шалуном и Ёлочкой. Но особенно ребятам полюбились занятия в нашем экологическом театре.
На каждом занятии мы обсуждаем одну из экологических тем, выполняем творческие работы, используем различные приёмы театрального искусства: выразительное чтение, инсценировку, сюжетно-ролевую игру, ритмопластику. Конечно, фаворитом является инсценировка. Каждый ребёнок хочет получить роль и выразить своё творческое начало, перевоплотившись в того или иного сказочного персонажа. Чтобы инсценировка была яркой, запоминающейся, эмоциональной, мы используем маски, костюмы, декорации, рисунки, коллажи, изготовленные руками детей и наших заботливых родителей.
В процессе подготовки и репетиций спектакля, дети могут побывать в роли различных персонажей, как добрых, так и злых. Ребята с удовольствием перевоплощаются в зайчика и волка, в лису и медведя, в колосок и цветок, в речку и нашу планету, в Злючку–Грязючку, чёртика и Бабу-Ягу. Сказочная роль даёт ребёнку прочувствовать своего персонажа, посмотреть на окружающий мир его глазами. Неподдельные эмоции, радость и смех, блеск в глазах – это только малая часть положительного воздействия театрализованных представлений на младших школьников. Даже самый стеснительный ребёнок, получив роль, раскрывается в своих лучших качествах. Детям очень нравится выступать в роли спасателей. Получив письмо, телеграмму от лесных жителей или загрязнённой речки с просьбой о спасении, о помощи, дети задумываются о его содержании, предлагают способы решения возникшей ситуации, чувствуют сострадание и, конечно, спешат на помощь тому или иному объекту природы, изучая при этом правила бережного природопользования.
В первом классе, в октябре, мы с ребятами провели праздник Золотая Осень.
Цель праздника: воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетический вкус и чувство дружбы, проявлять творческие способности, приобщать детей к здоровому образу жизни.
Золотая осень - одно из самых ярких и красочных времен года. К празднику дети подготовили выставку поделок из природного материала, пели песни, читали стихи, водили хоровод, играли в игры, инсценировали экологические сказки Репка и Спор овощей, где перед детьми ставится вопрос: Кто из овощей всех полезней?. Осенний праздник подарил море улыбок, веселья и положительных эмоций. Мероприятие прошло ярко, увлекательно и познавательно. Ребята получили свой первый опыт настоящей театральной деятельности, а благодарные зрители – родители первоклассников, радость и гордость за своих малышей.
Ребятам очень понравилось выступать перед своими одноклассниками и родителями, и мы организовали выступление с постановками Репка и Спор овощей перед сверстниками – учащимися параллельного 1-го класса. И для артистов это новый опыт – выступление перед незнакомой аудиторией, с чем они справились достойно и получили восторженные отзывы, аплодисменты и слова благодарности. И если в 1-ом классе ребята выступают в классе, в камерной, почти семейной атмосфере, то во втором классе мы планируем выступление на школьной сцене перед большей аудиторией.
А уже в ноябре первоклассников ждало торжественное посвящение в Эколята. Ребята познакомились со сказочными героями - Умницей, Ёлочкой, Тихоней и Шалуном, читали стихи, пели песни и частушки, отгадывали загадки о природе. Вместе с героями Эколятами убирали и сортировали мусор, разыгрывали сценки о правилах поведения в лесу, став во время спектакля лесными жителями.
Эколёнок - это ребёнок, который бережёт и защищает природу. Ему свойственно доброе, уважительное, внимательное, заботливое отношение к ней. Ребята торжественно и гордо произнесли клятву, исполнили гимн Эколят и присоединились к экологическому проекту "Эколята". Впереди у нас много дел: участие в природоохранных акциях, конкурсах, подчинённых целям воспитания бережного отношения к природе. Вместе с родителями мы будем способствовать формированию у детей культуры природолюбия. Гордо нося звание Эколят, ребята включились в активную работу: сдали макулатуру, приняли участие в волонтёрской акции по сбору корма для бездомных животных, изготовили кормушки для птиц.
Дети познакомились с праздниками Синичкин день и День зимующих птиц. С наступлением холодов мы с первоклассниками провели занятия на тему "Где зимуют птицы?", направленные на формирование заботливого отношения к птицам. Ребята узнали о перелётных и зимующих птицах, обобщили знания о значении птиц в природе и важности сберечь их численность в зимний период. Дети играли в дидактические игры, вспомнили, каких птиц можно увидеть зимой в нашем регионе, отгадывали загадки, разыгрывали сценки о птицах, обсуждали правила подкормки птиц, какие лакомства можно птичкам, а какие нельзя. Побывав в роли замёрзших и голодных воробьёв, синичек и галок, ребята предложили организовать птичью столовую. Я рассказала, как и из чего можно изготовить ЭКОкормушку. Прямо на уроке мы с детьми сделали кормушки из картонных втулок, которые обмазали мёдом или сливочным маслом, а затем обваляли в подготовленном корме для птиц. Верёвочку использовали джутовую. Получились безопасные для птиц и окружающей природы, полностью разлагаемые кормушки. Также ребята узнали, что можно изготовить кормушки из семечек и желатина, а кожуру апельсина использовать вместо тары, в которую насыпают корм. Кульминацией занятия стал выход детей на улицу, где они с огромным удовольствием развесили кормушки. У нашего лицея открылся настоящий птичий ресторан. Ребята так вдохновились творческой атмосферой урока, что дома, вместе с родителями, сделали Экокормушки и приняли участие в акции Покорми птиц зимой". Такие творческие экологические мероприятия очень важны и полезны. Ведь они учат детей быть добрыми, отзывчивыми и милосердными, помнить о тех, кто нуждается в нашей помощи и заботе. Собрав материал с экологического урока, мы смонтировали видеоролик и приняли участие в муниципальном конкурсе Следствие ведут экологи, где заняли 1 место. Также ребята изготовили книгу с рецептами лакомств для пернатых Птичий ресторан. Рецепты из этой книги размещены в школьной экологической газете.
Занятия в экологическом театре продолжились подготовкой к празднованию Нового года и разучиванием ролей к экологическому спектаклю Маленькой Ёлочке не холодно в лесу.
Цель мероприятия: обеспечить сохранность елей и сосен, растущих рядом с нашим городом в период предновогодних праздников. Одной из задач стала: привлечь внимание к проблеме сохранения хвойных деревьев, воспитывать бережное отношение у детей к хвойным деревьям и обитателям леса.
Дети получили роли не только добрых персонажей – Ёлочек, Медведя, Волка, Лисички, Белочки, Лесовичка, Эколят, но и отрицательных героев – Бабы-Яги и Чёртика, которые, конечно, осознали свою ошибку и тоже стали добрыми защитниками Ёлочек.
Ребята показали театрализованное представление "Маленькой ёлочке хорошо в лесу", пели песни, отгадывали загадки, играли и танцевали. Все персонажи сказки получились очень яркими, проникающими в души и сердца зрителей. Праздник получился не только весёлым, но и поучительным. Дети убедились, что не стоит рубить ёлочки ради нескольких праздничных дней.
А затем в нашем театре началась подготовка и репетиция спектаклей, посвященных Дню воды и Дню Земли. Ребята с огромным удовольствием превращались в сказочных персонажей: Речку, Яблоньку, Золотую рыбку, Щуку, Водяного и даже в Злючку – Грязючку. Мы подготовили 2 спектакля Путешествия Капельки и Сказ про Машу и чистую воду. Сценарии содержат музыкальные инсценировки, поучительные стихи и призывы к охране не только воды, но и всей окружающей среды. Побывав в роли загрязнённой речки и её обитателей, дети навсегда усвоили, что нельзя загрязнять водоёмы и леса, научились заботливому и отношению к живой и неживой природе.
Кроме экологических спектаклей, мы с ребятами стараемся и на уроках создать творческую атмосферу, часто используем интерактивные игры и на математике, и на уроках русского языка, устраиваем соревнования по группам. Как известно, ведущая деятельность младшего школьника – игровая. В игре дети раскрепощаются и лучше усваивают учебный материал. Визитной карточкой нашего класса стали Нескучные уроки – творческие, креативные и всегда интерактивные. Без творчества ученье – это мученье!
Промежуточные результаты
За первый год занятий ребят в экологическом театре уже видны результаты:
ученики не боятся отвечать у доски, читают наизусть стихи, свободно защищают творческие проекты на уроках окружающего мира;
дети научились выразительной речи и приняли участие в школьном конкурсе чтецов; результат - один победитель и один призёр;
первоклассники легче и комфортнее прошли этап адаптации;
ребята научились работать в парах, группах и командах, культурно взаимодействуя друг с другом;
родители отмечают мотивированность детей, стремление и желание учиться;
дети с радостью получают знания на нескучных уроках и творческих занятиях;
у детей повысился уровень экологической культуры и знаний о природе;
ребята приняли участие в экологических конкурсах и завоевали призовые места;
я, как педагог, отмечаю высокий уровень освоения учебной программы учащимися.
Таким образом, я могу сделать выводы, что воспитательные возможности театрализованной деятельности имеют огромный потенциал, её тематика не имеет ограничений и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.Услышав первые аплодисменты и слова благодарности, юные артисты осознают, что они не просто играют, а приносят пользу людям и окружающей среде. Экологический театр воспитывает душу ребёнка и призывает сделать всё возможное для улучшения экологической обстановки на Земле.
Очень важно, что дети не только играют для себя, но и выступают перед зрителями. Они становятся увереннее в себе, умеют собираться перед выступлением, настраиваться на образ. И каждый раз, выступая перед зрителями, они осознают значимость той экологической идеи, которую несёт в себе экологический театр. Это уже не те дети, которые смогут безжалостно обломить ветку дерева, растоптать цветок, выстрелить из рогатки в птицу… Именно в театре рождается и формируется полноценная творческая личность, способная ценить и беречь окружающий мир.
Опыт показывает, что в ходе подготовки спектакля и после представления взаимоотношения учитель – ученик обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет учителя возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.
Мои вчерашние выпускники – четвероклассники и их родители с благодарностью вспоминают театральную деятельность в экологическом театре. Ребята отмечают, что знания и опыт, полученные нетрадиционным способом актёрской игры, помогают им в сейчас в 5-ом классе, они легко адаптировались в новых коллективах, свободно защищают проекты и доклады, без страха выступают перед малознакомой аудиторией, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, развивают свой творческий потенциал и креативное мышление, имеют высокую мотивацию и образовательные успехи.
Показатели уровня сформированности экологической культуры
у младших школьников до начала занятий в ЭкоТеатре (сентябрь 2022 г)
Уровень
Количество обучающихся
Абсолютное число
%
Высокий
8
25
Средний
18
56
Низкий
6
19
Итого
32
100
Вывод: У большинства первоклассников средний уровень сформированности экологической культуры.
Показатели уровня сформированности экологической культуры у младших школьников через год занятий в ЭкоТеатре (май 2023)
Уровень
Количество обучающихся
Абсолютное число
%
Высокий
19
60
Средний
13
40
Низкий
0
0
Итого
32
100
Вывод: у большинства учащихся наблюдается высокий уровень экологической культуры, их показатели увеличились на 35%, показатели с низким уровнем снизились до 0%.
Безусловно, основную роль в формировании высокого уровня экологической культуры детей сыграли занятия в ЭкоТеатре.
В начале учебного года (октябрь 2022 г.) совместно с психологом были проведены тесты на выявление уровня познавательной активности первоклассников. Почти у половины детей (48%) наблюдался средний уровень познавательной активности, у 36% - высокий, а у 16% - пониженный.
В начале учебного года (октябрь 2023 г.), после года занятий в Экологическом театре, также был проведён мониторинг. Доля ребят с высоким уровнем познавательной активности увеличилась до 69%, соответственно доля детей со средним уровнем уменьшилась до 24%, а с низким уровнем – до 7%.
Вывод: через год занятий в Экологическом театре познавательная активность детей увеличилась, что подтверждает его положительное влияние на формирование познавательных УУД.
За время обучения и занятий в Экологическом театре, в период с октября 2022 г. по октябрь 2023 г. было проведено 3 мониторинга формирования коммуникативных УУД.
Вывод: доля обучающихся с высоким уровнем увеличилась (12%, 23%, 33%), а доля с низким уровнем уменьшилась (23%, 19%, 6%). Таким образом, гипотеза о положительном влиянии Экологического театра на формирование коммуникативных УУД подтвердилась.
Приложение
Анкета для родителей Экологическое воспитание детей
Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования школьников и его реального осуществления в семье.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да. – Нет – Не знаю.
2. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона? - Да. – Нет. – Не знаю.
3. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
– Да. – Нет. – Не знаю.
4. Есть ли у Вас дома животные? – Нет. – Да, какие?_________________________
5. Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие? – Нет - Да_____________________________________________________________
6. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?
– Нет. – Да. – Иногда.
7. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?
– Да. – Нет. – Не знаю.
8. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант_________________________________________________________________
9. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка? - Высокий. – Средний. – Низкий. – Не знаю.
10. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? – Да. – Нет. – Иногда.
11. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей? - Да. – Нет – Не знаю
12. Ваши предложения по организации экологического образования в начальной школе?
Диагностика уровня экологических знаний у младших школьников.
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры у младших школьников.
1.Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2.Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3.Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4.Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5.Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6.Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7.Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8.Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов.
В конце учебного года был проведен мониторинг экологической культуры младших школьников, за основу была взята методика из брошюры методических рекомендаций Е.Ю. Ногтевой Мониторинг экологической культуры учащихся начальной школы
Ситуативный опросник для учащихся 2 класса.
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры у младших школьников.
Содержание: методика состоит из 6 вопросов, на которые предлагается 4 варианта ответа (см. Приложение 2).
Качественная оценка уровня экологической культуры проводится на основе ответов, отражающих ценностные ориентации знаний, отношений деятельности.
Ответы обозначаются:
-восстановления-В,
-сбережения-С,
-потребления-П,
-затрудняюсь в ответе-0.
Ключ к ответам на ситуативный опросник представлен в таблица 3.
Таблица 3
Ключ к ответам на ситуативный опросник
№ вопросов
Ответы
А
Б
В
Г
1
П
0
В
С
2
С
В
0
П
3
В
0
П
С
4
П
С
В
0
5
П
С
0
В
6
П
С
В
0
Ценностные ориентации в компонентах экологической культуры представлены в следующих шкалах:
-Шкала для оценки ценностной ориентации эколого-значимых знаний:
0-затруднения в ответе;
1-эколого-значимые знания с позиции потребностей человека;
2-эколого-значимые знания с позиции охраны природы;
3-эколого-значимые знания с позиции восстановления природных объектов.
-Шкала для оценки ценностной ориентации отношений к типам взаимодействия человека и природы:
0-затруднения в ответе;
1-одобрения утилитарного характера взаимодействия с природными объектами;
2-положительные чувства к сохранению природы;
3-желание включиться в восстановление регулятивных возможностей природы.
-Шкала для оценки ценностной ориентации избираемой практической деятельности:
0-затруднения в ответе;
1-избираемая деятельность экологически не продумана, ее реализация способна нанести реальный ущерб окружающей среде;
2-избираемая деятельность направлена на сохранение природы;
3-избираемая деятельность носит восстановительный характер взаимодействия с природой.
Уровень сформированности экологической культуры (на основе количественных показателей):
-18-17 баллов-высокий (восстановительный);
-16-13 баллов-средний (сберегающий);
-12 и ниже-низкий (потребительский).
Для мониторинга формирования коммуникативных УУД использованы методики:
Задание Ваза с яблоками
Методика Кто прав? Г.А. Цукерман
Задание Рукавички Г.А. Цукерман
Задание Совместная сортировка
Для мониторинга формирования познавательных УУД использованы методики:
Задание Четвёртый лишний Л.Я. Ясюкова
Методика определения мотивов М.Р. Гинзбурга
Литература:
Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010 - № 5 - С.64-75.
Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2010 - № 5- С.25-33.
Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников // Начальная школа. -2009 - № 11-12. - С. 19-22.
Пропп В.Я. Экологические сказки для детей / В.Я. Пропп. - М.: Владос, 2012
Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова. - М.: Академия, 2007
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2009
Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе. / Ю.В. Колчеев. –М.: Прометей, 2000
Бова Э.Ю. Экологический кукольный театр в начальной школе: Метод. пос. – Брянск, 1997
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М., ЦГП. 2003.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М., АСАДЕМА. 2000
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., Педагогическое общество России. 2000.
20