Публикации
ВЫЯВЛЕНИЕ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЫЯВЛЕНИЕ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
Автор: Марфицина Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЫЯВЛЕНИЕ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
Автор: Марфицина Елена Геннадьевна
ВЫЯВЛЕНИЕ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРАПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВЕ.Г. Марфицина, магистрант,А.Г. Светлаков, д.р.-э.н. наук, профессорФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, РоссияАннотация. В статье рассматривается проблема монополизации рынка в экономике России и ее влияние на экономическую безопасность бюджетной системы. Особое внимание уделено антимонопольной политике государства и выявлению ее недостатков. Автор анализирует правовые и экономические последствия картельного сговора в контексте торговых процедур, подчеркивая их отличия от других форм монополистических объединений. Считается, что проблема картельного сговора имеет существенное влияние на экономическую ситуацию в стране и требует особого внимания.Для получения более достоверного результата, он обращается к федеральному закону "О защите конкуренции", который является основой анализа. Статья исследует различные схемы, используемые участниками сговоров на торгах для удовлетворения своих интересов. Особое внимание уделяется вреду, наносимому картельными сговорами на рынке, который составляет 1,5–2 % от ВВП ежегодно. Поэтому важно изучить динамику дел о нарушении антимонопольного законодательства за последние годы, чтобы понять общую картину.Эксперты утверждают, что распознать латентный картельный сговор довольно сложно, и это факт нужно учитывать. Для оптимизации процесса выявления сговора необходимо принимать во внимание этот факт. Роль ФАС в обеспечении соблюдения антимонопольного законодательства, ее функции и традиционные методы выявления сговора определены в статье. В практических примерах, приведенных в заключительной части статьи, демонстрируется существование проблемы сговора в современных условиях.Ключевые слова: картельный сговор; антимонопольное законодательство; государственные закупки; ограничение конкуренции; картель; экономические преступления; антиконкурентные соглашения; государственные контракты; ФАС.ВведениеВ условиях рыночной экономики Россия столкнулась с проблемой формирования конкурентной среды с самого начала 1990-х годов. После распада Советского Союза в наследство России перешло множество компаний-монополистов, особенно заметно это проявилось в сфере промышленности. Эффективное проведение антимонопольной политики станет ключевым фактором для дальнейшего социально-экономического развития страны. Скорость и успешность демонополизации экономики будут определять перспективы России на мировой арене.С начала времен было сделано много работы, и сейчас мы замечаем, что мелкие производители стали все активнее появляться на рынках. Часто мы услышим по телевизору, как ФАС запретила слияние или начала расследование против компании. Оценить ситуацию с конкуренцией в России довольно сложно, именно поэтому необходимо более детально изучить проблему антимонопольного регулирования как с теоретической, так и с практической точек зрения.Важность данной работы заключается в том, что Россия недавно перешла от командной экономики с государственными монополиями к рыночным началам, и теперь России приходится бороться с конкуренцией на своих рынках.Изучение проблемы антимонопольного регулирования является одним из важных направлений в развитии страны. В современных условиях особое внимание уделяется государственному регулированию конкуренции, что делает данное исследование актуальным. Механизм выявления картелей является объектом изучения, в то время как форма монополистического объединения - картель, выступает предметом анализа.Методы и материалыВ работе авторы применили различные методы, такие как сравнительный анализ, математические расчеты, статистические исследования, а также анализ нормативных документов и научных публикаций. Они также использовали графические методы для визуализации статистических данных. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить влияние картели на экономику и проанализировать динамику дел о нарушении антимонопольного законодательства за последние годы.Исследование по выявлению картельного сговора включает в себя анализ различных аспектов, рассмотренных специалистами, такими как Киреева А.В., Аношкина Е.В., Казанцев Д.А., Власова Е.Л., Кузнецова А.П. и другими. Основой для исследования послужили правовые акты Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства, а также научные работы и интернет-ресурсы. Функции и методы ФАС в области борьбы с картелями основаны на теоретических и методологических положениях, разработанных российскими авторами.Результаты и обсужденияДля достижения более глубокого понимания темы, важно выявить основные особенности картелей. Рассмотрение экономических и правовых последствий их деятельности, описанных в статье 11 Федерального закона «О защите конкуренции», представляется целесообразным.На рисунке 2 мы видим разнообразные схемы, применяемые участниками на аукционах при сговоре в картелях. Исследования подтверждают, что эти схемы наносят серьезный ущерб торгам, эквивалентный 1,5–2% ВВП ежегодно. Важно отметить, что картельные договоренности вредят не только самим торгам, но и всей экономике, нарушая антимонопольное законодательство и отрицательно влияя на финансирование национальных проектов через государственные закупки. Посмотрим на динамику нарушений в антимонопольном законодательстве на рисунке 3.Бюджетные расходы увеличиваются из-за картельных сговоров, которые приводят к снижению уровня конкуренции на торгах. Это причиняет ущерб бюджетам всех уровней, что подтверждается нарушениями по статье 11 федерального закона. Сложно выявить картельный сговор, так как он скрыт в 99% случаев, согласно мнению экспертов. Вот как представлено на рисунке 4.Необходимо уделить внимание улучшению механизмов контроля в сфере закупок и предотвращению сговоров участников картелей. Эта проблема становится все более острой и требует срочного вмешательства. Для повышения конкуренции на рынке торгов нужно не только улучшить методы надзора, но и обеспечить стабильность бюджетов и сократить долю теневой экономики в странеФедеральная антимонопольная служба РФ, созданная только в 2004 году в качестве федеральной службы, отвечает за выполнение антимонопольной политики в стране. До этого Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, действовавшее с 1998 по 2004 год, было предшественником данного органа. Игорь Артемьев, который с 2004 года возглавляет ФАС РФ, был уполномочен руководить государственной политикой в этом направлении. Основные функции Федеральной антимонопольной службы включают.Для выявления картельного сговора (рис. 6) ФАС использует различные методы, которые также необходимо подробно рассмотреть.Федеральная антимонопольная служба начинает расследование нарушений антимонопольного законодательства по разным причинам. Заявления могут поступать от различных лиц: физических или юридических лиц, государственных учреждений или же из СМИ. ФАС также самостоятельно может выявить нарушения. Лица, подающие заявления, должны приложить к ним все необходимые документы, подтверждающие нарушение закона. Федеральная антимонопольная служба обязана рассмотреть каждое обращение в течение месяца.В случае обнаружения ФАСом возможного нарушения конкуренции, председатель ФАСа может выдать указ о назначении специальной комиссии для изучения конкретного инцидента. В процессе расследования все стороны дела будут выслушаны. После завершения анализа, члены комиссии проголосуют за приговор. После оглашения решения оно вступает в силу немедленно. Однако существуют определенные критерии, при которых ФАС не имеет права начать расследование. Например, дело не будет рассматриваться, если нарушение антимонопольного законодательства было совершено более трех лет назад.Регулирование антиконкурентных соглашений в России начинается с установления высоких или низких цен на товары различным потребителям без объяснения экономических или технических причин. Это приводит к созданию дискриминационных условий и нарушению законодательно установленных правил ценообразования. Появление барьеров для входа на рынок других компаний становится следствием изъятия продукции одной фирмы из обращения. Поэтому важно рассматривать концепцию «согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке», впервые упомянутую в статье 8 Закона о защите конкуренции.Запрет на ограничение конкуренции введен в 11 статье закона. Нельзя заключать соглашения, которые могут привести к установлению цен, повышению или понижению цен на аукционах, разделу товарного рынка по различным критериям, установлению необоснованных цен или созданию препятствий для других фирм на рынке.В 2013 году произошло значительное событие в юридической сфере, когда несколько компаний, включая «Русское море», «Технолад», «Акро», «Профи-бизнес», и «Нептун», были признаны виновными в нарушении закона о конкуренции за создание картеля на рынке поставок норвежской рыбы на российском рынке. Штраф в размере 184 млн рублей был наложен на эти компании. Еще одним важным случаем стало признание ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком» в установлении незаконных тарифов на зоновое завершение вызова, что привело к получению ОАО «Мегафоном» незаконного дохода в размере 55 млн рублей.В 2020 году с Росфинмониторингом проводились совместные расследования картелей, действующих на рынке государственных контрактов. Основной упор был сделан на дела, связанные с национальными проектами, поставкой медицинских товаров, строительством, обслуживанием учебных заведений и поставкой топливно-смазочных материалов. Анализ судебно-следственной практики, проведенный территориальными органами ФАС России, показал, что наиболее успешные результаты в борьбе с картелями и другими антиконкурентными соглашениями достигаются в регионах, где эффективно взаимодействуют антимонопольные и правоохранительные органы на начальных этапах сбора и проверки документов, а также при возбуждении уголовных дел.Для эффективного противодействия незаконным сговорам и установлению контактов между различными компаниями были созданы и внедрены в работу два модуля автоматизированной информационной системы «АнтиКартель». Они предназначены для своевременного обмена информацией и совместного планирования проверочных мероприятий. В рамках этих модулей осуществляется взаимодействие с единой информационной системой в сфере закупок и устанавливаются связи между различными хозяйствующими субъектами.Интегрированный модуль аналитической обработки информации о государственных и муниципальных закупках и закупках отдельных юридических лиц связан с модулями «Поиск связей хозяйствующих субъектов» и «Работа с ЕИС». При помощи данной интеграции осуществляется весь необходимый набор действий для выявления признаков антиконкурентного соглашения через удобную «систему одного окна».Выводы. В современных условиях особенно важно обращать внимание на выявление картельных сговоров, чтобы уменьшить долю теневой экономики и обеспечить стабильность финансовой и бюджетной системы. Вопросы экономической безопасности в сфере закупок требуют рационального распределения средств, контроля качества товаров и поддержания здоровой конкуренции. В заключение, необходимо совершенствовать механизм выявления сговоров на торгах для обеспечения устойчивости страны.При заключении сделки с определенным контрагентом заказчик должен обязательно учитывать результаты проведенных исследований, чтобы грамотно выбрать победителя тендера и действовать с осторожностью.