Публикации
Тема: «Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности».
Автор: Фрейлих Юлия Францевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности».
Автор: Фрейлих Юлия Францевна
Тема: Организация работы воспитателя
по развитию детской инициативы в разных видах деятельности.
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению сопротивления материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Направления и способы поддержки детской инициативы:
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет - познавательная деятельность;
В 5-6 лет - в общение;
В 6-8 лет - образовательная деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике необходимо применять различные приемы и методы:
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. 2.Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
3)Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.
4)Трудовая деятельность
Создают такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
5)Метод проектов
Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
6)Ритуал планирования самостоятельной деятельности
Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.
7)Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
8)Создание Лэпбука
Лэпбук– это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбукпомогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию (приложение 1).
9) Геокешинг
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. geo– Земля, англ. cache– тайник) –это поиск сокровищ с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации.
Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями. Сегодня перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное. Использование технологиигеокэшинготкрывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников и решает следующие задачи:
-Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
- Закрепление у детей умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
- Развитие таких качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление.
- Стимулирование спортивной деятельности команд.
- Формирование исследовательских умений воспитанников.
- Формирование коммуникативных умений детей, культуры общения в жизненных ситуациях.
- Развитие активной жизненной позиции.
10) Адвент-календарь
Адве́нт(отлат.Adventus– приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.
Первый детский адвент-календарь был напечатан в Германии Герхардом Лангом. В детстве его мама каждый день до Рождества прикрепляла по одной конфете к открытке, тем самым скрашивая ему ожидание праздника. Став взрослым, Ланг устроился работать в типографию в Мюнхене, и в 1908 году его фирма впервые представила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию.Затем Герхард Ланг модифицировал свои календари, обеспечив их маленькими дверцами, за которыми могли скрываться сладости или фрагменты из Писания. Именно эта версия календарей ожидания обрела коммерческий успех.
Как сделать адвент-календарь?
Главное – идея. Вы выбираете количество дней, которое ребенок будет отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня.
Выбирается материал, из которого будут сделаны: конвертики, коробочки, стаканчики и т.д. Придумывается, как это будет выглядеть в итоге: в виде елочки, гирлянды, снеговика, Деда Мороза и т.д.
Кроме того, следует подумать, что будет находиться внутри. Это может быть конфетка, маленький подарочек, детали от большого подарка, записка, сказка и т.д.
Можно придумать целую сказку, можно подарить книгу, в которой каждый день будут появляться новые страницы, а можно дарить карты сокровищ, и каждый день путешествовать с детьми.
Содержание и вид АДВЕНТ-календаря ограничивается только фантазией. Главное условие, чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание.
Педагогические технологии (подходы) в развитии детской инициативы
Образовательная технология Детский совет
Детский совет - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на субъект-субъектном подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Детский совет предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.ЗадачиДетского совета:
Создать эмоциональный настрой на весь день – задать тон.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать эмпатию.
Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
Разработать план действий.
Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Детский совет проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.
Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал.позволяет объединить детей на совместную деятельность.
2. Беседа на свободную тему.Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На детском совете могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями?
Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) – это обеспечивает широкий диапазон событий.
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектомможно по-разному. Это может быть история одного ребенка Новогодние игрушки моей семьи или, это может быть случай из жизни педагога Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. Для этого можно использовать технологию Лидии Васильевны Свирской Что мы знаем?, Что хотим узнать?, Что сделать, чтобы узнать?
5. Совместное составление плана работы над проектом.
Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.
Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?, А может сделать альбом или книгу?
Активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во–первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы.
Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.
Детский совет проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, и подведения его итогов. Вечерний детский совет начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Образовательная технология Групповой сбор
Групповой сборпредставляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.
К задачам группового сбора относятся:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.
Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитафон, звоночек, тамбурин, игрушки, картинки.
Так же можно создать Зону выборав группе, обозначить центры активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор.
В группе также может присутствовать и Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нам нужно сделать, чтобы узнать?
Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.
Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.
Образовательная технология Твигис
Технология Твигис раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной, магистрант факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО Армавирский государственый педагогический университет.
В самом названии Твигис зашифровано три ключевых слова –творчество, игра и исследование. Именно игра - ведущий вид детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой личности.
Цель технологии:развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.
В основу технологии положены модель деятельности как процесса по А.Н. Леонтьеву и структура инициативности Т.С. Борисовой
Структура инициативности (по Т.С. Борисовой)
1. Когнитивный компонент (наличие у детей знаний об окружающем мире, себе, своих возможностях).
2. Мотивационный компонент (формирование познавательного мотива и действий).
3. Деятельный компонент (активизация познавательных процессов в деятельности).
4. Интеллектуальный компонент (интеллект, активность, возможность принятия собственных решений, творчества, оригинальных идей, использование нестандартных способов деятельности).
5. Волевой компонент (в психологической литературе инициативность рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль играет побуждение ставить пред собой задачу и осуществить ее).
6. Рефлексивный компонент (поведенческий).
Составлены 6 вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким образом, поисковый характер технологии ТВИГИС стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных результатов.
Шесть вопросов, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в деятельности
№ п/п
Вопрос
Характеристика действий
1
Что я знаю?
Мотивация
2
Что я хочу узнать?
Стимулирование к выдвижению идей, высказываний, мнений, предложений
3
Что сделать, чтобы узнать? (у кого? Каким способом? Кто подскажет? У кого спросить?)
Развитие инициативы через планирование действий. Составление плана действий
4
Чему я хочу научиться?
Достижение детей в деятельности
5
С кем я хочу это сделать?
Выбор партнера в деятельности. Осуществляется по желанию детей. Допускается индивидуальная деятельность, самостоятельная без партнера
6
Как у меня получилось?
Рефлексия, демонстрация результата,
достижения
Помощь в работе по данной технологии оказывает использование наглядности в виде шести смайликов, каждый из которых задает свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм самостоятельных действий. Участник учится планировать свою деятельность, развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход, анализировать полученный результат.
Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и мальчик определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы. Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: Что я хочу узнать о Тихом океане?, Что сделать, чтобы узнать?. Для мальчиков характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах.
Образовательная технология Ситуация
Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.
Целостная структура технологии Ситуация включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):
Этап 1.Введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят детскую цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что детская цель - это то, что ребенок сам хочет сделать и не имеет ничего общего с образовательной (взрослой) целью.
Например:
Взрослая цель
Детская цель
Образовательная ситуация Поможем маме-кошке
Научить делать кошку в технике оригами
Помочь маме кошке найти котят
Образовательная ситуация Путешествие в страну музыки
Знакомство с музыкальным знаком пауза
Спасти музыкальные инструменты
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: Хотите?, Сможете?.
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу, Я верю в свои силы,
Т.е. введение в ситуацию, это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и оказание помощи сказочному герою.
Этап 2. Актуализация.
На данном этапе в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.
Этап 3. Затруднение в ситуации.
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов Смогли? – Почему не смогли? помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этап 4.Открытие детьми нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса Что нужно делать, если чего-то не знаешь? воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
Этап 5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6.Осмысление (итог).
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опытрефлексия– важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как Понравилось, Что понравилось лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: Где были?, Чем занимались?, Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение детской цели.
С помощью системы вопросов: Где были?, Чем занимались?, Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение детской цели. А далее, с помощью вопроса: Почему нам это удалось? подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет детскую и учебную цели: Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…). В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения детской цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа Я (Я могу!, Я умею!, Я хороший!, Я нужен!).
Следует отметить, что технология Ситуация может реализовываться как целостно, когда дети проживают все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином.
по развитию детской инициативы в разных видах деятельности.
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению сопротивления материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Направления и способы поддержки детской инициативы:
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет - познавательная деятельность;
В 5-6 лет - в общение;
В 6-8 лет - образовательная деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике необходимо применять различные приемы и методы:
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. 2.Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
3)Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.
4)Трудовая деятельность
Создают такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
5)Метод проектов
Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
6)Ритуал планирования самостоятельной деятельности
Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.
7)Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
8)Создание Лэпбука
Лэпбук– это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбукпомогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию (приложение 1).
9) Геокешинг
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. geo– Земля, англ. cache– тайник) –это поиск сокровищ с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации.
Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями. Сегодня перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное. Использование технологиигеокэшинготкрывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников и решает следующие задачи:
-Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
- Закрепление у детей умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
- Развитие таких качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление.
- Стимулирование спортивной деятельности команд.
- Формирование исследовательских умений воспитанников.
- Формирование коммуникативных умений детей, культуры общения в жизненных ситуациях.
- Развитие активной жизненной позиции.
10) Адвент-календарь
Адве́нт(отлат.Adventus– приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.
Первый детский адвент-календарь был напечатан в Германии Герхардом Лангом. В детстве его мама каждый день до Рождества прикрепляла по одной конфете к открытке, тем самым скрашивая ему ожидание праздника. Став взрослым, Ланг устроился работать в типографию в Мюнхене, и в 1908 году его фирма впервые представила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию.Затем Герхард Ланг модифицировал свои календари, обеспечив их маленькими дверцами, за которыми могли скрываться сладости или фрагменты из Писания. Именно эта версия календарей ожидания обрела коммерческий успех.
Как сделать адвент-календарь?
Главное – идея. Вы выбираете количество дней, которое ребенок будет отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня.
Выбирается материал, из которого будут сделаны: конвертики, коробочки, стаканчики и т.д. Придумывается, как это будет выглядеть в итоге: в виде елочки, гирлянды, снеговика, Деда Мороза и т.д.
Кроме того, следует подумать, что будет находиться внутри. Это может быть конфетка, маленький подарочек, детали от большого подарка, записка, сказка и т.д.
Можно придумать целую сказку, можно подарить книгу, в которой каждый день будут появляться новые страницы, а можно дарить карты сокровищ, и каждый день путешествовать с детьми.
Содержание и вид АДВЕНТ-календаря ограничивается только фантазией. Главное условие, чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание.
Педагогические технологии (подходы) в развитии детской инициативы
Образовательная технология Детский совет
Детский совет - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на субъект-субъектном подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Детский совет предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.ЗадачиДетского совета:
Создать эмоциональный настрой на весь день – задать тон.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать эмпатию.
Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
Разработать план действий.
Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Детский совет проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.
Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал.позволяет объединить детей на совместную деятельность.
2. Беседа на свободную тему.Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На детском совете могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями?
Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) – это обеспечивает широкий диапазон событий.
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектомможно по-разному. Это может быть история одного ребенка Новогодние игрушки моей семьи или, это может быть случай из жизни педагога Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. Для этого можно использовать технологию Лидии Васильевны Свирской Что мы знаем?, Что хотим узнать?, Что сделать, чтобы узнать?
5. Совместное составление плана работы над проектом.
Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.
Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?, А может сделать альбом или книгу?
Активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во–первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы.
Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.
Детский совет проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, и подведения его итогов. Вечерний детский совет начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Образовательная технология Групповой сбор
Групповой сборпредставляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.
К задачам группового сбора относятся:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.
Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитафон, звоночек, тамбурин, игрушки, картинки.
Так же можно создать Зону выборав группе, обозначить центры активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор.
В группе также может присутствовать и Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нам нужно сделать, чтобы узнать?
Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.
Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.
Образовательная технология Твигис
Технология Твигис раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной, магистрант факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО Армавирский государственый педагогический университет.
В самом названии Твигис зашифровано три ключевых слова –творчество, игра и исследование. Именно игра - ведущий вид детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой личности.
Цель технологии:развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.
В основу технологии положены модель деятельности как процесса по А.Н. Леонтьеву и структура инициативности Т.С. Борисовой
Структура инициативности (по Т.С. Борисовой)
1. Когнитивный компонент (наличие у детей знаний об окружающем мире, себе, своих возможностях).
2. Мотивационный компонент (формирование познавательного мотива и действий).
3. Деятельный компонент (активизация познавательных процессов в деятельности).
4. Интеллектуальный компонент (интеллект, активность, возможность принятия собственных решений, творчества, оригинальных идей, использование нестандартных способов деятельности).
5. Волевой компонент (в психологической литературе инициативность рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль играет побуждение ставить пред собой задачу и осуществить ее).
6. Рефлексивный компонент (поведенческий).
Составлены 6 вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким образом, поисковый характер технологии ТВИГИС стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных результатов.
Шесть вопросов, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в деятельности
№ п/п
Вопрос
Характеристика действий
1
Что я знаю?
Мотивация
2
Что я хочу узнать?
Стимулирование к выдвижению идей, высказываний, мнений, предложений
3
Что сделать, чтобы узнать? (у кого? Каким способом? Кто подскажет? У кого спросить?)
Развитие инициативы через планирование действий. Составление плана действий
4
Чему я хочу научиться?
Достижение детей в деятельности
5
С кем я хочу это сделать?
Выбор партнера в деятельности. Осуществляется по желанию детей. Допускается индивидуальная деятельность, самостоятельная без партнера
6
Как у меня получилось?
Рефлексия, демонстрация результата,
достижения
Помощь в работе по данной технологии оказывает использование наглядности в виде шести смайликов, каждый из которых задает свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм самостоятельных действий. Участник учится планировать свою деятельность, развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход, анализировать полученный результат.
Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и мальчик определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы. Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: Что я хочу узнать о Тихом океане?, Что сделать, чтобы узнать?. Для мальчиков характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах.
Образовательная технология Ситуация
Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.
Целостная структура технологии Ситуация включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):
Этап 1.Введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят детскую цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что детская цель - это то, что ребенок сам хочет сделать и не имеет ничего общего с образовательной (взрослой) целью.
Например:
Взрослая цель
Детская цель
Образовательная ситуация Поможем маме-кошке
Научить делать кошку в технике оригами
Помочь маме кошке найти котят
Образовательная ситуация Путешествие в страну музыки
Знакомство с музыкальным знаком пауза
Спасти музыкальные инструменты
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: Хотите?, Сможете?.
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу, Я верю в свои силы,
Т.е. введение в ситуацию, это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и оказание помощи сказочному герою.
Этап 2. Актуализация.
На данном этапе в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.
Этап 3. Затруднение в ситуации.
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов Смогли? – Почему не смогли? помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этап 4.Открытие детьми нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса Что нужно делать, если чего-то не знаешь? воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
Этап 5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6.Осмысление (итог).
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опытрефлексия– важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как Понравилось, Что понравилось лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: Где были?, Чем занимались?, Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение детской цели.
С помощью системы вопросов: Где были?, Чем занимались?, Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение детской цели. А далее, с помощью вопроса: Почему нам это удалось? подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет детскую и учебную цели: Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…). В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения детской цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа Я (Я могу!, Я умею!, Я хороший!, Я нужен!).
Следует отметить, что технология Ситуация может реализовываться как целостно, когда дети проживают все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином.