Публикации ФОРМИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Иванова Юлия Николаевна


ФОРМИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Проблема развития речи детей с ОВЗ становится все более актуальной в современной логопедии. Большое количество детей в наше время имеют общее недоразвитие речи, где нарушаются все компоненты речи, имеющих различную этиологию. Для наиболее эффективной работы по устранению ОНР у младших школьников учитель-логопед должен правильно понимать структуру недоразвития речи, причины, лежащие в его основе, а также наиболее эффективные приемы коррекции речи и предупреждение возможных осложнений в дальнейшем обучение в школе. Педагог-логопед не только должен проводить коррекционную работу с детьми с недоразвитием речи, но также сотрудничать с другими специалистами ОУ, врачами и родителями детей, уметь организовывать интегрирующие уроки. Для изучения особенностей развития лексики у детей с ОНР были использованы научные работы таких авторов как Л. С. Выгодский, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Н. В. Нищева, Т. Б. Филичева, М. К. Шохор-Троцкая, Г. В. Чиркана, Г. А. Фомичева, Е. Ф. Соботович, Н. С. Жукова, и др.
У детей с ОНР резко выражено нарушение лексики, одного из компонента речи. Усвоение лексики начинается с усвоения имен существительных (по данным М. Р. Львова). Ребенок называет все то, что его окружает, и то, что составляет части его тела. Поэтому коррекционную работу следует начинать с номинативного словаря, т.к это не только основной словарь ребенка, который заложен в основе лексики, но еще и один из легкоусваиваемых словарей. Но, не смотря на это нельзя резко разграничивать номинативный словарь от предикативного и адъективного. Поэтому параллельно с формированием предметного словаря идет формирование семантического поля детей: накопление словаря прилагательных, глаголов.
Основная цель – изучить развитие существительных и лексики в целом у детей с ОНР, выстроить и провести коррекционную работу по формированию существительных.
Усвоение лексики, по мнению М. Р. Львова, начинается с усвоения номинативного словаря, который обозначает предметы, объекты живой и не живой природы, различные явления окружающей среды. Традиционно в русском языке номинативный словарь преимущественно выражается существительными. Коррекционную работу следует начинать с формирования номинативного словаря, т.к. это самый основной словарь ребенка. Параллельно с формированием предметного словаря идет формирование семантического поля детей: накопление словаря прилагательных, глаголов, местоимений, синонимов и антонимов.
Для проведения коррекционной работы с детьми с ОНР II речевого уровня было рассмотрено и проанализировано несколько методик по формированию лексики: методика Н. В. Нищевой, Т. В. Волосовец, О. Е. Громовой, Л. Н. Арефьевой, И. Ю. Кондратенко, С. А. Мироновой и др.
После изучения и анализирования методической литературы нами была разработана стратегия направленности коррекции существительных у детей с нарушениями речи.
Коррекционная работа по формированию и развитию существительных проводится в следующих направлениях:
1. Накопление существительных по данной лексической теме (предметный словарь), связь с прилагательными и глаголами в словосочетаниях.
2. Развитие у детей понимания обобщающего смысла слов и их формирования в словаре ребенка.
3. Развитие понимания отношения целое и его часть (деталь), умение называть части предмета.
4. Развитие понимания смысла слов с родовым значением.
5. Формирование антонимов в лексике ребенка
6. Развитие стилистического чутья и формирование синонимов в лексике ребенка.
7. Развитие понимания многозначных существительных в русском языке, накопление этих слов в словаре ребенка (формирование паронимов).
8. Формирование эмоциональной лексики и абстрактных понятий.
9. Формирование временных понятий.
Формирование в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета, родовых понятий: основой коррекционной работы является календарное планирование лексических тем для детей младшего школьного возраста Н. В. Нищевой. Методика включает в себя изучение 32-х лексических тем, разделенных на три квартала:
I квартал – сентябрь, октябрь, ноябрь, включает в себя:
Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, формирования семантического поля по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим
Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.
3. Формирование понятия слово.
II квартал – декабрь, январь, февраль, включает в себя.
1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий, родовых понятий.
Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.
III квартал – март, апрель, май, включает в себя:
Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на базе восприятия и осмысления объектов окружающей действительности. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов и объектов ближайшего окружения, названий растений и живых объектов, названийприродных явлений, признаков предметов.
Развитие понимания обобщающего значения слов иформирование обобщающих понятий. Закрепление правильного употребления существительных, умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, введенных в активный словарь.
Закрепление понятия слово и умения оперировать им.
Вашему вниманию предлагается примерное планирование по лексической теме Осень: название деревьев. Дидактические игры и примерные темы занятий взяты из методик О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной, А. Ю. Кабушко, Н. П. Савинова, И. В. Переверзева, С. А. Мироновой, О. С. Ушаковой, и т.д
Сентябрь
4-я неделя: Осень: название деревьев
Лексика
Обобщающие и родовые понятия
Выделение частей целого
Формирование семантического поля
Листопад, дождь, туча, лужа, ветер, туман, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, небо, солнце, зонт;
Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.
Береза, ель, дуб, клён, рябина, елка, тополь.
Осень, птицы, животные, деревья, лес, природа.
Ветки, листья, ствол, лучи, хвоя, иголки, кора, верхушка, шишка.
Глаголы: распускаться, расти, лететь, кружиться, опадать, сохнуть, желтеть, хмуриться, моросить.
Прилагательные: хмурый, дождливый, солнечный, разноцветные, хвойные, лиственные.
Примерные темы занятий: Листопад, Признаки осени, Лес осенью, Как растут деревья, Внешние признаки деревьев, Отличительные признаки деревьев.
Дидактические игры: Гуляем в лесу, Чудесный мешочек, Отгадай, о каком дереве рассказываю.
Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название деревьев, их цвета (активно и пассивно); сформировать обобщение: береза - дерево; научиться определять деревья: хвойные и лиственные; развить умение выделять и называть части дерева; активизировать в словаре детей основные предметы осени, название осенних месяцев; развить умение различать время года по его основным признакам.
Формирование антонимов в лексике ребенка: в процессе работы над антонимами развивается смысловая сторона речи. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложении и связанных высказываниях:
1)Подбор антонима к заданному слову: трудность - ..., смелость - …;
2)Отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках.
3)Договаривание предложения с антонимами: Летом жара, а зимой … (холод)
4)Составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (День – ночь);
5)Противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с опорой на наглядный материал.
На занятии могут использоваться следующие игры:
1. К данным словам придумать слова - неприятели (скажи наоборот):
день—...; злость—...; жара—...;
утро—...; веселость—...; грусть—...;
друг—...; горе—...; лень—...;
2. Игра с мячом Скажи наоборот. Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Печаль – (радость);Сила – (слабость);
Мель – (глубина);Тепло – (холод).
Мудрость – (глупость);
В словаре ребенка, как в пассивном, так и в активном должны быть сформированы следующие антонимы: аромат - вонь, бездельник - труженик, болезнь – здоровье, веселье – тоска, грусть, влажность – сухость, вред – польза, глубина – мель, глупец – мудрец, глупость – ум, горе, - радость, счастье, день – ночь, добро – зло, доброта – злоба, жара – холод, прохлада, красавец – урод, лениться – трудиться, лень – труд, низ – вверх, отъезд – приезд, польза – вред, радость – грусть, печаль, счастье – беда, тоска – веселье, узость – широта.
Развитие стилистического чутья и формирование синонимов.
Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с Малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он путь подбирает три (пять) синонимов: носиться, мчаться, пробегать ... ребенок подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что – нет и почему именно.
Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:
Подбор синонимов к изолированному слову;
Объяснение выбора слов в синонимичном ряду;
Замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;
Составление предложений с предложенными синонимами;
Составление рассказов с предложенными синонимами.
Фрагмент занятия: Мальвина учит Буратино вежливости.
На столе для занятий две куклы: Буратино и Мальвина.
Логопед произносит за Буратино слова, неуместные в данных ситуациях (просторечия). За Мальвину по вызову учителя говорят ребята. Задача Мальвины — научить Буратино выражаться прилично: к просторечному слову, сказанному Буратино, она должна подобрать литературный синоним.
Логопед. Мальвиной сейчас будет Нина. Ниночка, пусть Мальвина скажет, чтобы Буратино умылся. Если он ответит плохо, Мальвина должна поправить его.
Мальвина. Буратино, умойся!
Буратино. Не хочу. Моя морда не любит воды!
Мальвина. Надо говорить не морда, а лицо.
Логопед. Твоя Мальвина, Ниночка, очень хорошо воспитывает Буратино. Теперь ты, Оля, говори за Мальвину. Возьми ее в руки.
Буратино. Когда я припрусь домой, полопаю и сразу буду дрыхнуть.
Если Оля-Мальвина не может поправить Буратино, логопед вызывает другого ребенка, третьего, наконец, сам объясняет, как нужно сказать. Занятие принимает форму беседы, в ходе которой педагог акцентирует внимание детей на том, что грубые слова невежливо говорить, потому что они обижают людей, а того, кто такие слова произносит, люди не уважают, считают плохим.
Описанный прием проведения занятий логопед может использовать всякий раз, когда слышит в речи ребенка своей группы грубое или просторечное слово. Тогда он зовет на помощь Мальвину. Но, само собой разумеется, что Мальвина хорошо справится с поставленной задачей, если логопед сам предварительно обратится к толковому словарю или словарю синонимов и найдет там литературный синоним тому просторечному слову, которое употребил ребенок
Развитие понимания многозначных существительных в русском языке, накопление этих слов в словаре ребенка (формирование паронимов).
Работа по развитию многозначных слов это продолжение работы по формированию смысловой стороны речи наряду с антонимами и синонимами. Здесь можно рекомендовать следующее:
Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; Топай, топай ножками, новыми сапожками…; Стоит Антошка на одной ножке, кто его видит, всяк ему клонится;
Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая;
Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (перец), острая – тупая (иголка) и др.
Составление предложений с многозначными словами;
Рисование на тему многозначного слова;
Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Формирование эмоциональной лексики и абстрактных понятий.
Эмоциональная лексика выражает чувства, настроение, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова.
Методика И. Ю. Кондратенко включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап. Основная цель состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики.
2. Основной этап. Он направлен на формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний.
1) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.
2) Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явления лексики с положительной или отрицательной стороны.
В пособии Коноваленко В. В. и Коноваленко С. В. предлагается наиболее часто употребляемые как в русском литературном языке, так и в повседневной разговорной речи, семантические значения существительных (предметов). Главной задачей является усвоение 2-х наиболее часто употребляемых в русском языке лексических значений 40 существительных (предметов): ласточка, коса, узел, бабочка, тройка, тарелки, перо, труба, хвост, обрыв, петля, ручка, рожок, поле, пирамида, бревно, ворота, ласты, ящик, язык, зонтик, шляпка, ежик, лист, колокольчик, винт, ключ, головка, круг, стрела, спинка, кольцо, крыло, конь, шар, шишка, носок, земля, кисть.
Таким образом, видно что развитие лексики у детей с ОНР это долгий процесс коррекционной работы, включающий в себя много принципов и аспектов. Для эффективной коррекционной работы важно учитывать не только нарушение ребенка, но и его психические и индивидуальные особенности.
HYPER13PAGE HYPER15
1