Публикации Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными традициями"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными традициями"
Автор: Аллахвердова Алла Павловна Кашицына Екатерина Геннадьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 108» г. Владимира«Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с семейными традициями»Подготовили воспитатели:Аллахвердова Алла Павловна, воспитатель 1 кватегорииКашицына Екатерина Геннадьевна, воспитатель 1 кватегорииВладимир 2024г В системе дошкольного образования в последний год произошли большие изменения: разработана общероссийская образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), которая обновила содержание образования и воспитания детей. В ФОП ДО подчеркнута роль патриотического воспитания в общем развитии и воспитании ребенка. В соответствии с Указом Президента РФ №809 от 09.11.2022 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно нравственных ценностей» патриотизм входит в число традиционных ценностей российского народа, нравственных ориентиров.Патриотическое направление воспитания детей находится в позиции кардинальных изменений в сознании общества в целом. Педагогическое сообщество в свою очередь находится в поисках инновационных подходов к патриотическому воспитанию.Что же такое чувство патриотизма? И какие его проявления характерны для дошкольников? Чувство патриотизма весьма обширно и по содержанию, и по проявлениям в деятельности человека. Это и любовь к родному краю, и гордость за свой народ и желание сохранять богатства Родины.Анализ литературы подтверждает, что проблема формирования патриотизма всегда была одной из центральных проблем педагогики. Понятие патриотизма раскрыто в трудах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского. Мы, находясь в поиске способов и форм работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, решили посмотреть на проблему глубже, ближе к самому ребенка. Родина…Отечество…Отец, Мать. Семья является для ребенка самым первым и близким к его практическому и нравственному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны родством и где в семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другомуВ наше время в патриотическом воспитании детей в условиях семьи существуют и недостатки: у многих родителей, особенно молодых, нет знаний и опыта для реализации патриотического воспитания детей разных возрастов; также отсутствуют знания о свойственных только для семьи способах, средствах и формах патриотического воспитания детей; существует часть родителей, которые отрицательно относятся к участию детей в общественно-полезном труде; значительно уменьшилась роль отдельных семей в политической, морально-психологической и патриотической подготовке сыновей для службы в вооруженных силах страны; да и в целом, во многих семьях отсутствует хороший пример в патриотическом воспитании.Для себя мы выбрали одно из весомых направлений, напрямую влияющих на успешное формирование чувства патриотизма в семье – возрождение и поддержание семейных традиций.Семья и семейные традиции – это и есть воспитание детей. Именно в семье ребенок получает первый опыт общения с людьми, растет в ней духовно, нравственно, интеллектуально и физически. В каждой семье есть свои правила и привычки. Они помогают выстраивать отношения членам семьи с обществом, делают семью сплоченной, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание. В основу традиции всегда положена ценность семьи, которая и определяет норму поведения. Дети, воспитываемые в традициях доброго отношения, проявляют уважение, эмпатию, доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям, животным, любовь к своему дому, городу, стране. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно значимо в дошкольные годы, т.к. в этом возрасте закладывается фундамент поведения человека.Работа с семьей - одна из самых сложных в работе педагога. Но как это сделать непринужденно и осознанно для родителей?Наша работа строилась в несколько этапов. Вначале мы провели анкетирование «Семейные традиции», с помощью чего выявили значительные пробелы, отсутствие во многих семьях ритуалов и традиций, незнание важности семейных традиций как таковых. На следующем этапе мы проводили консультации, беседы, встречи с родителями с целью просвещения о роли семейных традиций в жизни детей. Далее мы перешли к практическому этапу, проводили конкурсы и организовывали проекты, тесно связанные с семейными традициями: конкурсы и спортивные досуги «Читаем на диване!», «День матери», «Любим спорт всей семьей!»; вечер народных игр и забав «Игры наших старших родителей»; творческие выставки «Герб нашей семьи», «Генеалогическое древо»; оформление семейных и групповых альбомов «Традиции в нашей семье», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».Главной нашей целью являлось зарождение семейных традиций в семьях наших дошкольников, а также популяризация тех семейных традиций, которые в семьях уже сложились. И у нас это получилось.Сегодня мы видим, что наши воспитанники гордятся своей семьёй, в семьях появились свои традиции и обычаи, традиции доставляют удовольствие всем членам семьи. Конечно, иногда эти традиции простые, но в то же время, это очень важные моменты: такие, как совместный отдых, забота о старшем поколении, забота о животных, семейные праздники, религиозные. Всё это способствует формированию гражданско-патриотического чувства у детей, начиная с дошкольного возраста. Это корни, связывающие его с домом, где он родился и ближайшим окружением. Невозможно любить, гордиться и уважать свою страну, не испытывая чувства любви к тому, что находит перед собой маленький ребенок, чему он удивляется и что вызывает теплый отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаются глубоко, но они играют важнейшую роль в формировании личности патриота.Список информационных ресурсов
  • Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ / А. Писарева. - М.: ТЦ «Сфера», 2021.
  • Указ Президента РФ №809 от 09.11.2022 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно  нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: (Дата обращения: 21.10.2023).
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.